Влияние физкультуры на формирование психофизических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение темы, как физкультура влияет на формирование психофизических качеств.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать интеллектуальную деятельность студентов в процессе учебного года
Определить динамику умственной работоспособности студентов учебном году и факторы ,ее определяющие
Определить влияние на работоспособность переодичности ритмических процессов в организме
Выделить заболевания в период учебы в вузе и ее профилактика

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура2.docx

— 398.82 Кб (Скачать файл)

В период экзаменов под влиянием напряженной' умственной' деятельности, в условиях существенных изменений процессов  жизнедеятельности, отсутствия в них  физических упражнений как средства' эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.

Сам процесс  экзамена характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Влияние на работоспособность  студентов периодичности ритмических  процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение  суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму  биологическими  ритмами  его  психофизиологических функций.   Есть   студенты   с   устойчивой   стереотипностью   и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (ритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.

Студенты   —  «жаворонки»   встают   рано,   с   утра   бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные  часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером   они  рано  устают.   Это   наиболее   адаптированные  к существующему   режиму   обучения   студенты.   Практически   их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты  — «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся  спать, чаще всего не высыпаются, нередко  опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся  в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности  у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.

Аритмики занимают промежуточное  положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика

 

Результаты исследований свидетельствуют  о том, что здоровье человека   напрямую  связано  с   его   работоспособностью    и утомляемостью.

От  состояния здоровья во многом зависит  успешность учебной и в будущем  производственной деятельности студентов.

Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального  состояния, толерантности организма  к физическим нагрузкам и возрастание  требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам  личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости     к     физическим     нагрузкам     и     повышение профессионально    важных   интеллектуальных   качеств    Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом в стимуляции долговременной н оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время,   к   началу   экзаменационной  сессии   возрастает  время нахождения  студентов   в   состоянии   гиподинамии,  нарушения режимов труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения   интоксикации   никотином,   временной   тонизацией посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей    физической    тренированности,    общему   физическому утомлению,     вплоть     до     состояния     некомпенсированного переутомления и даже астенизации организма.

В настоящее время существуют два  кардинально различных концептуальных подхода к оценке состояния здоровья студенческою контингента: первый - все  студенты практически здоровы и  во время учебы в вузе могут и должны выдерживать требуемую умственную и физическую нагрузку; второй - все ослаблены, больны и нуждаются в срочных рекреационных мероприятиях, при этом физической культуре отводится в основном лишь лечебно-корригирующая роль.

Нельзя  сказать, что попытки решить проблемы сохранения здоровья студенчества и  оценить влияние физического  состояния на учебу в вузе возникли только сейчас. Эти вопросы являются предметом дискуссий, многочисленных публикаций, обсуждаются на конференциях, отражены в документах, регламентирующих физкультурно-оздоровительную деятельность.

Однако  усилиями одних лишь кафедр физического  воспитания их не решить, требуется  комплекс мероприятий по всем направлениям: от реорганизации учебного процесса в вузе до создания соответствующего социального заказа на профессиональное здоровье в масштабах государства.

Очевидно, что имеющее тенденцию  к росту утрачивание резервных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение  умственной работоспособности наблюдается  при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также   при   пограничных   состояниях   заболеваний.   Даже  при пограничных  нервно-психических  расстройствах  продуктивность трудовой деятельности снижается у 70 % людей. В Оренбургском Государственном Университете в 2007-2008 уч. году у 17,4 % студентов   1-го  и  2-го  курсов  отмечены  различные  нервные заболевания. И это без учета неврозов, перешедших в хроническую форму.

Обучение  в высшей школе требует от студентов  значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных  сессий до пределов возможного. Кроме  того, эти напряжения, налагаясь  на социальные, бытовые, экологические  и другие нагрузочные факторы, могут  привести к различным функциональным и психическим срывам.

