Основное содержание и виды шенгенских виз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основного содержания и видов шенгенских виз.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1) определить понятие виза и рассмотреть историю шенгенского соглашения;
2) изучить правовые акты, регулирующие нормы передвижения людей в европейском союзе;
2) раскрыть основное содержание и виды шенгенских виз;
3) рассмотреть порядок и условия выдачи шенгенских виз;
4) выяснить основные причины отказа в выдачи шенгенских виз.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые аспекты возникновения Шенгенского пространства………………………………………………………………………5
1.1 Понятие визы. История шенгенского соглашения………………….5
1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие передвижение людей в Европейском союзе………………………………………………………...8
ГЛАВА 2. Анализ основного содержания и видов шенгенских виз……………………………………………………………………………..….13
2.1 Виды шенгенских виз..…………………………………………….…13
2.2 Порядок и условия выдачи шенгенской визы………………………15
2.3 Причины отказа в выдаче шенгенской визы………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…….31

Вложенные файлы: 1 файл

Шенгенская виза курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

  Основное содержание и виды шенгенских виз

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые аспекты возникновения Шенгенского пространства………………………………………………………………………5

1.1 Понятие  визы. История шенгенского соглашения………………….5 1.2. Нормативно-правовые акты, регулирующие передвижение людей в Европейском союзе………………………………………………………...8

ГЛАВА 2. Анализ основного содержания и видов шенгенских виз……………………………………………………………………………..….13

2.1 Виды шенгенских виз..…………………………………………….…13

2.2 Порядок и условия выдачи шенгенской визы………………………15

2.3 Причины отказа в выдаче шенгенской визы………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…….31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В международном и европейском праве вопросам паспортно-визовой политики уделяется особое внимание, как важнейшему элементу внешней политики государств.

Начальной целью визовой политики было уменьшение потока нелегальных иммигрантов и  борьба с организованной преступностью. В процессе поиска политических решений, направленных на снижение влияния ограничительной визовой политики для свободного передвижения граждан третьих стран, с одной стороны, и сохранения внутренней безопасности с другой стороны, ЕС инициировал заключение двусторонних соглашений относительно визовых  вопросов с государствами, которые осуществляли тесное сотрудничество с ЕС. Эти соглашения, направленные на упрощение свободного передвижения людей между ЕС и третьими странами, поощрение легальной миграции, и в некоторых случаях – постепенная отмена визового режима между ними – в обмен на активизацию сотрудничества в области миграционных потоков борьбу с трансграничной преступностью и принятие передового опыта ЕС.

Страны Шенгенского соглашения привлекает российских туристов своей возможностью посетить по одной визе множество стран, от Норвегии до Греции, от Испании до Эстонии.  Свободное перемещение иностранных граждан внутри Шенгенской  зоны имеет огромный потенциал в развитии активного отдыха, ведения бизнеса, приобретения недвижимости на территории этих государств.

  Целью курсовой работы является изучение основного содержания и видов шенгенских виз.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1) определить понятие виза и рассмотреть историю шенгенского соглашения;

2) изучить правовые акты, регулирующие нормы передвижения людей в европейском союзе;

2) раскрыть основное содержание и виды шенгенских виз;

3) рассмотреть порядок и условия выдачи шенгенских виз;

4) выяснить основные причины  отказа в выдачи шенгенских виз.

Объектом исследования является шенгенская виза.

Предметом выступают нормы международного права, регулирующие передвижение в шенгенском пространстве.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области международного права:

Алифанова Ф.С., Дмитриева Г.К., Иншакова А.О., Калиниченко П.А., Кашкин С.Ю., Тихонова С.Н., Черявко Т.П., Четвериков А.О., Шайхутдинова Г.Р., Яковлева Л.И.

 Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. Теоретико-правовые аспекты возникновения Шенгенского пространства

 

1.1 Понятие визы. История шенгенского соглашения.  

 

Ви́за — разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение тех или иных границ. Как правило под визой понимается фактическое разрешение иностранцу на въезд на территорию другого государства. Однако существуют также «выездные» визы, дающие право на выезд из страны.1

Визы конкретной страны выдаёт, как правило, консульство или посольство страны в другой стране. Иногда этим вопросом могут также заниматься аккредитованные визовые центры. В СССР и России визы выдавали ОВИРы — отделы виз и регистрации (иностранцев).

