Астрология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:48, реферат

Краткое описание

Астрология (astrologia, от астро... и греч. logos «учение») — учение о способах предсказания земных событий, характера и судьбы отдельного индивида, основанных на исследовании расположения небесных тел как относительно друг друга, так и относительно горизонта.

Вложенные файлы: 1 файл

Астрология.docx

— 43.02 Кб (Скачать файл)

 

Я принадлежу к числу  любителей астрономии. Прочитав эти  слова, вы, вероятно, вообразите себе человека, проводящего все ночи у телескопа, а дни - за разглядыванием звездных карт и атласов, чтением каталогов, справочников и прочей узкоспециальной  литературы. Несомненно, эти занятия  присутствуют в моей жизни. Я веду наблюдения - правда, не на очень высоком  уровне; читаю научную литературу по астрономии. Но круг моих интересов  достаточно широк: я интересуюсь  литературой и искусством, пишу стихи  и прозу, рисую. При этом все мои  увлечения и интересы взаимосвязаны. Небесные светила не раз становились  темой моих стихов и рисунков. А  важной составляющей моего увлечения  астрономией является осознание  тесной связи этой науки с культурой  и искусством, с общечеловеческими  культурными и философскими ценностями.

 

Возможно, такая формулировка удивит не только не знакомых с астрономией  людей, но и некоторых моих собратьев  по увлечению. Может быть, я услышу советы не смешивать науку и искусство, "физику и лирику". Но вспомните  античную мифологию. Кто считается  покровительницей астрономии? Урания - одна из девяти муз. Жители древней  Эллады ставили в один ряд с искусствами и науки - другая муза, Клио, покровительствовала истории. Но история - гуманитарная наука, и связь ее с искусством хорошо просматривается и сейчас. Астрономия же и во времена Аристотеля и Гиппарха основывалась на точных наблюдениях, измерениях и вычислениях. Но сам предмет этих наблюдений и вычислений был в глазах древних настолько прекрасен, что и спустя полтора тысячелетия после Аристотеля, в четырнадцатом веке, описывая Земной Рай, Данте призывает на помощь хор муз, и прежде всего - Уранию, потому что его предмет особенно возвышен:

 

 

             

 

          Пусть для  меня прольется  Геликон

 

          И  да внушит мне  Урания  с хором

 

          Стихи о том, чем самый ум  смущен.

 

                         

                                (Чистилище, песнь 29, ст. 40-43)

 

 

И в более поздние  времена, и в наши дни, немало строк  поэзии и прозы повествуют о красоте  звездного неба. Философские раздумья, навеянные им, можно найти и  у классиков русской литературы: Пушкина, Лермонтова, Тютчева... Звезды, планеты, кометы, Млечный Путь часто  возникают в поэтических строчках Серебряного века - например, у Брюсова, Блока, Гумилева. В их стихах они  приобретают мистический смысл. Поэт-символист Федор Сологуб  делает вымышленную звезду Маир центром  идеального мира своих грез и мечтаний... Но особенно мне близки стихи (и проза) одного из крупнейших русских реалистов - Ивана Алексеевича Бунина. В  его произведениях звездное небо тоже является символом, напоминанием о краткости человеческой жизни  и вечности мира. Но, кроме того, Бунин, несомненно, хорошо знал и любил  созвездия, умел ориентироваться среди  светил. Об этом говорят многие его  стихи: "Далеко на севере Капелла...", "Черные ели и сосны сквозят  в палисаднике темном..." Но сейчас я хочу процитировать отрывок  из стихотворения "Ночь". Он поможет  обозначить тему следующей части  моего рассказа:

 

      Как  письмена, мерцают в тверди синей

 

      Плеяды, Вега, Марс и Орион.

 

      Люблю  я их теченье над пустыней

 

      И тайный  смысл их царственных имен.

