Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:59, реферат

Краткое описание

Предпринимательская деятельность характеризуется определенными признаками. Не останавливаясь пока на их рассмотрении, заметим, что в отдельных случаях в рыночной экономике осуществляется хозяйственная деятельность, не являющаяся предпринимательской, например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций. Эта не типичная для рыночной экономики хозяйственная деятельность также охватывается нормами предпринимательского права. Как уже говорилось, предпринимательское право — это хозяйственное право рыночной экономики. Поэтому некоторые авторы используют термины «предпринимательское (хозяйственное) право», «хозяйственное (предпринимательское) право».

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности 5
2. Правовое регулирование межотраслевых связей и способы ее осуществления 13
3. Правовое регулирование производственной деятельности, материально-технического снабжения и реализации продукции и услуг, производственно-технического обслуживания предприятий и организаций 17
4. Усиление роли договорных отношений 22
5. Рассмотрение и решение хозяйственных споров 24
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Виды, размеры, порядок  финансовых льгот устанавливаются  при конкретной целевой программе.

Помимо финансирования целевых программ, государство осуществляет мероприятия по оказанию

финансовой помощи и  поддержке предприятий тех отраслей народного хозяйства, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой – не может осуществляться без притока денежных средств извне.

Финансовая поддержка  может осуществляться в виде:

  • дотаций – это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную

продукцию для покрытия убытков;

  • компенсаций – возмещение государством понесенных предприятием расходов; методом

компенсирования возмещаются, например, затраты на приобретение минеральных удобрений (п. 2

Постановлений Правительства  № 702);

  • субсидий – денежная помощь, оказываемая государством в качестве дополнительного источника покрытия расходов. Например, государством субсидируется часть кредитов, используемых сельскохозяйственными производителями на приобретение высокопроизводительных машин (п. 4 Постановления Правительства № 1186).

Самофинансирование – финансы занимают особую роль в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме.

Финансовые ресурсы  предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использование его доходов.

Способы образования  уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. Средства уставного капитала направляются на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности. Он может также расходоваться на приобретение лицензий, патентов и т.п. Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму – форму выручки.

Однако выручка –  это еще не доход, хотя и является источником возмещения затраченных  на производство продукции средств и формирование денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В процессе использования выручка делится на качественно разные составные части.

Одно из направлений  использования выручки – формирование амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа производственных товаров потребителю и поступления выручки. Создавая товар, предприятие расходует сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. Если сопоставить полученную от реализации продукции выручку и производственные затраты и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает прибыль.

Полученная прибыль  не остается полностью в его распоряжении: часть в виде налогов поступает в бюджет.

Налог – обязательный взнос в госбюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, является главным  источником финансирования его потребностей, которые можно определить как накопление и потребление. Именно пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия. Средства, направленные на накопление (амортизационные отчисления и часть прибыли), составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно-техническое развитие. На этой основе происходит формирование финансовых активов – приобретения ценных бумаг, долей участия в других предприятиях. Другая

часть прибыли направляется на социальное развитие предприятия, в  том числе на потребление.

• Благотворительное – нужды предприятий могут обеспечиваться путем получения денежных сумм от благотворительных организаций или других предприятий на благотворительной основе.

Грант – целевые средства, предоставленные безвозмездно иностранными благотворительными

организациями предприятиями, организациями, физическим лицам в  форме денежной или натуральной  на проведение научных или других исследовательских, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Организации, получившие грант, по окончании года, предоставляют в налоговую инспекцию по месту своего нахождения отчет о поступившей сумме и ее использовании.

4. Усиление роли договорных отношений

Договор является основной формой закрепления экономических  взаимоотношений между сельскохозяйственными и любыми другими коммерческими организациями.

Договорные  отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) определяют такие сферы их деятельности, как приобретение оборудования, техники, строительных материалов и иных материальнотехнических средств, сбыт сельскохозяйственной продукции, межхозяйственное сотрудничество, землепользование и аренда земель, инвестиционный процесс, участие в фондовом рынке, страхование, перевозки и иные направления хозяйственной деятельности.

В условиях экономической  реформы роль договорных отношений  и законодательства о договорах постоянно возрастает. Это связано, с одной стороны, с переходом от административного регулирования в аграрной сфере к рыночным отношениям, а с другой — с усиливающимся разнообразием видов хозяйственной деятельности, которыми занимаются сельскохозяйственные коммерческие организации (предприятия) в современных условиях.

