Государственный долг как категория макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и не погашенным государственным займам (включая начисленные проц
Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач епта(.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

          1.Государственный долг как категория макроэкономики

1.1 Понятие, причины возникновения и классификация государственного долга

 
Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и не погашенным государственным займам (включая начисленные проц

 Причиной возникновения  и нарастания государственного  долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

Основная причина возникновения  и возрастания государственного долга - постоянный дефицит госбюджета. При этом существование государственного долга нередкость: экономически развитые страны имеют значительный внутренний долг. Но причины, способы возникновения и особенности функций внутреннего долга разные, всё зависит от страны. В развитых странах госдолг и  дефициты бюджета являются  встроенными в экономический цикл факторами стабилизации и развития экономики. Взятые займы деньги используются для производства, их рассматривают  как активы заемщиков. Этот вид долга никак не влияет на размеры общего богатства страны.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации. Более того, если правильно распорядиться с появлением государственного долга, то возможно  не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.[4] Согласно федеральному закону «О бюджетной классификации российской федерации» от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.

  Соответственно, государственный долг может быть внутренним и внешним.

  Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и  нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных  услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная). [13]

 Таблица 1. Структура внешнего госдолга России на 1 января, млрд долларов

Внешний госдолг

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Внешний госдолг (включая  долг СССР), всего

152,0

150,1

149,8

По кредитам правительств иностранных государств

66,5

66,0

65,3

В том числе:

 

задолженность официальным  кредиторам Парижского клуба


48,6

48,4

48,3

 

задолженность бывшим странам  СЭВ


14,6

14,5

14,1

По кредитам иностранных  коммерческих банков и фирм

39,4

39,1

39,1

В том числе:

 

задолженность кредиторам Лондонского клуба


30,1

29,8

29,8

По кредитам международных  финансовых организаций

19,4

18,3

19,7

Государственные ценные бумаги России (в иностранной валюте)

26,7

26,7

25,7

В том числе:

 

еврооблигационные займы


15,6

15,6

14,6

 

ОВВЗ


11,1

11,1

11,1


По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы  страны. Рост внешнего долга снижает  международный авторитет страны и подрывает доверие населения  к политике ее правительства.

Основными кредиторами  внешнего долга, как правило, являются:

другие государства;

международные финансовые организации (такие как Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

Диаграмма 1. Динамика внешнего долга России и предстоящие  выплаты.

1.2Цели, стадии и модели управления государственным долгом

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Управление государственным  долгом является одним из элементов  макроэкономической политики. Эффективное  использование долга может стать  мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. [3]

А. Вавилов – знаменитый доктор экономических наук  сформулировал  3 этапа управления государственным долгом: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств.

На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных  заимствований и гарантий на очередной  бюджетный год, выбираются инструменты  привлечения ресурсов и повышения  эффективности их использования.

На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска  и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или  предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

3-й этап заключается  в поисках источников финансовых  ресурсов для погашения и обслуживания  государственного долга, снижении  общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

      Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические.

Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.[2]

Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

В настоящее время  списание долга практикуется главным  образом в отношении беднейших  стран, имеющих «критические» показатели задолженности.

В последние  годы делаются позитивные попытки регулирования  государственных заимствований.

Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России.

Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Инфляция также является одним из основных процессов регулирования государственной задолженности.

Инфляция – повышение  общего уровня цен на товары и услуги.

Инфляцию можно использовать как регулирование капитального долга, поскольку инфляционные механизмы оказывают значительное воздействие на изменение совокупного объема государственной задолженности.

С их помощью государству  удается уменьшить реальное бремя  задолженности. Например, при объеме совокупного долга в 1000 млрд. долларов и уровне инфляции в 5% в течение  одного года происходит снижение реальной задолженности в 50 млрд. долларов.

Естественно, что этот инфляционный эффект учитывается как  дебитором в лице государства, так  и инвесторами в лице частного сектора. Номинальные процентные ставки по ценным бумагам обычно уже включают в себя ожидаемый уровень инфляции.

Вследствие этого, обусловленному инфляцией снижению реального государственного долга, противостоит увеличение задолженности, возникающей ввиду необходимости обслуживания старых долгов по более высоким номинальным процентным ставкам.

Таким образом, предсказуемое  повышение уровня инфляции не оказывает значительного воздействия на изменение реального объема государственной задолженности.

Еще одним механизмов воздействия инфляции на совокупный объем задолженности является выпуск эмиссионным банком денежных знаков, вследствие чего государство получает "доход от чеканки монет", иными словами, "сеньораж" (такой же эффект достигается и при финансировании государственного долга за счет беспроцентных кредитов эмиссионного банка). Чем значительнее темпы роста денежной массы, тем больше доходы, получаемые правительством от сеньоража. Практический опыт, однако, свидетельствует, что использование инфляции как инструмента снижения реальной государственной задолженности обычно связано с рядом негативных последствий.

Одно из них – подрыв доверия кредиторов к государству как к заемщику. Примеры таких стран как Бельгия или Италия показывают, что результатом инфляционных процессов и огромного государственного долга (а к концу 1995 г. объем совокупной задолженности в Италии превысил 123%, а в Бельгии 132% ВНП) является снижение среднего срока обращения государственных долговых обязательств.

Приватизация долга также выступает как основной элемент управления государственным долгом.

Доходы, получаемые правительством от продажи государственной собственности и направляемые в казну, помогают не только сбалансировать дефицитный бюджет, но и добиться значительного профицита, что применительно к объекту анализа означает снижение величины совокупного долга.

Ярким примером использования  приватизации как инструмента сокращения государственной задолженности является широкомасштабная распродажа английским правительством государственных предприятий во второй половине 80-х гг.

Положительные влияния  приватизации на состояние государственной  задолженности не ограничиваются только разовыми перечислениями средств в доходную часть бюджета.

Использование приватизации как средства уменьшения государственного долга сопряжено с рядом проблем  и ограничений.  Если в странах  с высоким удельным весом государственного сектора (например, во многих европейских странах) доходы от приватизации могут быть достаточно большими, чтобы способствовать сбалансированности бюджета, то для других стран (США, Япония) этот источник финансирования дефицитов не играет значимой роли.

Следует также отметить, что очень часто растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.

В этом случае методы государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на оздоровление самой экономики, путем создания условий, обеспечивающих преодоление  негативных тенденций и динамичное развитие народного хозяйства (включающих в себя, среди прочих, сокращение государственных расходов, привлечение иностранного капитала, реформирование налоговой системы и т.п.) и одновременно уменьшающих бюджетный дефицит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Взаимосвязь государственного  долга, инвестиций и          экономического роста

Информация о работе Государственный долг как категория макроэкономики