Как показали физиолого-гигиенические исследования, постоянная учеба в условиях нервно-эмоционального напряжения вызывает у больных, по сравнению  со здоровыми людьми, более значительную дестабилизацию функций нервной  и сердечнососудистой систем, т.е. учебная нагрузка для больных лиц на 1-2 балла (по 5- балльной системе) напряженнее, чем для здоровых.

Значительно ухудшают показатели работоспособности, особенно больных лиц, различные  конфликты, неблагоприятные микро  социальные отношения в коллективе и быту, а также другие негативные нервно-эмоциональные воздействия.

Работоспособность в большой степени корреляционно  связана с условиями труда. Для  возникновения и развития сердечнососудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем - фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов вне учебного и внепроизводственного характера. Видимо, адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пониженную работоспособность к учебной и производственной нагрузке, должна основываться на двух принципах:

    1. Использование  имеющихся ресурсов работоспособности 1 (профессиональная    ориентация    и    профессиональный   отбор, нормирование труда).
    2. Изыскание     путей    ее     повышения    (оздоровительно-профилактические мероприятия).

Таким    образом,    учеба   и   будущая   профессиональная деятельность, связанные со значительным нервно-эмоциональным  напряжением,  многим  больным  противопоказаны. Такие люди нуждаются  в сокращении учебных и производственных нагрузок и определенных режимах  труда и отдыха.

В настоящее  время единой классификации профессиональных заболеваний от профессионального (учеба как умственный труд) перенапряжения  сенсомоторной  системы  не  существует. Как правило, выделяются три группы заболеваний'.

    • заболевания периферической нервной системы;
    • опорно-двигательного аппарата;
    • координаторные неврозы.

Известно, что заболевания периферической нервной системы нередко сочетаются с трофическими изменениями в мышцах и других тканях опорно-двигательного аппарата. Кроме того, костно-суставные и фиброзные нарушения могут привести к компрессионным синдромам спинномозговых корешков, нервно-сосудистых сплетений, нервов и сухожилий.

 

4.1Умственно-эмоциональное перенапряжение

Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают  существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу  студентов.

Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто  сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать следующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности человека; только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение для возникновения нервного перенапряжения.

Образ жизни и учебно-трудовая деятельность за последние годы настолько   изменились,   что   приспособительно-компенсаторные механизмы,   выработанные   в   процессе   эволюции,  с   трудом справляются с новыми условиями действительности, возникает дисгармония между психофизиологическими и учебно-трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека значительно отстают от темпов возросших жизненных    требований,    т.е.    от    ускоренного    социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС особенно тогда, когда внешние   раздражители    становятся    чрезвычайно   сильными, эмоционально насыщенными и принимают хронический характер.

В настоящее  время физиология труда располагает  множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда  и отдыха, повышение работоспособности  в различных учебно-производственных условиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и  оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:

    1. Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энерго затраты при выполнении работы.
    2. Повышение профессионального мастерства способствует не только повышению работоспособности специалиста, но и уменьшению эмоциональной напряженности. Например, иногда неудачи в учебе возникают не от незнания, а от не опытности, от неумения собраться и реализовать свои знания.
    3. Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.
    4. Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.
    5. Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание, которое позволит в значительной степени предупредить вероятность возникновения конфликтных стрессовых ситуаций.
    6. Создание условий для возникновения положительных эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса  большое    значение  имеет  характер  отдыха,    способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.

 

4.2 Умственная и физическая утомляемость

Утомление  -  это  физиологическое состояние  организма, проявляющееся   во  временном  снижении  работоспособности  в

результате проделанной работы.

Физическое  утомление возникает как при  локальной, так и при обшей  физической нагрузке. Это связано  с нарушением функций передачи нервных  импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой  мышце.

Умственное  утомление связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств, снижением  силы памяти и ослаблением внимания.

После тяжелого физического труда утомление длится 3,4 дня, а после напряженного умственного -10-12 дней.

Информация о работе Влияние физкультуры на формирование психофизических качеств