Государственный долг как категория макроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и не погашенным государственным займам (включая начисленные проц
Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач епта(.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность госдолга, является вероятность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер задолженности в процентах от ВВП.

Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику задолженности. Дефицит бюджета приводит к подъему объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать задолженность. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования задолженности. В зависимости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.[6]

Классический подход к определению роли госдолга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отношением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство заинтересовано  в  сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.

«Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами.» [7]

Понятие «снижение деловой активности» означает кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что имеет место экономический спад (Он сопровождается банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления).

«В период экономического спада целесообразно снижать  размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.»

«Госдолг может быть полезен только в период устойчивого  экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг - это финансовый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.» 

  В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным,        если выполняются два ограничения - на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотребления, а это означает, что нужно строить новые электростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономического роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в условиях международной конкуренции за ресурсы, за условия международной торговли.

 

2. Государственный  долг Российской Федерации: особенности,  тенденции и методы регулирования

2.1 Происхождение,  структура и динамика государственного  долга РФ

История государственного долга России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в  Голландии. За последующие два с  половиной столетия Российская империя  заняла на рынке около 15 млрд. руб. Накануне революции основная часть долга  была погашена. В тот момент старейшими займами российского государственного долга были 6%-ные займы 1817-1818 г. Их нарицательный капитал составлял 93 миллиона рублей, а непогашенная часть к 1 января 1913 года равнялась 38 миллионам рублей. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX века. Сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась. [ 12]


На протяжении всего  девятнадцатого и в начале двадцатого века расходы государства превышали его доходы. Во второй половине девятнадцатого  века  правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние  экстраординарных расходов на структуру  бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный.  Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции  царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия  займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей части  государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с  такой доходностью составляла более 2,8 миллиардов золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые  в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

• краткосрочные

• долгосрочные

• бессрочные

Срок обращения краткосрочных  обязательств ограничивался законом  и  колебался  от  3 месяцев до 1 года. Купюры  выпуска не должны были превышать 500 рублей. Право  эмиссии  по  краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств  в  каждый  момент  не  превысит 50 миллионов  рублей.  В 1905 году  права министра были расширены до 200 миллионов  рублей  с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта. Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — от пятидесяти до восьмидесяти  лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент  -  для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

         Государственные заимствования оказывают большое  влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его структуры и динамики.[11]

В мировой практики структура  долга  рассматривается, как правило, на основе базового критерия – по субъектам предоставления. Однако в отличие от внешнего долга других государств российский долг структурирован еще по одному критерию - временному: унаследованные долги от бывшего СССР и долги РФ. С 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга не выделяются долговые обязательства бывшего СССР. Однако именно эти обязательства изначально формировали внешний долг РФ.

 Наиболее  высокими темпами внешняя задолженности бывшего СССР росла в 1985-1991 годах, когда темп прироста государственного внешнего долга превысил 120 %, а абсолютная сумма задолженности увеличилась с 31,3 млрд. долларов США до 70,3 млрд. долларов США.

 Главной, причиной столь высоких темпов роста государственной внешней задолженности стала активно проводимая закупка импортного оборудования для модернизации промышленного производства с целью облегчения перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. Однако возникли трудности с установкой и введением в эксплуатацию импортного оборудования, на прибыль от использования которого делалась основная ставка при возврате взятых в долг средств, что привело к возникновению определенных проблем при их погашении и обслуживании. С распадом СССР встал вопрос об урегулировании вопросов распределении его долгов между государствами. Однако уже в 1992 году стало очевидно, что из всех государств участниц СНГ обслуживание своей части внешнего долга способна осуществлять лишь Россия. Такого рода неопределенность в ситуации с обслуживанием внешних долгов бывшего СССР вызывала недовольство западных кредиторов. В 1992 году по соглашению с государствами, бывшими союзными республиками, Россия стала правопреемницей всех внешних долгов СССР.

Этот  шаг, несмотря на то, что способствовал  значительному  укреплению позиций  России на международном  финансовом рынке, обеспечив доверие  кредиторов, серьезно осложнил ситуацию в области  погашения и обслуживания государственного внешнего долга РФ. Поскольку к моменту принятия Россией долга бывшего СССР просроченные обязательств уже составляли 11,7 млрд. долл., а экономическая ситуация в стране не позволяла надеяться на скорое решение проблем, возникших с погашением и обслуживанием внешних долговых обязательств. Унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из средне- и краткосрочных кредитом, и их основная масса - около 2/3 - подлежала погашению в 1992-1995 годах, а более половины из них - в 1992-1993 году. В связи и нехваткой, средств для погашения и обслуживания внешних долговых обязательств в соответствии с установленным графиком платежей РФ вынуждена была добиваться реструктуризации этого долга.

В связи с серьезным  ухудшением долговой ситуации к середине 1998 года Россия оказалась в состоянии технического дефолта, то есть прекратила погашение и обслуживание задолженности Лондонскому клубу кредиторов, а также приостановила погашение основной суммы внешней задолженности перед Парижским клубом, однако продолжила обслуживание данной части внешнего долга РФ. [11]

За  период с 2008 по 2010 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания задолженности уменьшился на 54 млрд. долл., что составляло лишь 5 % от суммы общего долга бывшего СССР. На 1 января 2011 года задолженность бывшего СССР в общей сумме внешнего долга России составляла менее 1 %. Так государственный внешний долг РФ в 2011 году уменьшился на 9,7% - с 44,8 млрд. долларов на 1 января 2012 года до 40,5 млрд. долларов на 1 января 2012 года. Об этом свидетельствует таблица 4

Таблица 4. Структура государственного внешнего долга.  

млрд. долл.

Категория долга

на 01.01.2010

на 01.01.2011

на 01.01.2012

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза СССР, принятые Российской Федерацией), в том числе:

53

44,8

40,6

Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

3,1

1,8

1,40

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

3,3

2,1

1,8

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ

1,9

1,4

1,43

Коммерческая  задолженность бывшего СССР

0,8

0,7

1,2

Задолженность перед международными финансовыми  организациями

5,5

5.0

4,6

Задолженность по еврооблигационным займам

31,9

28,6

27,7

Задолженность по ОВГВЗ

4,9

4,5

1,8

Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте

0,6

0,6

0,6


 

Крупнейшая  часть  задолженности по-прежнему приходится на еврооблигационные займы РФ - 27,7 млрд. долларов. В то же время, по сравнению с данными на 1 января 2011 года объем этого долга уменьшился на 0,9 млрд. долларов (-3,1%) и на 4,23 млрд. долларов (-13,2%) по сравнению с данными на 1 января 2010 года соответственно. Задолженность перед странами - членами Парижского клуба сократилась с 1,8 млрд. долларов на 1 января 2011 года до 1,4 млрд. долларов на 1 января 2012 года. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, также снизилась - с 2,2 млрд. долларов до 1,8 млрд. долларов. Задолженность перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), сократилась с 1,4 млрд. долларов до 1,3 млрд. долларов.

Информация о работе Государственный долг как категория макроэкономики