Астрология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:48, реферат

Краткое описание

Астрология (astrologia, от астро... и греч. logos «учение») — учение о способах предсказания земных событий, характера и судьбы отдельного индивида, основанных на исследовании расположения небесных тел как относительно друг друга, так и относительно горизонта.

Вложенные файлы: 1 файл

Астрология.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

Астрология

Исторический очерк 

 

Астрология (astrologia, от астро... и греч. logos «учение») — учение о способах предсказания земных событий, характера и судьбы отдельного индивида, основанных на исследовании расположения небесных тел как относительно друг друга, так и относительно горизонта.

 

Астрология делает предсказания и дает советы о поведении индивидуумов, групп людей или народов, исходя из определяемого эмпирически или  постулируемого ею влияния небесных тел или областей неба.

 

Астрология оказывала  временами большее, а временами  меньшее влияние на ход истории. Астрология во многом находится в  противоречии с методами и результатами современной науки.

 

Основополагающая идея астрологии состоит в том, что  различные моменты времени различаются  по качеству, и необходимо знать, какое  время благоприятно для определенных действий, а какое — неблагоприятно. Причем эти качественные отличия  промежутков времени обусловлены  влиянием небесных светил. Эта же идея явилась предпосылкой к созданию науки о календаре — хронологии, которая таким образом генетически  родственна астрологии. Периоды обращения  светил, времена их восхода и захода и т. п. играют важную роль и в астрологии, и в хронологии.

 

Астрология базируется и уходит своими корнями в астральную религию (см. ниже Астролатрия) и до определенного момента составляла с последней единое целое. Обожествление  светил приводило к необходимости  их многолетнего регулярного наблюдения (в культовых и календарных  целях), при этом накапливался громадный  эмпирический материал, опираясь на который, делались попытки определить, что  хотели божества выразить тем или  иным небесным знамением, как оно  повлияет на земные дела, какой момент времени наиболее благоприятен для  обращения к богам и т. д.

 

Истоки астрологии. Вероятно, так или почти так развивались  взгляды на влияние светил в Древней  Месопотамии (Междуречье). Мы не можем  утверждать это с уверенностью потому, что до нас не дошло никаких  письменных астрологических памятников, относящихся к эпохе государства  Шумер, которое, судя по всему, является колыбелью современной астрологии и астрономии.

 

 

Первый астрологический  клинописный текст относится  к Старовавилонскому периоду (XIX—XVI вв. до н. э.) и содержит правила предсказания, основанные на небесных и атмосферных явлениях, происходящих в вечер первой видимости молодой Луны (неомении). (Вот, например, одно из предсказаний: «Если северный ветер дует перед новолунием по лицу неба, хлеба будут расти изобильно».)

 

Этот начальный этап развития астрологии носит название астрологии предзнаменований. Он характеризуется  тем, что не существовало деления  эклиптики, подобного Зодиаку, и  астрология носила черты мировой  астрологии, не интересующейся судьбами отдельных личностей (кроме правителей государства), а предсказания основывались только на наблюдаемых явлениях —  таких, как затмения, гелиакические  восходы и заходы планет, взаимное расположение небесных тел, совпадение затмений с видимостью планет, метеорологические  явления и т. п.

 

Каноническим текстом  астрологии предзнаменований в Месопотамии  считалась серия клинописных  табличек Энума Ану Энлиль, составленная в Касситский период (XVI—XI вв. до н. э.). Видное место занимала астрология в жизни Ассирии. До нас дошло большое количество т. н. «рапортов» и «писем» астрологов ассирийским царям VII в. до н. э.

 

Типичный «рапорт» астролога  состоял из двух частей: сообщение  о наблюдавшемся явлении (или  предсказаний такого явления) и истолкование этого явления с точки зрения астрологии предзнаменований. Например: «имело место затмение [Луны]. В этом затмении заключена радость для  царя, моего господина [т. к. неблагоприятное  предсказание отностися не к Ассирии]».

 

Серьезные изменения  астрология претерпела в Нововавилонский период истории Месопотамии. С VII в. до н. э. начинается новый этап развития астрологии — промежуточный между астрологией предзнаменований и современной гороскопной астрологией. Гороскопы еще не составляются, но уже существует Зодиак (с V в. до н. э.), и предсказания осуществляются как с помощью старых методов астрологии предзнаменований, так и вновь появившихся, например, додекаэтеридэта. Эта астрология носит название примитивной зодиакальной астрологии.

 

Гороскопы в современном  понимании этого слова появились  в Месопотамии не позднее начала V в. до н. э. Они содержали дату рождения ребенка, данные о положениях планет на этот момент, которые вычислялись  теоретически, и предсказания судьбы ребенка.

 

Однако еще не была разработана система небесных домов (см. ниже Дома небесные), она появилась  только в эллинистический период. Об уровне и влиянии астрологии в  Месопотамии I тысячелетия до н. э. говорит  тот факт, что в античном мире слово «халдей» было синонимом слова  «астролог».