 

Это четверостишие вызывает в моей памяти чувство, возникшее  при первом знакомстве с картой звездного  неба… Я помню, как в одиннадцать  или двенадцать лет рассматривала  подаренный мне набор открыток с  изображениями старинных звездных карт. Это не было первым знакомством  с созвездиями - к тому времени  я прочитала уже немало книг по астрономии. Но, перебирая открытки, читая текст на обратной стороне, я, тем не менее, была поражена. Я  рассматривала причудливые фигуры людей, животных, чудовищ - и интерес  к названиям звездного неба все  больше заявлял о себе. Какая игра случая занесла на небо Козерога и  Лисичку, Часы и Жирафа, Скорпиона  и Муху? Что скрывается за красивыми  именами - Кассиопея, Орион, Андромеда? И уж совсем загадочно звучат названия отдельных звезд - Бетельгейзе, Вега, Альдебаран, Капелла... Вот уж действительно - "царственные имена", хранящие свой "тайный смысл"… Но человеческий ум способен постичь всё, а звездные имена - трудная, но вполне разрешимая загадка. Когда я думаю о раскрытии их смысла, мне приходит на ум сравнение с работой реставратора, слой за слоем счищающего позднейшие записи со старинной иконы, обнажая древнюю живопись. Чтобы проследить историю названий звездного неба, необходимо мысленно проделать похожую работу. Верхний и самый поздний слой – современные научные названия 88 созвездий. Примерно половина из них - «новые», появившиеся в 17-18 вв. Они по-своему интересны, но сейчас мне придется оставить их в стороне. Вторая же группа - это 46 созвездий - известна с древности. В современной литературе по астрономии им дается, в основном, почти всегда мифологическое объяснение. Почти для каждого названия можно отыскать эпизод из многочисленных мифов о Зевсе, Аполлоне и других древнегреческих богах. Уже на этом этапе изучение звездных имен может быть захватывающе-интересным. Благодаря созвездиям я навсегда сохранила интерес к античной мифологии, появившийся у меня в детстве. И дело не только в том, что созвездия стали стимулом для изучения мифов - они служат для меня, и, уверена, могут служить для каждого, таким же живым наследием античной культуры, как литературные произведения, храмы, статуи, картины. Вспоминая, например, миф о Персее, его матери Данае, возлюбленной Андромеде, я думаю не только о картине Рембрандта, скульптуре Бенвенуто Челлини и античной литературе. В моей памяти возникнут и неяркие звезды, осенними вечерами глядящие в окно моей квартиры…

 

Но, как я уже писала, на данном этапе перед нами лежит  лишь поздний слой. Если продолжать исследования, пытаясь добраться  до первоначального, истинного смысла названий, можно узнать совершенно потрясающие вещи! Например, народные названия созвездий приоткроют перед  вами кладези родного языка. Многим знакомо русское название Плеяд  – Стожары. Но лишь немногие могут  объяснить его. Обычно считается, что  «Стожары» – это «сто жаров», «сто огней». В общем-то, логично, хотя цифра «сто» явно преувеличена –  простой глаз, в зависимости от зрения, различает в этом звездном скоплении от шести до девяти звезд. Но в действительности «стожаром» наши предки-славяне называли кол, воткнутый  в середину стога сена – для  его укрепления. Фантазия земледельца  поместила на звездном небе то, что  было привычно и важно для него…  А какой образностью дышат  другие названия этой кучки неярких, но хорошо заметных звезд – Утиное гнездышко, Курица с цыплятами! Или  народные названия Млечного Пути - Улица, Иерусалимский Путь, Журавлиная Дорога. Интересно отметить последнее название. Оно (с некоторыми вариантами – Птичий Путь, Гусиная Дорога) встречается  у многих народов. И это неслучайно. Перелетные птицы возвращаются весной. И направление Млечного Пути (вечером) в это время хорошо совпадает  с их маршрутами. Характерно, что  в Западной Европе, где птицы прилетают  не с юго-запада, а просто с юга, нет подобных названий. Белорусское  название Плеяд ––Ключы Пятровы--, т. е. Петровы Ключи.(см. изображение  выше)

 

