Современные проблемы бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, как инструмента экономической политики государства, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, а так же выявления места государства в современной экономической системе, наиболее значительных современных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетная политика……………………………………………………………….5стр
Бюджет, как экономическая и правовая категория…………………………………….5стр
1.2 Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………………………..6стр
1.3 Доходы……………………………………………………………………………………8стр
1.4 Расходы………………………………………………………………………………….10стр
Глава 2. Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………………12стр
2.1 Государственный долг…………………………………………………………………15стр
2.2 Источники покрытия государственного долга………………………………………16стр
Глава 3. Современные проблемы бюджета Российской Федерации, бюджетная политика и направления ее совершенствования………………………………………………………19стр
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетка.docx

— 261.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года

За последние несколько  лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной  части. В 2008 году, к примеру, Москва перегнала  Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение пенсии, довольствия  военнослужащих; материнский капитал; вложения в государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование  и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.

В настоящее время в  качестве приоритетных направлений  расходов федерального бюджета РФ в  Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:

· безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и  компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

· обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;

· индексация в 2011 году денежного  довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда  работников федеральных государственных  учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;

· обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

· обеспечение закупки  новых видов вооружения, совершенствования  боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем военных;

· обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных  дорог;

· постепенное сокращение антикризисных мер поддержки  экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое  развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных  проектах и важнейших научных  разработках.

· подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Также большое внимание уделяется  проблеме эффективности использования  бюджетных средств, в связи с  этим, была принята Программа повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года, которая предполагает концентрацию ресурсов на наиболее значимых направления или государственных программах, перечень которых определяется Правительством РФ.

Наиболее быстро растущими  статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая  составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит  о соответствии одной из выбранных  целей бюджетной политики страны.

Также, согласно второй, не менее  важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования  направлена на предоставление качественного  высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных  рабочих кадров для инновационной  экономики согласно потребностям рынка  труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.

Расходы на национальную оборону  являются единственной статье расходов, которые в период 2011-2013 г.г. значительно  увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г.г.. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и «национальной безопасности и правоохранительной деятельности» для оснащения «силовых» ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.

 

Глава 2. Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ

Федеральный бюджет 2011-2013 г.г.сформирован с дефицитом, тому есть множество причин, основными из которых являются снижение налоговой нагрузки с реального сектора экономики, а также увеличение расходных обязательств по целевым статьям. Относительно тенденции развития дефицита федерального бюджета наблюдается постепенное его снижение: с 5,3% ВВП в 2010 до 2,9% ВВП запланированных к 2013 году, при этом значительное изменение номинального показателя происходит только в 2010-2011 г.г., когда дефицит снижается на 557,9 млрд. рублей, а на протяжении трех лет 2011-2013 г.г.дефицит будет примерно на одном уровне.

Таблица 1. Источники  покрытия дефицита федерального бюджета

 

Показатель

2011 год

 

2012 год

 

2013 год

   

% к ВВП

 

% к ВВП

 

% к ВВП

 

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

1814

3,60

1734,4

3,10

1795,7

2,90

 

в том числе:

             

За счет средств Резервного фонда

284,4

0,56

0

0,00

0

0,00

 

За счет средств Фонда  национального благосостояния

5

0,01

7,5

0,01

10

0,02

 

Иные источники

1524,6

3,03

1726,9

3,09

1785,7

2,88

 

в том числе:

             

Государственные ценные бумаги в валюте РФ

1340,8

 

1504,4

 

1485,3

2,40

 

Государственные ценные бумаги в иностранной валюте

137,5

 

174,4

 

176,1

0,28

 

Кредиты в иностранной  валюте

-45,4

 

-27

 

-24,6

-0,04

 

Приватизация

298

 

276,1

 

309,4

0,50

 

Исполнение государственных  гарантий РФ

-65

 

-137,8

 

-117

-0,19

 

Прочие источники

-141,3

 

-63,2

 

-43,4

-0,07

 
               

Значительные изменения  происходят в структуре покрытия дефицита федерального бюджета РФ. До конца 2011 года средства Резервного Фонда, который наряду с Фондом национального  благосостояния являлся источником финансирования, будут исчерпаны, в  связи с этим было принято решение  о переходе на финансирование дефицита за счет государственных заимствований, без последующего обращения к  Фонду национального благосостояния (оставшая часть средств в 2 603,7 млрд.рублей будет сохранена и неприкосновенна).

Рис. 3 Соотношение внутреннего и внешнего государственного долга за 2011-2013 г.г.

Такой резкий рост привлечения  заемного капитала не может не сказаться  на финансовом рынке страны, в целом, учитывая, что более 90% этого капитала планируется привлечь на внутреннем рынке. Одним из возможных последствий  может быть дефицит заемных средств, который неминуемо приведет к  росту и без того достаточно высоких  ставок по кредитам для участников реального сектора экономики, которые  не имеют «выходов» к внешним  источникам финансирования. Также возрастающие долги по заемным капиталам увеличивают  статью расходной части федерального бюджета, отвечающую за обслуживание государственного долга, а именно за обслуживание этих кредитов почти в два раза.

За три года значительно  возрастает государственный долг с 13,6% ВВП в 2011 году до 18% ВВП в начале 2014 года при параллельном увеличении долевой части объема внутреннего государственного долга на 4% (до 79%). Однако долевая нагрузка федерального бюджета остается в пределах нормы согласно международным стандартам, несмотря на рост государственного долга и в номинальном выражении. Но ситуация осложнится в конце 2013 - начале 2014 года, когда государственный долг будет превышать прогнозируемые доходы федерального бюджета на 790 млрд. рублей, а процентные расходы по государственному долгу будет соизмеримы с финансовой помощью, которая оказывается субъектам РФ.

Таблица 2. Бюджетные  ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

 
 

2010 год

2011 год

 

2012 год 

 

2013

год

     

% к предыдущему году

 

% к предыдущему году

 

% к предыдущему году

 

Обслуживание  государственного и муниципального долга

280,3

389,9

139,1

518,3

132,9

606,6

117,0

 

% к ВВП

0,62

0,77

 

0,93

 

0,98

   

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

196,0

298,6

152,3

416,7

139,6

487,1

116,9

 

% к ВВП

0,44

0,59

 

0,74

 

0,79

   

Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации

84,3

91,3

108,3

101,6

111,3

113,5

111,7

 

% к ВВП

0,19

0,18

 

0,18

 

0,18

   
                 

В связи с тем, что Правительство  не собирает отказываться от выбранной  политики в области покрытия дефицита федерального бюджета, одним из приоритетов  долговой политики в 2011-2013 г.г. является развитие рынка государственных  ценных бумаг, нацеленное на повышение  их ликвидности. Основными сроками  обращения государственных ценных бумаг будут 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.

2.1 Государственный долг

Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета.

Бюджетно-налоговая (или  фискальная) политика государства - это  политика в области налогообложения  и государственных расходов. Бюджетный  дефицит является важнейшим обобщающим показателем фискальной политики в  краткосрочном периоде, а государственный  долг - в долгосрочном. С позиции  кредитных отношений, государственный  долг - это величина задолженности  государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой  результативности всех совершенных  государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние  экономики и финансов страны, эффективность  функционирования государственных  структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга  к объему ВВП.

Формы государственного долга - в соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

- кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- договоры и соглашения  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

- договоры о предоставлении  Российской Федерацией государственных гарантий.

2.2 Источники покрытия внешнего государственного долга

Предлагаемые для использования  в операциях по обслуживанию и  погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим  образом:

Информация о работе Современные проблемы бюджета Российской Федерации