Франчайзинговая модель бизнеса компании ООО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко всему прочему, у участников сети повышается чувство ответственности: если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел. При развитии путем франчайзинга франчайзи, который является независимым предпринимателем, принадлежит весь доход от его предприятия, за исключением роялти, а успех его деятельности напрямую зависит от собственных усилий.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 14
1.3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА 21
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 28
2.1. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ФРАНЧАЙЗИНГА. ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ЕГО РАЗВИТИЕ 28
2.2. МИРОВОЙ ОПЫТ ФРАНЧАЙЗИНГА 39
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА 48
ГЛАВА III. Франчайзинговая модель бизнеса компании ООО «» 53
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 53
3.2. УСЛОВИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В КОМПАНИИ 57
3.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 59
Заключение 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

Как отличительный способ организации нового бизнеса, а не просто как способ распределения  существующего товара франчайзинг  стал применяться в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Франчайзинг второго поколения, который также называется франчайзинг  бизнес-формата, возник в США. В течение 1950-х и в начале 1960-х гг. новая  система бизнеса быстро распространилась с США. В 1946 г. можно было обнаружить несколько франчайзеров, а в 1960 г. их насчитывалось уже более 700. На протяжении этого периода возникли предприятия, чьи имена стали  с тех пор привычными, такие  как McDonald’s, Holiday Inn, Budget-Rent-a-Car. В конце 1960-х гг. в экономике США наметился  спад, что неблагоприятно сказалось  на развитии франчайзинга. Это заставило  многих американских франчайзеров задуматься об освоении зарубежных рынков. Шествие  франчайзенга по Европе началось с  Великобритании. Так эта система  впервые возникла в 1955 г., когда компания J. Lyons &Co. Ltd. приобрела у американской сети ресторанов быстрого питания Wimpy франшизу на право деятельности (master franchise rights) в Великобритании. В Великобритании на протяжении 1970-х и 1980-х гг. франчайзинг  быстро развивался и приобрел популярность. Основной стимул развитию франчайзинга давали вновь возникающие предприятия, для которых такой метод продажи  товаров и услуг являлся не связанным с большим риском средством  финансового роста. С тех пор  франчайзинг распространился по всему миру. Сегодня на разных стадиях  развития он действует в 140 странах, во многих из которых длительно существуют франчайзинговые сообщества. Более  того, в последние годы все большее  число давно существующих компаний также стали прибегать к франчайзингу как к средству расширения своего бизнеса.

С 1984 г. по заказу Британской франчайзинговой ассоциации (British Franchise Association - BFA) стали публиковаться ежегодные  отчеты франчайзинге. Эти исследования финансируются NatWestBank. С одной стороны, у них есть определенные недостатки, например, они медленно реагируют  на происходящие изменения, а значительная часть респондентов, чьи сведения используются в отчетах, являются членами BFA, которые обычно уже давно работают на условиях франшизы в отличие от предприятий, не входящих в эту организацию. Но эти отчеты являются чуть ли не единственным официальном источником статистических данных о масштабах франчайзинга и темпов его роста.

С 1984 по 1990 г. общий оборот индустрии франчайзинга возрос с 0,84 миллиарда до 5,2 миллиарда фунтов стерлингов, о чем свидетельствуют  данные британских отчетов. Средний  годовой прирост за эти годы составил 36%. По сравнению с этим в следующие  пять лет, с 1990 по 1995 г., на фоне сниженной  экономической активности средний  годовой прирост оборота франчайзинговой  индустрии составил 3%, при этом в 1990-1991 гг. - 8% и в 1992-1993 гг. - 11%.

Применение франчайзинга не ограничивается сферой услуг и  розничной торговли. К нему также  прибегают и производители, для  того чтобы обеспечить себе возможности  сбыта своих товаров, и оптовики, которые не только приобретают торговые точки для продажи товаров, но и получают возможность более  экономного использования складских  помещений и каналов распределения. Кроме того, некоторые давно существующие розничные сети организуют наряду с  собственными подразделениями франчайзинговые  единицы как средство достижения особых стратегических целей. Фрначайзинг  позволяет мобилизовать капитала за счет существующих торговых марок; достичь  более быстрых темпов проникновения  на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных  торговых точек. Эта система бизнеса  улучшает показателей своих не очень  прибыльных торговых точек путем  превращения их во франчайзи.

В Великобритании члены BFA работают в 46 секторах бизнеса, в которых выделяются 38 дополнительных подсекторов. Многие из этих категорий совпадают с  теми, в которых успешно применяется  франшиза в США, среди них также: доставка посылок, школы вождения, предоставление различных видов услуг для  домовладельцев, детские сады и доставка молочных продуктов. Естественно, что  большее развитие франчайзинг получил  на своей родине. В США франчайзинговым  бизнесом охвачено как минимум 65 секторов; некоторые из них делятся далее  на подклассы. Эти категории включают: повсеместно встречающиеся предприятия  быстрого питания, аренду машин, печатные и копировально-множительные услуги, сети отелей и мотелей, услуги по подбору  персонала и временных работников, а также туристические агентства, продажу через торговые автоматы и обучение торгового персонала. В США франчайзинг проник в такие профессиональные и финансовые сферы, как фармацевтика, оптика, бухгалтерия и страхование.

Первопроходцами в российском франчайзинге была сеть «Баскин Роббинс», которая продала свою первую франшизу в Москве в 1993 году. Сейчас по этой системе  в России работает несколько десятков компаний, предлагающих на рынок программы  стоимостью от нескольких сотен долларов(«1С», «Горячие крендели») до нескольких миллионов  долларов (супермаркет «Перекресток»). Однако, по мнению специалистов, рынок  франчайзинга в России находится  лишь в зачаточном состоянии. Так, в  Америке, откуда, собственно говоря, и  пришли к нам первые франчайзеры, почти непосредственно в области  франчайзинга сосредоточено 60% малого бизнеса [11; с.12].

У нас этот механизм лучше  всего работает в тех отраслях, которые на данный момент имеют наиболее высокую норму прибыли. Ведь сначала  компания должна сама стать успешной, а уж потом думать о развитии сети франчайзинга. Так, большинство франчайзинговых  предприятий приходятся на фаст-фуд  и рестораны быстрого обслуживания, которые появляются сегодня в  крупных российских городах как  грибы после дождя. К руководству  сети магазинов обуви «Эконика», универсамов «Копейка» и турагентств  «Магазин горящих путевок» в определенный момент регулярно стали обращаться бизнесмены со стороны с предложением о сотрудничестве. Получив знак, что на их торговую марку будет  спрос, они начали в срочном порядке  разрабатывать франчайзинговые  программы. Другая причина, по которой  компания начинает развивать франчайзинговую  сеть, – незнание регионального  рынка в сочетании с осознанием огромных возможностей, которые открывает  перед ней этот рынок.

Франчайзинг распространился  за последние сорок лет как  предпочтительный по сравнению с  другими бизнес-форматами вариант  осуществления сбыта и распределения  по объективным причинам: выгодность для франчайзера и франчайзи; благоприятные факторы в социально-экономической  сфере.

1.2. Виды франчайзинга

Существуют две основных классификации франчайзинга в зависимости  от вида.

Первая классификация  выделяет три вида франчайзинга: производственный франчайзинг, товарный франчайзинг  и сервисный франчайзинг. Основой  для такой классификации является направление деятельности и комплекс передаваемых прав. Конечно, деление  это достаточно условно, поскольку  в системе отношений могут  присутствовать элементы различных  видов [10; с.72].

1. Производственный  франчайзинг.

В этом случае речь идет о  производстве товаров, и соответственно в основе отношений будут лежать патенты, технические ноу-хау и  торговые марки. Производственный франчайзинг  позволяет наиболее эффективно организовать производство определенного вида продукта, а также размещать производство на экономически выгодных территориях. Франчайзером может выступать как  производитель сырья, так и производитель  готовой продукции, а также обладатель прав на патент и ноу-хау, не занимающийся непосредственно производством.

Производственный франчайзинг  решает ряд основных задач:

  • разделение труда и специализация производства;
  • увеличение объема производства и расширение производственной программы;
  • обеспечение экономичности производства;
  • увеличение гибкости производства и сбыта, соизмеримое с требованиями рынка;
  • оперативное внедрение новых идей;
  • освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Решение этих задач позволяет  работать на опережение и приобретать  конкурентные преимущества, что особенно важно в условиях сокращения жизненного цикла товаров. Наиболее ярким представителем , использующим систему производственного  франчайзинга является компания “Кока  Кола”. Классический напиток «Кока-Кола»  производится по определенному рецепту, купленному в 19 веке у аптекаря. Напиток  производится и продается во многих странах мира, при этом формула  его производства является коммерческой тайной, и ее практически никто  не видел. Формула не была запатентована, именно это и дало возможность  защитить ее от раскрытия. В начале 20-го века два американских бизнесмена приобрели у компании «Кока Кола»  права на бутилирование напитка. Отсутствие достаточного количества капитала на открытие собственных предприятий  привело этих бизнесменов к решению  о продаже франшизы на открытие разливочных  предприятий. Концепция франчайзинга используется и в разливочном  производстве ,и в сервисном обслуживании торговых автоматов по продаже напитков до настоящего времени. В 1995 году компания вышла на российский рынок. По имеющейся  в открытых источниках информации компания «The Coca-Cola Company» имеет в России девять фирм-франчайзеров-производителей: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Владивостоке, Орле, Новосибирске и  др.городах. Конечно «Кока Кола»-это  не единственный пример. В мире производственный франчайзинг успешно реализуется.

Примеров удачного производственного  франчайзинга в России пока мало. Активные позиции занимает, например, на рынке  ООО «Мастерфайбр», специализирующееся на производстве резиновых покрытий для спорта и отдыха и передающее права на производство независимым  юридическим лицам.

2. Товарный франчайзинг.

Этот вид франчайзинга касается непосредственно продажи  товаров. Можно рассматривать два  варианта товарного франчайзинга:

Первый предполагает собой  продажу товаров производителя  и маркированных его товарным знаком. Как правило франчайзи  специализируются на розничных продажах. Для франчайзинга характерен массовый ранок, важное значение имеет контакт  непосредственно с потребителем. Франчайзер может поставлять франчайзи  товар через третье лицо, функциями  которого является распределение товара (агент, дистрибьютор, коммерческий представитель  и т.д.). Это дает возможность не только увеличить сбыт товаров, но и  продавать продукт на удаленных  территориях, а также обеспечить управление материальными потоками с наименьшими издержками (логистика). Механизм взаимодействия с третьим  лицом самого франчайзера, и третьего лица с франчайзи может строиться  в различных схемах. Главное здесь  товар производителя, марка производителя, фирменность и единообразие сети, позволяющее идентифицировать производителя. Важным является достаточно широкий  диапазон ассортимента, позволяющий  потребителю осуществлять выбор  товара. Франчайзером может выступать  производитель нефтепродуктов, одежды, обуви, игрушек, ликеро-водочных изделий  и т.д.

Второй вариант предполагает продажу товаров организацией , не занимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые  связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать  ассортимент и управлять им. В  данном случае франчайзер будет приобретать  товары у различных поставщиков  и продавать их франчайзи. Франчайзи  будут осуществлять розничные продажи. Ключевое значение будет иметь марка  крупного продавца (франчайзера)( в  отличие от первого варианта), фирменность  и единообразие сети, позволяющие  идентифицировать этого продавца. На мой взгляд, наиболее приближены к  этой схеме работы на российском рынке  такие компании как «Пальмира», «Эконика-обувь» и некоторые другие.

3. Сервисный франчайзинг.

Сервисный франчайзинг касается непосредственно услуг.

Основным является предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности с использованием торговой марки франчайзера и  согласно его технологии. В зависимости  от направления деятельности количество передаваемых прав, стандарты деятельности и требования к франчайзи серьезно отличаются.

При этом, марка, фирменность  и единообразие сети являются неотъемлемой частью сервисного франчайзинга. Основная направленность сервисного франчайзинга- удовлетворение потребностей потребителей в услугах и работах высокого качества. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи  потребителю быстро становится известно какое количество и качество услуг  ему может быть гарантировано  в определенный промежуток времени  на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время  потребителей, затраченное на поиск  и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего  положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных  обращений к франчайзи. Потребитель  идентифицирует правообладателя и  пользователя торговой марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой  системы.

Франчайзинг применим практически  во всех направлениях сферы услуг. Сервисный  франчайзинг получил широкое  распространение и является перспективной  технологией ведения бизнеса. На российском рынке сервисный франчайзинг  активно развивается в общественном питании, косметологии и парикмахерских услугах, бытовых услугах, туристическом  бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. В России мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Сабвей», «Ростикс», «ГрильМастер», «Raddison SAS Lazurnaya», и др., выходят на рынок марки «Сбарро», Джанни Кинг, Жан Клод Бигин и др., достаточно много российских марок декларируют  начало франчайзинговых программ.

Вторая классификация  выделяет два основных вида франчайзинга: франчайзинг распределения и  франчайзинг бизнес-формата [20; с.79].

1. Франчайзинг  распределения предполагает собой продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его торговой маркой и с определенными условиями. Это в большой степени похоже на второй вид предыдущей классификации. Хотя сказать точно являются ли модели франчайзинга торгующих компаний ближе к товарному франчайзингу или к франчайзингу бизнес-формата достаточно сложно, поскольку ни то, ни другое не имеет четко установленных критериев.

2. Франчайзинг  бизнес-формата предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование которой и предоставляется франчайзи. Причем франчайзинг бизнес-формата возможен только в том случае, если эта система апробирована, зарекомендовала себя и конкурентоспособна. Ключевое значение имеет не только торговая марка, фирменность и внешнее единообразие, но и единообразие всех элементов деятельности, позволяющих идентифицировать не только самого франчайзера, но и качество продукта/работ/услуг. Франчайзинг бизнес-формата ближе к производственному и сервисному франчайзингу, описпнных в предыдущей классификации. Основные признаки франчайзинга бизнес-формата можно посмотреть в разделе «Франчайзинг-основные признаки». Франчайзинг бизнес-формата присущ конечно тем сетям, которые длительный период времени находятся на рынке. Выработка стандартов, описание бизнес-процессов, разработка требований к системе и ее использованию, формирование модели, ее апробация и завоевание доверия потребителей, а также формирование системы отношение внутри сети и обеспечение возможности управления ростом-это не только сложная задача, но и вопрос времени. Думаю, что примеры франчайзинга бизнес-формата приведут сами франчайзеры, системы которых доказали свою состоятельность.

Информация о работе Франчайзинговая модель бизнеса компании ООО