Современные проблемы бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, как инструмента экономической политики государства, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, а так же выявления места государства в современной экономической системе, наиболее значительных современных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетная политика……………………………………………………………….5стр
Бюджет, как экономическая и правовая категория…………………………………….5стр
1.2 Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов…………………………………………………………………………………………..6стр
1.3 Доходы……………………………………………………………………………………8стр
1.4 Расходы………………………………………………………………………………….10стр
Глава 2. Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………………12стр
2.1 Государственный долг…………………………………………………………………15стр
2.2 Источники покрытия государственного долга………………………………………16стр
Глава 3. Современные проблемы бюджета Российской Федерации, бюджетная политика и направления ее совершенствования………………………………………………………19стр
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетка.docx

— 261.31 Кб (Скачать файл)

1. - наличные денежные  средства;

2. - государственные ценные  бумаги;

3. - корпоративные ценные  бумаги;

4. - товарные поставки;

5. - долговые обязательства  третьих сторон перед российским  правительством;

6. - иные государственные  активы.

Таблица 3 «Средства платежа по внешнему долгу и их источники»

 

Варианты

Средства платежа

Источники

 

1

Наличные денежные средства

Бюджетные доходы налоговые  неналоговые Финансирование реализация гос. активов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние

 

2

Государственные ценные бумаги

Эмиссия нового государственного долга

 

3

Корпоративные ценные бумаги

Государственные компании и  принадлежащие государству доли в частных компаниях

 

4

Товарные поставки

Государственные закупки

 

5

Долговые обязательства  перед российским правительством (например, третьих стран)

Платежи российских заемщиков

 

6

Иные государственные 

Иные государственные  права 

 
       

Важнейшим критерием для  принятия решения об использовании  того или иного средства платежа  должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так  и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается  в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

Таблица 4 «Относительные цены альтернативных средств платежа по внешнему долгу»

 

Показатели:

         

2008

2009

2010

2011

2012

 

Относительные цены, %: Экспортные поступления (индекс условий торговли в 2007 г =100%)

         

97,7

89,1

100,0

148,1

173,2

 

Государственные ценные бумаги (новый долг)

         

95,9

79,7

69,7

86,8

91,1

 

Товарные поставки (уровень внутренних цен в России в % к уровню цен в США)

         

75,6

64,0

40,6

42,1

43,7

 

Акции российских компаний (удельная рыночная капитализация  российских компаний в % к удельной рыночной капитализации компаний развивающихся стран)

         

19,1

10,8

5,2

8,8

14,3

 

Справочно:

Спрэд на российские ценные бумаги по сравнению с казначейскими  облигациями США, базисные пункты

         

453

2677

4590

1620

1030

 
                       

Таким образом, использование  для целей обслуживания и погашения  долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- понятия государственный  долг и бюджетный дефицит тесно  связаны, государственный долг  это фактически сумма накопленных  дефицитов бюджета;

- причинами возникновения  государственного долга, как правило,  являются тяжелые периоды для  экономики: войны, спады и т.д.;

- понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно  смыкаются. Этот процесс ускоряется  при использовании такой формы  заимствования, как выпуск ценных  бумаг, в том числе номинированных  в валюте;

- выбор источника покрытия  государственного долга должен  быть экономически целесообразен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современные проблемы бюджета Российской Федерации, бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.  Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

1. уровень собираемости  бюджетных доходов в целом,  налогов в частности;

2. уровень выполнения бюджетных  обязательств;

3. величину бюджетного дефицита  и скорость роста государственного  долга;

4. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание государственного  бюджета;

5. уровень монетизации бюджетного  дефицита;

6. величину валютных резервов, используемых  для финансирования бюджетного  дефицита;

7. динамику валового внутреннего  продукта;

8. уровень безработицы.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

1. масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

2. величину просроченной задолженности  по оплате труда из-за отсутствия  бюджетного финансирования;

3. величину просроченной задолженности  по оплате государственного заказа.

Основные направления бюджетной  политики, разработанные Министерством  финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

1. осуществление налоговой реформы  на основе принятия Налогового  кодекса и повышение на этой  основе собираемости налогов;

2. осуществление бюджетной реформы  на основе принятия Бюджетного  кодекса и упорядочения бюджетного  процесса в Российской Федерации;

3. полномасштабный переход на  казначейское исполнение бюджетов  РФ и ее субъектов, местных  бюджетов и внебюджетных фондов;

4. сокращение государственных расходов  при полном выполнении бюджетных  обязательств;

5. сокращение дефицита федерального  бюджета до 2 % ВВП;

6. снижение государственных заимствований,  увеличение сроков их погашения  при уменьшении доходности государственных  ценных бумаг процентных ставок;

7. совершенствование межбюджетных  отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики. Базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации.

Необходимость реформирования бюджетной  системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над  теми процессами, в которых рынок  оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого  финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Важные шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации  уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной  и финансово - кредитной сферах. Создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с налогоплательщиками, четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

Следует уделить заслуженное влияние происходящим изменениям бюджетного устройства Российской Федерации, включив в план семинарских занятий отдельные пункты: “Роль Федерального казначейства в бюджетной системе РФ” и “Основные направления реформирования бюджетного законодательства”. Важно также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало - будущее всей российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс  РФ [Текст]: офиц. текст.

2. Налоговый кодекс РФ

3. Бюджетный кодекс РФ

4. Федеральный закон "О  Федеральном Бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов" //, № 308 ФЗ, 2 декабря 2009

5. Указ Президента Российской  Федерации "Об основных направлениях  налоговой реформы в Российской  Федерации и мерах по укреплению  налоговой и платежной дисциплины" от 8 мая 1996 г. № 685

6. Бюджетное послание  президента на 2010-2012 годы

7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: учебник - ИД ФБК ПРЕСС,2009

8. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 1996

9. Горлов И.Я. - Теория финансов,2008

10. Ковалева П.М. Финансы и статистика, 2008

11. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 2009

12. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2009, № 6.

13. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 4, 2009

14. Подпорина И. Современные проблемы бюджетного регулирования // Экономист, № 7, 2009

15. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 2008

16. Ткачук М.И. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. - Минск, Высшая школа, 2008

17. Финансовые проблемы бюджета - 09 // Финансы, № 10, 2009

18. Хурсевич С. Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы, № 4,2008

19. www.minfin.ru.

20. www.rbp.ru


Информация о работе Современные проблемы бюджета Российской Федерации