 

Влияние астрологов при  дворе халдейских царей засвидетельствовано  в библейской книге Исайи. Его  пророчество о грядущем падении  Вавилона сопровождается обращенными  к царю словами: «Пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе» (Ис. 47:13).

 

Во времена правления  династии Ахеменидов астрология предзнаменований была «экспортирована» вместе с примитивной зодиакальной астрологией в Индию, Грецию и Египет и там в большей или меньшей степени получила свое дальнейшее развитие.

 

 

Астрология в античном мире. По свидетельству Геродота, первые знания об астрологии среди греков распространил маг, сопровождавший Ксеркса в его походах на Грецию (V в. до н. э.). Самобытные астрологические  представления греков были, по-видимому, весьма примитивны. У Гомера мы встречаем  упоминание о том, что женихи Пенелопы истолковали солнечное затмение как дурное предзнаменование скорого  возвращения Одиссея.

 

Плутарх сообщает, что  спартанские эфоры раз в девять лет отправлялись в ясную безлунную  ночь на открытое место и наблюдали  небо. Если во время наблюдений им удавалось  увидеть падающую звезду, то это  истолковывалось как указание, что  цари Спарты прогневили богов. Первая астрологическая школа, которую  основал халдейский жрец Беросс, появляется в Греции только ок. 300 г. до н. э.

 

О популярности Беросса говорит легенда об установлении ему памятника в Афинах. Фаталистические взгляды стоиков способствовали тому, что астрология была популярна среди представителей этой философской школы.

 

Своей вершины астрология эллинизма достигает в трудах Клавдия Птолемея. К этому времени  система классической астрологии была завершена. Наряду с Зодиаком и системой деканов была введена в употребление двенадцатичастная система домов, которая в отличие от зодиакальной системы, более конкретно связана с определенным индивидуумом, т. к. зависит не только от времени, но и места рождения. К этому же времени относится создание основы астрологических методов прогнозирования (дирекций).

 

Планетная теория Птолемея позволяла теоретически рассчитывать положения планет и не прибегать  при составлении гороскопов к  наблюдениям. Процесс дальнейшего  развития шел в основном по пути введения новых точек зрения на толкование гороскопа. Проникновение астрологии в Рим шло двумя путями: заимствованием астрологических знаний у греков и знакомством с астрологией  Востока во время военных походов. Известно, что римский ученый Варрон (116—27 гг. до н. э.) поручил своему другу, астрологу Фирману, выяснить путем астрологических вычислений точную дату основания Рима. Плиний (23—79 гг. н. э.) полагал, что различные направления ветра зависят от восхода и захода определенных звезд и созвездий.

 

Из сочинений Цицерона, Сенеки и сатир Ювенала видно  их скептическое отношение к астрологии, но в то же время они свидетельствуют  о большой популярности астрологии в Риме. Император Август благоволил астрологам (ему посвящена астрологическая  поэма Манилия «Астрономические очерки»). Интересовался астрологией Тиберий; смерть Калигулы была предсказана астрологами. Во время царствования императора Клавдия, в 52 г. н. э., некто Фурий Скрибониан был изгнан из Рима за то, что обратился к астрологам с вопросом о том, скоро ли умрет император. Астрологи также были изгнаны из государства.

 

Нерон и Отгон были поклонниками астрологии. Однако преемник Отгона — Вителлий изгнал под страхом смертной казни астрологов из пределов Италии. Такой же декрет был издан Веспасианом, изгнавшим астрологов из Рима, хотя в то же время он сохранил своих домашних астрологов. Сыновья Веспасиана — Тит и Домициан — сами занимались астрологией. Из шестой сатиры Ювенала можно заключить, что при преемниках Веспасиана астрология пользовалась популярностью даже у образованных людей Рима. Римский историк Тацит, хотя и не верил в предсказания современных ему астрологов, все же считал, что по звездам можно предсказать будущее.

 

Из последующих императоров  Септимий Север, Каракалла и Александр Север относились к астрологии настолько благосклонно, что были разрешены школы астрологического искусства и астрологи получали от императора содержание. Однако Диоклетиан и позднейшие императоры возобновляли декреты, изгонявшие астрологов из государства, а вскоре к преследованиям императоров присоединилось и проклятие христианской церкви. К IV в. относится сочинение сицилийца Фирмика Матерна «Матезис», один из немногих дошедших до нас памятников античной астрологии.

 

Астрология и христианская церковь. Отцы церкви долгое время были врагами астрологии. Они не признавали учения, неизбежно приводившего к  фатализму, не согласующегося с учением  о свободе воли в том смысле, в котором оно понималось христианством. Но даже преследуя астрологию, они  часто верили во влияние звезд  на судьбу человека (см. ниже Христианство и астрология). Ориген, с большим рвением преследовавший астрологию, считал, что простому смертному не дано прочесть будущее по звездам, но это могут сделать высшие существа загробного мира. Некоторые христианские секты, такие как гностики и присцилиане, примешивали долю астрологии к своим учениям.

