Возникновение и развитие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:21, реферат

Краткое описание

В развитии форм налогообложения можно выделить три этапа.
Первый этап – начальный – от древнего мира до средних веков. Характеризуется бессистемностью, целевым характером платежей. Преобладает имущественно-натуральная форма платежей.
Государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов, определяет только общую сумму средств, которую желает получить. Сбор налогов поручае6тся городу, общине, откупщикам.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги лл.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

-Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением.

-Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию.

Ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливается  разделом 6 НК РФ.

Налоговое правонарушение (ст. 106 НК РФ) – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Налоговым кодексом (ст. 108) определены следующие общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- налогоплательщик не виновен в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не  будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке;

- налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возлагается на налоговые органы;

- неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в его пользу.

Законодательство признает  обстоятельства, исключающие вину лица в отношении налогового правонарушения: совершение его вследствие стихийных бедствий,  других обстоятельств, непреодолимой силы; исполнение налогоплательщиком письменных разъяснений,  по вопросам применения налогового законодательства, данных налоговым органом.                              При применении налоговой ответственности законодательство учитывает признаки повторности и умысла; т.е. предусматривает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст.110 – 112).

              Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определен в три года.                     

              Налоговая ответственность – это комплексный институт, объединяющий нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений. Поэтому ответственность регулируется Налоговым кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовным кодексом. В соответствии с Налоговым кодексом для различных видов правонарушений установлены различные штрафные санкции, размер которых определяется в рублях или процентах от  сумм полученных доходов.   Виды налоговых правонарушений и размеры штрафных санкций за их совершение устанавливаются статьями 116 – 135 НК РФ. Например:

              - Нарушение установленного 10-дневного срока постановки на учет в налоговом органе  - штраф 5000руб.

              - Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет  в налоговом органе на срок более 90 дней – штраф  10000 руб.

              - Грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

- совершенное в одном налоговом периоде – штраф  5000 руб.,

- совершенное в течение более одного налогового периода  -  штраф 15000руб. 

- повлекшее занижение налогооблагаемой базы – штраф 10%  суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб.

Другие нарушения.

 

Налоговые органы выступают основным звеном налоговых правоотношений со стороны государства. На них возложены главные задачи по реализации налогового законодательства.

Налоговые органы представляют собой единую систему инспекционных  органов исполнительной власти, обеспечивающих государственный контроль за  соблюдением налогового законодательства РФ, а также координацию деятельности других органов исполнительной власти по вопросам налогообложения.

Как самостоятельные налоговые органы существуют с 1990 года. До этого времени их функции осуществляли финансовые органы.

Основными задачами налоговых органов являются:

1.      Контроль за соблюдением налогового законодательства.

2.      Контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

3.      Методологическое руководство налогообложением.

4.      Осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Деятельность налоговых органов построена на принципах: единства, независимости, централизма.

1. Принцип единства означает, что налоговые органы проводят единую налоговую политику, единообразно применяют налоговое законодательство.               2. Принцип независимости понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

3. Принцип централизма означает, что  налоговая служба России является централизованной системой налоговых органов. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ и другим законам.

Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в  Российской Федерации, и состоит из трех звеньев.

 

1.      Федеральный орган исполнительной власти – Федеральная налоговая служба Российской Федерации  (ФНС РФ).

Его территориальные органы:

2.      Управления ФНС РФ  по субъектам Российской Федерации.

3.      Межрегиональные инспекции ФНС РФ.

4.      Инспекции ФНС РФ по районам.

5.      Инспекции ФНС РФ по районам в городах. 

6.      Инспекции ФНС РФ по городам без районного деления.

7.      Инспекции ФНС РФ межрайонного уровня.

Возглавляет систему налоговых органов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов.

Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах (ИФНС РФ). Они выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории.  ИФНС обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление  этих платежей в бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют  достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и обязательных платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм  финансовых  санкций и  административных штрафов; приостанавливают  операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным  и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтер­ских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

К компетенции районных (городских) налоговых инспекций относятся применение финансовых  санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов за  нарушения, допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне  взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в бюджет  через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего  по  праву наследования государству, а  также кладов. Они  вправе предъявлять в суд и  арбитражный  суд иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по  основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в  случаях нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям  законодательства и  взыскании  доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход  государства всего полученного  по  таким  сделкам; о  взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Сотрудники районной (городской) налоговой инспекции  составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а  районным и городским  финансовым органам - ежемесячные сведения  о фактически  поступивших суммах налогов и других платежах в бюджет. Часть этих функций  реализуется в  повседневной деятельности инспекторским составом, часть - руководителем или его заместителем.

        Права налоговых органов РФ установлены статьей 31 НК РФ:

       1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по  формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и   перечисления) налогов;

      2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

      3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

      4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо  в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

      5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

      6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

      7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в  бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных       налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить       должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию)       производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к      невозможности исчислить налоги;

      8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

      9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в   порядке, установленном НК РФ;

      10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их  доходам;

      11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных  поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и   пени;

      12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов  и переводчиков;

      13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

      14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

Информация о работе Возникновение и развитие налогов