Шпаргалка по дисциплине "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 00:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

1. Международное право: понятие и предмет регулирования.

Международное право – сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путём соглашений, и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Международное право – это особая правовая система, которая существует параллельно национальным правовым системам. Правовая система – это совокупность всех правовых явлений в государстве. Элементы: система права; правотворчество; правоприменение; правосознание; правовая идеология.

Предмет международного права – международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо государства. Включает отношения:

  • между государствами – двусторонние и многосторонние отношения;
  • между государствами и международными межправительственными организациями;
  • между государствами и государствоподобными образованиями;
  • между международными межправительственными организациями.

МП как система права – это совокупность принципов и норм, создаваемых определенными субъектами МП и регулирующих международные отношения.

1) Нормы МП создаются в основном  государствами и международными организациями на основе соглашения

2) Международные отношения, выходящие  за пределы компетенции и юрисдикции  государства – предмет МП.

Объекты международных отношений:

1) Вопросы, которые по своей сути  являются международными и не  могут относиться к внутренней компетенции государства:  вопросы, составляющие общечеловеческие интересы и ценности (вопросы мира и безопасности; правовой режим международной территории; глобальные экологические проблемы и др.)

2) Другие вопросы, которые могут  быть разрешены только совместными усилиями государств на основе учета их взаимных интересов (установление государственных границ; оказание правовой помощи по уголовным, гражданским делам)

3) Вопросы, которые входят во  внутреннюю компетенцию государства, но для более эффективного их разрешения необходимо сотрудничество с другими государствами (обеспечение и защита прав человека; осуществление международной уголовной юрисдикции в отношении определенных преступных деяний).

 

2. Соотношение МП  и внутригосударственного права.

Проблема возникла в конце 19в.

2 теории: 1) Монизм: МП и внутригосударственное право – это единое целое. 2 подвида: - доминанта МП над государственным правом  - доминанта государственного над МП (Гегель).  2) Дуализм: МП и государственное право – это две автономные правовые системы, взаимодействующие и взаимовлияющие.  Соотношение МП и государственного права регламентируется государственными актами.

Способы:

1) Государство  может предусмотреть  в законодательстве положение  о непосредственном действии норм МП на его территории (Франция, Бельгия, РФ, Нидерланды). Пример: Конституция РФ ч. 4 ст. 15.: «Общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяется правила международного договора».

2) Государство может трансформировать  нормы МП в нормы государственного  права путем принятия нового  нормативного акта или внесения  изменений в нормативные акты  – дуалистические государства (Ирландия, Дания, Соединенное Королевство).

 

3. Субъекты МП: пон-е, виды. М/н правосубъектность инд-дов.

Субъекты МП – это участники международных правоотношений, которые обладают правами и несут обязанности, закреплённые в МП.

Традиционно в качестве субъекта МП рассматривалось государство, потом стали выделять международные межправительственные организации, потом нации и народы, борющиеся за независимость (организация освобождения Палестины) и государствоподобные образования (Ватикан). Их свойства: они могут создавать нормы МП;  могут вступать друг с другом в дипломатические отношения.

Современная точка зрения: субъекты МП – это еще и международные неправительственные организации (Гринпис, комитет красного креста и полумесяца, ЮЛ, ФЛ), так как:

1) как субъекты МП они могут обращаться в международные организации по защите прав человека

2) ФЛ  может нести международную  уголовную ответственность, но оно  не может заключать международные  договоры.

Особенности субъектов МП:

1) В МП нет недееспоспособных субъектов.

2) Правосубъектность в МП –  это объем прав и обязанностей, закрепленных в нормах МП.

3) Правоспособность в МП (ст. 6 ВК  о праве международных договоров 1969г.) – каждое государство обладает  правоспособностью.

Виды субъектов:

По происхождению:

1) Основные (первичные): государство, нации и народы, борющиеся за  независимость – они являются  самостоятельными, их правосубектность  не зависит от чьей-либо воли.

2) Вторичные (производные): международные  межправительственные организации, государствоподобные образования, нетрадиционные субъекты МП:

- они порождены как субъекты МП волеизъявлением государств, зафиксированы в международном договоре.

 По объёму прав и обязанностей:

1) правосоздающие (традиционные) = правореализующие 

2) правореализующие (нетрадиционные).

Правосубъектность индивидов: в МП нет норм, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, представляемые МП. Современные нормы МП устанавливают права, обязанности, ответственность индивидов. Разрабатывается проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Сегодня применяется статут международного трибунала в правонарушениях, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за нарушения гуманитарного права  на территории бывшей Югославии. Существует множество конвенций о предотвращении и наказаниях преступлений международного характера. Расширился круг международных норм, предоставляющих индивиду юридические возможности их обеспечения и защиты. В договорах защищищаются также гражданские, семейные, трудовые отношения. Европейская конвенция по защите прав и свобод человека, ч.3 ст.46 Конституции РФ: каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

 

4. Государства – основные субъекты МП. Постоянно нейтральные гос-ва.