 

Философская школа неоплатоников  была склонна признать за астрологией  право на существование, и мы встречаем, в особенности среди позднейших представителей этой школы, виднейших  астрологов. Среди них известный  комментатор математических сочинений  древности Прокл Диадох, которому среди прочих сочинений приписывают (по-видимому, необоснованно) дошедшую до наших дней переработку «Четверокнижия» («Тетрабиблоса») Птолемея.

 

Астрология стран  ислама. С падением Римской Империи  Европа погружается во мрак Средневековья. В то же время над бескрайними  пустынями Аравии встает заря арабской цивилизации. В конце VII в. арабы, объединенные под знаменем ислама, начинают завоевание окружающих их цивилизованных стран. Они  создали мировую империю, протянувшуюся  от атлантического побережья 

 

Испании и Марокко  до Индостана и степей Средней  Азии. Эта империя, даже распавшись впоследствии на множество политически  независимых государств, оставалась единым культурным целым. Многие правители  проявляли интерес к науке. Наибольшим почетом пользовались медицина и  астрология (медицина помогала сохранить  жизнь и здоровье, а астрология позволяла заглянуть в будущее). Врачи должны были знать астрологию, чтобы определять время, благоприятное  для тех или иных методов лечения (см. ниже Медицинская астрология).

 

В период первого расцвета Багдадского халифата (VIII в.) арабам стали известны некоторые достижения античной науки. Часть сведений была заимствована у несторианских христиан, которые скрывались от преследований  византийской церкви в Персии.

 

Наиболее важным источником сведений о греческой астрологии и астрономии была Индия. После завоеваний Александра Македонского и позднейших македонских правителей Бактрии  Индия стала центром распространения  греческой науки. Известно, что в 773 г. у халифа ал-Мансура появился человек из Индии, который знал звезды и умел вычислять затмения. После этого халиф приказал перевести индийские книги на арабский язык. Халиф Харун ар-Рашид приказал собирать греческие рукописи.

 

Еще большее рвение проявил  его сын и преемник — ал-Мамун (правивший с 813 по 833 г.), который в мирном договоре с Византией поставил специальное условие о передаче многочисленных греческих рукописей. В IX в. появляется множество самостоятельных работ арабских ученых, посвященных астрологии. До нас дошло большое количество планетных таблиц (зиджей), составленных арабскими учеными, не содержащих никакой теории, а только числовые данные и инструкции по пользованию таблицами. Их основное назначение — использование при составлении гороскопов (см. ниже Исламская астрология).

 

Астрология в средневековой  Европе. В XI в. культурная жизнь Европы начинает оживляться. Крестовые походы привели грубый и примитивный  мир рыцарей и монахов в  соприкосновение с утонченной арабской культурой. Благотворные веяния исходили из исламской Испании. Здесь, на границе  христианского и исламского мира, происходила передача знаний арабской науки европейцам, через Испанию  в Европу попала львиная доля астрологической  литературы.

 

Известно, что ученый Герберт, впоследствии папа Сильвестр II (999—1004 гг.), расспрашивал в Барселоне о книгах по астрологии. Столетием позже Аделяр из Бата ездил в Испанию для изучения арабской мудрости и по возвращении на родину издал один из астрологических трактатов Абу Ма'шара. Наиболее известен среди переводчиков с арабского на латинский Герхард из Кремоны, который ездил в Толедо искать работы Птолемея и нашел там множество книг арабских и античных писателей.

 

К началу XIII в. переводческая  деятельность была в основном закончена  и наступил период критического осмысления и дальнейшего развития. Наиболее известным и оригинальным мыслителем этого столетия был Альберт Великий.

 

В XIII—XV веках происходит расцвет астрологии в Европе. В  это время мы встречаем придворных астрологов практически у всех правителей европейских государств, где они  пользуются большим почетом и  влиянием.

 

Астрология преподается  во многих университетах, причем кафедра  астрологии считается одной из важнейших.

 

В XV веке мы встречаем  некоторых просвещенных противников  астрологии, таких, как Савонарола, Пико делла Мирандола и многих других, но астрология продолжает существовать и в XVI в. В это время жил наиболее известный из всех астрологов — Мишель Нострадамус. Екатерина Медичи пригласила его ко французскому двору в качестве придворного врача Карла IX, где он пользовался большим влиянием. Впрочем, на основании его туманных текстов не удалось заранее предсказать ни одно событие. Все его якобы «предсказания» были составлены уже после свершившегося путем подбора соответствующих пояснений и интерпретаций сочинений Нострадамуса.

Информация о работе Астрология