Миграционный контроль, как правило, между странами, которые заключили между собой соглашение о безвизовом режиме, не отменяется. Контроль отсутствует только между странами, которые состоят в визовых союзах (например, Россия и Белоруссия или страны Шенгенской зоны). Иммиграционный контроль во многих странах может запретить въезд обладателю действительной визы в случае нарушения им условий получения визы, нарушения законодательства страны, в которую он въезжает, или в случае, если есть сомнения в цели его поездки.

Шенгенская виза даёт право свободного перемещения по всем странам шенгенского соглашения (без внутреннего пограничного контроля).

Шенгенская виза выданная любым консульством, действительна на всей территории шенгенского соглашения.2

 Шенгенские соглашения – это форма продвинутого сотрудничества между государствами – членами Союза, которые стремятся  к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Всего существует два Шенгенсаких соглашения, подписанных в 1985 и 1990 гг. Первое – Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах – носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе – Конвенция о применении Шенгенского соглашения – сохраняет свою актуальность и сейчас. Именно в Конвенции закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами – членами Союза, а также введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая («шенгенская») виза.

Итак, 14 июня 1985г. у деревни Шенген, расположенной в Люксембурге, было подписано Шенгенское соглашение. Почему именно Люксембург? Дело в том, что в 1985 году он являлся председателем Совета ЕС и, кроме того, находится вблизи места схождения трёх границ – Бельгии, Германии и Франции, что имело в том случае почти символичное значение по сути заключаемого договора. Соглашение подписали пять стран Западной Европы - Королевство Бельгия, ФРГ, Французская Республика, Великое Герцогство Люксембург и Королевство Нидерландов.3

Из данного соглашения (получившего название «О постепенной отмене проверок на границах») следовало, что Шенгенская виза, выданная одной из стран, входящих в зону Шенгена (теперь это общее название для всей зоны), имеет ту же силу и в других государствах-участницах. Кроме того, иностранные граждане, проживающие в одной из стран-участниц Шенгенского соглашения, имеют право на посещения любой другой страны зоны; в этом случае обязательным критерием является наличие паспорта, признаваемого всеми странами-участницами, и разрешение на проживание. 
Соглашение начало действовать 26 марта 1995г., после этого в ряды Шенгенских стран вступили Испания и Португалия. 1997 год стал датой присоединения Италии и Греции, а затем и Австрия. С 25 марта 2001 года в Шенген входят еще пять стран: Финляндия, Исландия, Дания, Норвегия и Швеция.

15 марта 2006г. принят Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского парламента  и Совета, устанавливающий Кодекс  Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах).  Данный документ является первым в истории Европейского Союза кодифицирующим актом, в котором собраны воедино правила по вопросам пересечения физическими лицами государственных границ. Положения Кодекса в равной мере касаются «внутренних» и «внешних» границ Европейского Союза, затрагивают как его собственных граждан, так и выходцев из «третьих стран». Регламент предусматривает отсутствие пограничного контроля за людьми, пересекающими внутренние границы между государствами-членами Европейского Союза, а так же правила в отношении пограничного контроля за людьми, пересекающими внешние границы государств-членов Европейского Союза. Т.е., режим открытости внутренних границ отныне становится правилом, пограничный контроль становится исключением.

Единая виза - это разрешение или решение, которое выражается в прикреплении Договаривающейся Стороной специальной марки в паспорт, документ на поездку или иной действительный документ, дающий право на пересечение границ. Она дает право иностранцу, на которого распространяется обязанность обладать визой, прибывать на пропускной пункт, расположенный на внешней границе страны, предоставившей визу, или на внешней границе другой страны, с целью в зависимости от типа визы ходатайствовать о разрешении на транзитный проезд или о разрешении на пребывание. При этом должны быть выполнены также другие условия для въезда или транзита. При этом факт обладания единой визой не предоставляет абсолютного права на въезд (п. 2.1. Общей консульской инструкции о визах, адресованной постоянным Дипломатическим и консульским  представительствам  договаривающихся сторон Шенгенской конвенции).4

 

 

1.2 Нормативно-правоые акты, регулирующие передвижение людей в Европейском союзе

 

Основной блок норм, относящийся к свободе передвижения людей в ЕС, связан, прежде всего, с правилами пересечения государственных границ. Эта проблема в силу многих причин долго не находила общего решения государств-членов. Только к середине 1980-х гг. наметился заметный прогресс. В рамках двустороннего сотрудничества Германия и Франция условились об отмене в принципе пограничного контроля при пересечении совместной границы. К ним вскоре присоединились страны Бенилюкса. Итогом стало подписание Соглашения о постепенной отмене проверок на общих границах, или так называемого Шенгенского соглашения, ставшего, хотя оно и было заключено вне рамок ЕС, как показало время, важной вехой на пути реализации свободы передвижения людей.

