Государтсвенный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Государственный бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.1 Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.2 Принципы бюджетной системы….................................................................................................................7
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджета…………………………………………………………………………10
Глава 2. Государственный долг Росийской Федерации и управление им…..12
2.1 Особенности формирования государственного долга в Российской Федерации …………………………12
2.2 Проблемы, формы и методы управления государственным долгом в Российской Федерации …………….17
2.3 Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга………………20
2.4 Современной состояние государственного долга Российской Федерации………………………… 24
Заключение……………………………………………………………………… 24
Список использованной литературы………………………………………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос бюджет.docx

— 57.89 Кб (Скачать файл)

                                                Министерство образования и науки  РФ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

Дзержинский филиал

        Направление  подготовки  «Государственное и  муниципальное управление»

Курсовая работа

по дисциплине Государственное регулирование экономики

На тему «Государственный бюджет и государственный долг»

 

Выполнил: студент 2 курса заочной формы обучения (3 - Б32ГМУ/18)

Головкин Евгений Александрович

Проверил:

Дороничев  Д.А.

__________________

 

 

Дзержинск

2013

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3                                                                                                     

Глава 1. Государственный бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………...5

1.1 Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство  Российской Федерации…………………………………………………………………………5

1.2 Принципы бюджетной системы….................................................................................................................7                                                                

1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджета…………………………………………………………………………10

Глава 2. Государственный долг Росийской Федерации и управление им…..12

2.1 Особенности формирования  государственного долга в Российской Федерации ………………………………………………………………………12 

2.2 Проблемы, формы и методы  управления государственным долгом в Российской Федерации   ………………………………………………………..17

2.3 Нормативно-правовая база  внутреннего и внешнего долга………………20

2.4 Современной состояние государственного долга Российской Федерации………………………………………………………………………  24

Заключение……………………………………………………………………… 24                                                                                                   

Список использованной литературы………………………………………………………………………25                                                              

 

 

 

 

Введение

 
Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области. 
 
Предметом исследования выступают государственный бюджет и государственный долг. 
 
Объектом являются меры по регулированию бюджета и долга Российской Федерации. 
 
Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного бюджета и государственного долга и анализ методов по управлению.  
 
Задачами курсовой работы являются: 
 
-  Изучение особенностей государственного бюджета и принципов его организации; 
 
-  раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих; 
 
-  исследование механизма нормативно-правового регулирования государственного долга; 
 
-  анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации; 
 
-  исследование путей совершенствования управления государственным долгом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации.

1.1 Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство   Российской Федерации

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

 

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее   бюджетном устройстве.

 БК РФ дает следующее  определение бюджетной системы: «основанная на экономических  отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность  федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов  государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято  понимать организацию бюджетной  системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

·     первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

·     второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

·     третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

1.2. Принципы бюджетной  системы

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

·     единства бюджетной системы Российской Федерации;

·     разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

·     самостоятельности бюджетов;

·     полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

·     сбалансированности бюджета;

·     эффективности и экономности использования бюджетных средств;

·     общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

·     гласности;

·     достоверности бюджета;

·     адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем  уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы  Российской Федерации , определяемых в соответствии с законодательством РФ;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Налоговым  Кодексом  и налоговым  законодательством РФ;

право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

Информация о работе Государтсвенный бюджет