С точки зрения современного МП, государство - образование, обладающее:

- суверенитетом

- определенной территорией 

- населением

Государство обладает универсальной правоспособностью

Государства как участники МО равны.

Права и обязанности:

- основные  ПиО – обусловлены  основными принципами МП 

- производные  ПиО – вытекающие  из основных ПиО

- индивидуальные ПиО – двусторонние  или трёхсторонние договоры.

Постоянно нейтральное государство – то государство, которое добровольно приняло на себя обязательство путём заключения международного договора или в одностороннем порядке соблюдать постоянный нейтралитет, т.е.:

  • не вступать в военные союзы;
  • не допускать военного присутствия на своей территории других государств в мирное и военное время;
  • не участвовать в вооруженном конфликте между государствами;
  • воздерживаться от политики, которая могла бы привести к вовлечению в войну.

Постоянный нейтралитет не влечёт утрату государством права на самооборону в случае нападения на него, у государства могут быть свои вооруженные силы.

Сегодня: Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджи, Мальта, Туркменистан.

Признание государств.

Способы образования государств:

1) В результате коренных изменений  в экономическом и политическом  строе.

2) Объединение нескольких государств  в одно.

3) Разделение одного государства  на несколько государств.

4) В результате отделения от  государства части территории  и образования на ней самостоятельных  государств.

5) Образование нового государства  на месте бывшей колонии.

Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.

Теории:

1) Конструктивная теория – только  после признания всеми (большинством) существующими государствами.

2) Декларативная теория – с  момента провозглашения.

Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осущствления прав в качестве субъекта МП.

Способы признания государства:

1) Де-Юре (полное) – установление  дипломатических отношений с  новым государством, обмен дипломатическими представительствами и консульствами.

2) Де-Факто – заключение международных  договоров по различным вопросам.

 

5. Участие субъектов  РФ в международных и внешнеэкономических  связях.

Степень самостоятельности определяется конституцией либо федеративным договором, либо договором о разграничении предметов ведения между федерацией и её субъектами.

Конституция РФ – ст. 71, 72, 73; ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей в субъектах РФ» от 4.01.99.

Субъекты РФ вступают в международные и внешнеторговые связи с субъектами других федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иных государств, с иным государством в целом – только с разрешения правительства РФ.

Международные и внешнеэкономические связи – культурные, экономические, гуманитарные, научно-технические и другие связи. По этим вопросам субъекты РФ могут заключать международные соглашения.

Порядок заключения международных соглашений:

1. ОГВ субъектов РФ уведомляют  о вступлении в переговоры по поводу заключения соглашений федеральные ОГВ.

2. ОГВ субъектов РФ должны  предоставить проект в МИД  РФ либо в другой федеральный  ОИВ не позднее месяца до  подписания такого соглашения.

3. федеральный ОИВ должен ответить  в 20-дневный срок на проект. В  случае разногласий – согласительная комиссия. Соглашение не должно противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, международным договорам РФ.

Субъекты РФ могут участвовать в работе международных межправительственных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей (например, конгресс местных и регион-ых властей).

Субъекты РФ могут открывать свои представительства в иных государствах. Они не являются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Работники не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

 

6. Правопреемство государств: понятие, источники, основание, случаи, объекты, теории.

Правопреемство государств в МП – это смена одного государства другим, в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и за осуществление к этому моменту прав и обязанностей

Основание – юридический факт возникновения нового государства.

Случаи: коренное изменение политического и экономического строя; выделение одного государства из другого; разделение государств; объединение государств; образование государства на месте колонии.

Объект правопреемства:

1) Международные договоры;

2) Государственная собственность;

3) Государственные долги;

4) Государственные архивы.

Стороны:

-государство - предшественник;

-государство - преемник.

Источники:

1) Венская конвенция о правопреемстве  государств в отношении международных  договоров (1978г.), вступила в силу  с 1996г.

2) Венская конвенция о  правопреемстве государств в  отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г. (недействительна).

Обе конвенции исходят из принципа, что вопросы правопреемства могут решаться по соглашению сторон, а положения конвенции будут применяться только при отсутствии договоренности. Неурегулированные в конвенции вопросы будут регулироваться принципами общего МП.

Теории по вопросам правопреемства:

1) Негативная: новое государство  никак не связано с государством - предшественником (теория Табула  Раса – «чистой доски»).

2) Теория Континуитета (продолжение)

Теории не применялись на практике.

 

7. Правопреемство РФ  и других государств на территории  бывшего СССР.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международное право"