Однако Шенгенское соглашение носило лишь базовый, предварительный характер и представляет сегодня только исторический интерес.5 Этот источник содержал программу подготовительных мер. Чтобы новым порядком не воспользовался преступный мир, стороны согласовали перечень необходимых мер, которые должны были быть приняты в ближайшее время.

При подписании Соглашения была определена дата отмены пограничного контроля между странами-участницами — 1 января 1990г. Главным же документом является Конвенция о применении Шенгенского Соглашения от 14 июня 1985г. (Шенгенская конвенция) 1990г., вступившая в силу с 26 марта 1995г. Шенгенская конвенция юридически закрепила режим  cвободного передвижения лиц через границы подписавших ее стран, определила порядок реализации свободного передвижения лиц.

Именно с этого момента около 200 млн граждан из семи государств ЕС вступили в новую эру — в эру полной свободы передвижения между странами, подписавшими Шенгенские соглашения. Эти соглашения отменили контроль на внутренних границах между Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией и Францией. Граждане этих семи стран получили полную свободу передвижения в рамках «шенгенского региона», не подвергаясь личным проверкам. Кроме того, Шенгенские соглашения составили основу комплекса юридических норм, называемого шенгенское право.

Несмотря на новый политический контекст, некоторые из этих аргументов так же стары, как и понятие суверенитета государства. Конвенция о применении Шенгенского соглашения в разд. I определила «внутренние» и «внешние» границы, а положения разд. II регулировали пересечение границ ЕС и условия въезда иностранцев на территорию Шенгенского пространства.

В 2004г. Комиссия выступила с предложением принять новое руководство и четко разграничить в нем правовые положения и процедурные правила, создать консолидированный кодекс правил проверки на границах, отдельно – на внутренних и отдельно – на внешних. 15 марта 2006г. на основе предложения Комиссии был принят Кодекс Сообщества о пересечении людьми границ ЕС (Шенгенский кодекс о границах).

Кодекс считается первым инструментом регулирования пространства свободы, безопасности и правосудия, который вступил в силу при равноправном участии Европарламента в законодательном процессе. Кроме того, Шенгенский Кодекс является первым в истории ЕС кодифицирующим актом, в котором собраны воедино правила по вопросам пересечения физическими лицами государственных границ.

Положения Кодекса в равной мере касаются «внутренних» (разд. III) и «внешних» (разд. II) границ ЕС, затрагивают как его собственных граждан, так и выходцев из третьих стран (в том числе граждан России).

Принятый в форме регламента ЕС Шенгенский кодекс о границах обладает прямым действием и не нуждается в какой-либо ратификации или трансформации в национальное законодательство. Регламент, учреждающий Шенгенский кодекс, модифицирует существующее законодательство о пересечении границы физическими лицами. 13 октября 2006г. cо вступлением его в силу отменяются ранее принятые документы ЕС, например, две главы Шенгенской конвенции. Цель нового законодательного акта — усовершенствование правовой базы политики совместного управления охраной границы ЕС посредством установления стандартов и процедур, в соответствии с которыми осуществляется передвижение лиц через «внутренние» границы и производится контроль над пересечением «внешних» границ ЕС.

Под внутренними границами понимаются:

- общие сухопутные, в том числе  речные и озерные границы государств-членов;

- аэропорты государств-членов, предназначенные  для внутренних воздушных

рейсов;

- морские, речные и озерные порты  государств-членов, предназначенные для

регулярных паромных сообщений.

Под внешними границами понимаются сухопутные, в том числе речные и озерные границы государств-членов, морские границы, а также их аэропорты, речные, морские и озерные порты в той мере, в какой они не относятся к внутренним границам.6

Кодекс устанавливает правила пересечения внешних границ строго в пограничных пунктах в часы их работы. Граждане ЕС, пересекающие границу, проходят минимальную проверку с целью установления их личности в соответствии с предъявленными документами на поездку. Граждане же третьих стран подвергаются более тщательному пограничному контролю, при помощи которого устанавливается, насколько соблюдены условия въезда и имеются ли в наличии документы, разрешающие проживание и занятия профессиональной деятельностью.

Предметом регулирования Кодекса, как видно из его названия, не являются правила ЕС по вопросам выдачи виз. Источниками этих правил по-прежнему будут служить Шенгенская конвенция, Общая консульская инструкция и другие специальные нормативные акты ЕС, которые подверглись самостоятельной кодификации.

Информация о работе Основное содержание и виды шенгенских виз