Переход к рыночной экономике, отказ от командно-админимстративных  методов и замена их преимущественно экономическими внесли коренные изменения в характер договорных отношений. Рыночная экономика немыслима без свободы предпринимательской деятельности и широких полномочий по реализации производимой продукции. Поэтому переход к рыночной экономике сопровождался расширением правомочий сельскохозяйственных товаропроизводителей, признанием их собственниками произведенной ими продукции, предоставлением широких прав по ее реализации.

Все большее  значение при определении условий  каждого конкретного договора имеет соглашение сторон, что закреплено в ст. 421 ГК РФ в качестве принципа свободы договора как основополагающего начала договорного права. Этот принцип проявляется в исключительно добровольном заключении договоров, расширении сферы применения договорных цен, большей индивидуализации условий договоров и т.д.

Активно формируются  новые сферы применения договорных форм. Это относится прежде всего к договорному регулированию отношений государственных и муниципальных предприятий с органами государственного управления, уполномоченными осуществлять управление такими предприятиями. Появились договоры о доверительном управлении (гл. 53 ГК РФ), договоры аренды предприятий, договоры об управлении, если функции исполнительного органа акционерного общества передаются по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю-управляющему.

Появляются  новые объекты договорных связей. Примерами могут быть включение в хозяйственный оборот информации и различных объектов интеллектуальной и промышленной собственности, ценных бумаг, недвижимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рассмотрение и решение хозяйственных споров

Хозяйственные споры – разногласия, возникающие между участниками хозяйственных отношений.

По содержанию хозяйственные  споры подразделяются на:

• споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров (например, поставки подряда на капитальное строительство, перевозки грузов и др.);

• споры, связанные с исполнением договоров и иных обязательств (например споры, связанные с

исполнением договора хранения, страхования, энергоснабжения и  др.);

• споры, возникающие по другим основаниям (например, споры, возникающие в сфере управления).

Государство заинтересовано наиболее экономично и рационально урегулировать возникающие между организациями разногласия. Прежде всего, участники спора, до предъявления иска, должны принять все зависящие от них меры по его непосредственному урегулированию путем предъявления и рассмотрения претензий. Претензия (от лат. притязание) – требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы.

Претензионный порядок урегулирования споров в РФ урегулируется Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 июня 1992 года. В нем указано, что претензия предъявляется в письменной форме в срок от одного до шести месяцев и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации либо гражданином-предпринимателем. В претензии указывается: требования заявителя; сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующее законодательство; перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования спора. Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, факсу, с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку. К претензии прилагаются документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования или надлежаще заверенные копии либо выписки из них.

Претензия рассматривается  в течение тридцати дней со дня  получения, если иной срок не установлен соглашением сторон. Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя соответствующей организации либо гражданином-предпринимателем. В ответе на претензию указывается:

• при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;

• при полном или частичном отказе в удовлетворении претензии – мотивы отказа со ссылкой на законодательство и доказательства, обосновывающие отказ, перечень прилагаемых к ответу на претензию документов, других доказательств. Ответ на претензию отправляется заказным или ценным письмом, по телетайпу, факсу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию, либо вручается под расписку.

В том случае, если претензия отклонена или ответ на нее не получен в срок, заинтересованная сторона вправе обратиться за защитой с иском в арбитражный суд или иной орган, которому подведомственен спор, в частности, в третейский суд.

Третейский  суд рассматривает споры на основании Временного Положения о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 года. Временное Положение применяется при передаче на разрешение третейских судов экономических споров, подведомственных арбитражным судам в соответствии с Законом РФ "Об арбитражном суде" и Арбитражным

процессуальным кодексом РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами. В РФ могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами. Постоянно действующие третейские суды (органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора) могут создаваться торговыми палатами, биржами, предприятиями, учреждениями, организациями, которые информируют арбитражный суд о его создании и составе. Хозяйственный спор передается на рассмотрение третейскому суду на основании соглашения сторон о передаче спора третейскому суду в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения, которое заключается в письменной форме.

В течение срока, согласованного сторонами или определенного  третейским судом, истец излагает свои требования в форме письменного заявления (иска), которое передается третейскому суду, а его копия ответчику.

К исковому заявлению  прилагаются документы, подтверждающие наличие соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

Третейский суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств. Сторонами заблаговременно должно быть направлено уведомление о заседании третейского суда.

Информация о работе Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности