Современные проблемы бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, как инструмента экономической политики государства, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, а так же выявления места государства в современной экономической системе, наиболее значительных современных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетная политика……………………………………………………………….5стр
Бюджет, как экономическая и правовая категория…………………………………….5стр
1.2 Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………………………..6стр
1.3 Доходы……………………………………………………………………………………8стр
1.4 Расходы………………………………………………………………………………….10стр
Глава 2. Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………………12стр
2.1 Государственный долг…………………………………………………………………15стр
2.2 Источники покрытия государственного долга………………………………………16стр
Глава 3. Современные проблемы бюджета Российской Федерации, бюджетная политика и направления ее совершенствования………………………………………………………19стр
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетка.docx

— 261.31 Кб (Скачать файл)

 

«Современные  проблемы бюджета Российской Федерации»

Содержание

Введение

Глава 1. Бюджетная политика……………………………………………………………….5стр

    1. Бюджет, как экономическая и правовая категория…………………………………….5стр

1.2 Анализ Федерального  бюджета на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………………………..6стр

1.3 Доходы……………………………………………………………………………………8стр

1.4 Расходы………………………………………………………………………………….10стр

Глава 2. Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………………12стр

2.1 Государственный долг…………………………………………………………………15стр

2.2 Источники покрытия государственного долга………………………………………16стр

Глава 3. Современные проблемы бюджета Российской Федерации, бюджетная  политика и направления ее совершенствования………………………………………………………19стр

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы  общества, как инструмента экономической  политики государства, основных черт бюджетной  системы и бюджетного процесса и  роли бюджета в социально-экономическом  развитии государства, а так же выявления  места государства в современной  экономической системе, наиболее значительных современных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи:

1. исследование понятия  бюджет и его составляющих  таких, как доходы, расходы, дефицит  бюджета, государственный долг;

2. определение функций  государства;

3. выявление современных  проблем бюджета РФ;

4. разработка путей совершенствования  бюджетной политики РФ.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса  явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы  и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетная  политика

1.1 Бюджет, как экономическая и правовая категория

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный  бюджет. Бюджет служит для аккумуляции  финансовых ресурсов и их использования  на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части  валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”. При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.

Иное определение бюджета  закреплено в Бюджетном кодексе  РФ. В нем бюджет понимается как  “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления”.

У каждого из определений  бюджета есть свои преимущества и  недостатки. Определение, содержащееся в российским Бюджетным Кодексе, является более функциональным. Оно отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой стороны - расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

Понимание бюджета как  системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда  также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода  предлагается также уточнить содержание понятий “бюджет”, “бюджетный план”  и “бюджетный фонд”, определив их соотношение друг с другом.

С помощью бюджета государство  осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между  отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые  являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также  необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Цели и задачи перераспределения финансовых ресурсов

Бюджетная система Российской Федерации, аккумулируя финансовые ресурсы субъектов государственных  правоотношений, обеспечивает их перераспределение  в соответствии с принятыми критериями и условиями финансирования производственной и непроизводственной сфер. В силу объективных причин денежные средства, перераспределяемые в производственную сферу, имеют ярко выраженный отраслевой характер, тогда как финансирование социальной сферы в ряде регионов полностью зависит от бюджетных  трансфертов.

1.2 Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г.г. должно быть «проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для  повышения ее эффективности и  конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов».

Ранее в 2000е годы, в России наблюдался рост экономики, однако, единственной его причиной был высокий уровень  цен на сырьевые ресурсы, которые  собственно и стали причиной резкого  сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть  упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные  причины - это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли  бы пополнять нефтегазовые доходы бюджета.

Выявив такие провалы  в структуре доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной  политики на 2011-2013 г.г. стала уменьшение зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два раза по сравнению с 2009 годом.

В целом макроэкономические показатели, на основе которых формируется  федеральный бюджет на 2011-2013 г.г., обладают незначительно, но положительной динамикой. Объем ВВП в 2011 году составил 50 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 920 млрд. рублей при темпах роста соответственно 104,2%, 103,9% и 104,5%. Рост ВВП в 2011-2013 г.г.будет значительно ниже, чем в докризисный период (в 2003 - 2008 г.г.он составлял в среднем 107%). В 2011-2013 г.г.прогнозируется последовательное снижение целевого показателя инфляции с 6-7% в 2011 году составил 5-6% в 2012 году и 4,5-5,5% в 2013 году. 

При расчете проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации исходило из цен на нефть  марки «Urals» в 75-79 долларов США за баррель, но все же существуют риски падения цены при нестабильности мировой экономики или же замедление темпов ее роста.

Динамика  доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Частично на снижение дефицита повлияет прекращение действия антикризисных  мер поддержки экономики, на которые  за все три этапа антикризисной  программы было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты  и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное  финансирование. Но все же часть  уже начатых мер будет продолжать свое существование, например, поддержка  рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.

Еще один источник покрытия дефицита - это государственные заимствования, если в 2010 году таковым источников являлся  Резервный Фонд, то, начиная с 2011 года, было принято решение о постепенном  прекращение использования его  как основного источника. Однако увеличение государственных займов влечет за собой и рост расходов бюджета за счет обслуживания этого долга, что при уменьшении дефицита бюджета, будет несколько его увеличивать обратно. Следовательно, необходимо сокращать расходы федерального бюджета РФ, что и видно из диаграммы. При этом будут урезаны некоторые статьи расходов. Но учитывая основные цели, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ, будут оставлены без изменения или увеличены статьи расходов по следующим направлениям:

· разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);

· обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

· повышение качества человеческого  капитала (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);

· повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг.

Основные характеристики и структура федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г.г., соответствуют  основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г.г.и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.

1.3 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года

В 2011-2013 г.г.будет продолжаться тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция вызвана снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году.

Несмотря на рост доходных поступлений, в том числе, благодаря  предпринимаемым мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов сможет незначительно превысить уровень 2008 года на 2,5%.

Для достижения поставленной задачи в Бюджетном послание Президента РФ касательно увеличения доли нефтегазовых доходов в структуре доходов  федерального бюджета, Правительство  РФ вносит изменения в налоговое  и бюджетное законодательство, а  также в таможенную политику, что  отражается на неравномерном росте  нефтегазовых поступлений. Так в среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.

Деление поступлений в  доходы федерального бюджета могут  быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и на основе налоговых  и соответственно неналоговых поступлений. Неналоговые доходы в 2011-2013 г.г.останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так и продолжат оставаться налог на добавленную стоимость (32-33%) и таможенные пошлины (37-38%).

Рис. 2 Динамика основных доходов федерального бюджета РФ за 2008-2013 г.г.

Для мобилизации налоговых  доходов в федеральный бюджет Правительство РФ вносит изменения  в налоговую политику, связанные  с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отменой  неэффективных налоговых льгот. Так, после кризиса, планировалось  снижение налога на прибыль на 4% и  трехкратное сокращение налога на малый  бизнес. Однако, изменения в налоге на прибыль должно сочетаться «с инвестиционной налоговой льготой, чтобы те 400 млрд. руб. дополнительных доходов от этого предприятиями и организациями преимущественно направлялись на инвестиции, а не на решение текущих задач».

Информация о работе Современные проблемы бюджета Российской Федерации