А вот созвездие Большой  Медведицы, кажется, может пролить  свет на саму историю возникновения  человеческого языка. Всем знакомый семизвездный ковш – несомненно, древнейшее из выделенных и названных созвездий. Нет в Северном полушарии народа, который не знал бы его. Нет числа  его народным названиям – Лось, Плуг, Колесница, тот же Ковш… Но вот вопрос – почему среди них  оказалось имя Медведица? Ведь, в  отличие от всех вышеперечисленных  названий, форма созвездия не имеет  с ним ничего общего! Да, существует греческий миф о нимфе Каллисто, превращенной в медведя. Но мифологические интерпретации звездных названий чаще всего являются вторичными, призванными  объяснить уже существующее название. Скажем, созвездие Пегаса и без  всякой мифологии напоминает коня. А в фигурах созвездий Геркулеса  и Ориона легко можно угадать  человека… Но при чем тут Большая  Медведица, которая на медведя не похожа! Большая Медведица. (Изображение  слева - рисунок из звездного атласа Яна Гевелия). Даже рисунки её на старинных картах вынуждены с  этим мириться, изображая длинный  хвост, которого у реальных медведей нет и в помине. Однако, названия этого созвездия, означающие «медведь», распространены, и не только у европейских  народов, которые могли заимствовать его у греков. Так же называют его и североамериканские индейцы. Возможно, что славянское название «Медведь» тоже появилось независимо от древней Эллады… 

 

Разгадка кроется  в собственном движении звезд. Древние  ученые называли их неподвижными –  в отличие от планет. Действительно, за прошедшие несколько тысячелетий  в облике созвездий не произошло  никаких перемен. Мы видим на небе те же фигуры, что и Аристотель, Птолемей или Гиппарх. Но звезды, как мы теперь прекрасно знаем, вовсе не прикреплены  к хрустальной небесной сфере. В  просторах Вселенной они несутся  вокруг центра Галактики с огромными  скоростями, и движение их незаметно  только из-за чудовищных расстояний. Для  того, чтобы изменения взаимного  расположения звезд на земном небе стали заметны, требуются десятки  тысяч лет. Но их вполне можно вычислить, и, таким образом, представить очертания  созвездий в далеком прошлом  и будущем.

 

И именно такие вычисления показали, что 100 000 лет назад звезды Большой Медведицы образовывали фигуру, похожую на медведя! Более  того – зверь как бы «задирал морду», глядя куда-то вверх. «Взгляд» его падал на одинокую звёздочку, которая вполне могла сойти за детеныша… Может быть, потому Медведица  – именно Медведица, а не Медведь? Если эта догадка учёных правильна  – значит, 100 000 лет назад люди уже умели разговаривать, в их языке уже было слово, обозначающее медведя. А этот факт может многое значить для понимания истории  человеческого общества.

 

Можно найти еще множество  примеров соприкосновения астрономии, культуры и искусства – вплоть до геральдики и филателии. Я не касаюсь  такой значимой темы, как прошлое  и будущее Вселенной в философском  и религиозном истолковании…  Смотря на звезды, я вспоминаю и  древних мореплавателей, находивших путь в бескрайних океанских просторах  по мерцающему огоньку Полярной звезды, и мечтателей, грезивших о жизни  на других планетах… Их, кстати, немало и в наше время, и должна сказать, что в недалеком прошлом у  этих людей появился повод для  оптимизма: планеты теперь известны не только у Солнца, но и у многих других звезд, так что предполагаемых «адресов» наших «братьев по разуму»  заметно прибавилось.

 

А еще небесные светила  служат мне маяками в пространстве и во времени. Одни и те же звезды видны и в моей родной Рязани, и в других городах и странах, где я никогда не была. Глядя  на них, я совершаю мысленное путешествие  по земному шару. Их свет, доходя до моих глаз, преодолевает гигантские расстояния, летя к Земле сотни, тысячи, а иногда – миллионы лет, и значит, видя его, я вижу невообразимо далекое прошлое!..

 

Я сделала лишь попытку  показать, чем привлекательна для  меня наука о небе. Конечно, в рамках небольшой статьи трудно охватить всё. Осталась за ее пределами непростая  проблема взаимоотношений астрономии и астрологии, не сказано ничего об архитектурных памятниках древности, служивших местом проведения наблюдений…  Я надеюсь, что у меня еще будет  возможность написать о многом. Но если сейчас я смогу заставить  кого-нибудь взглянуть на небо чуть-чуть по-иному, если мне удалось доказать, что знание астрономии может принести вам не только чисто научные познания, но и эстетическое удовольствие –  моя задача выполнена.


Информация о работе Астрология