Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:31, курсовая работа
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста и требованиями директивных документов по их физическому воспитанию, с одной стороны, и отсутствием исследовательских данных по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе занятий по легкой атлетике, с другой, определило проблему исследования: каковы методы и средства легкой атлетики в воспитании физических качеств детей младшего школьного возраста? Решение этой проблемы и составило цель исследования. Объект исследования: система физического воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА.............................. …………………………………………………………………….4
1.1. Классификация и общая характеристика......................................................................... 4
1.2. Место и значение лёгкой атлетики в системе физической культуры………………………………………………………………………………………….8
1.3 Возрастные особенности развития двигательных качеств у школьников……………………………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ
АТЛЕТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ
КЛАССОВ...................................................................................................................................14
2.1. Цель, задачи и организация исследовательской работы................................................ 14 2.2 Исследование показателей развития физических качеств
детей младших классов..........................................................................…………………….....19
2.3. Анализ результатов исследования.................................................................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................. 30
1.3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьный возраст является наиболее
благоприятным для развития физических
способностей длительно выполнять циклические действия
в режимах умеренной и большой мощности
[6, 9].
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться
интересы и склонности к определенным
видам физической активности, выявляетсяспецифика
индивидуальных моторных проявлений,
предрасположенность к тем или иным видам
спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-
По Холодову Ж.К. с соавт., Кузнецову B.C.
[10, 23] к основным задачам, решаемым в этом
возрасте, относятся:
1. Укрепление здоровья,
плоскостопия, содействие
выработка устойчивости к неблагоприятным
условиям внешней среды;
2. Овладение основами разнообразных жизненно
важных движений;
3. Воспитание
сотрудничества в условиях
деятельности;
4. Формирование элементарных знаний о
личной гигиене, режиме
дня, влиянии физических
работоспособность и развитие двигательных
способностей;
5. Выработка
применяемых в них снарядах и инвентаре,
о соблюдении правил техники
безопасности во время занятий;
6. Приобщение к
упражнениями, подвижными
время на основе
двигательной активности и выявления
предрасположенности к тем или
иным видам спорта;
7. Воспитание
отношения к товарищам, честности, отзывчивости,
смелости во время
выполнения физических упражнений, содействие
развитию психических
процессов (представления, памяти, мышления
и др.) в ходе двигательной
деятельности.
В современных условиях значительно увеличился
объем деятельности, осуществляемой в
вероятностных и неожиданно возникающих
ситуациях, которая требует проявления
находчивости, быстроты реакции, способности
к концентрации и переключению внимания,
пространственной, временной, динамической
точности движений и их биомеханической
рациональности. Все эти качества илиспособности
в теории физического воспитания связывают
с понятием ловкость - способность человека
быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее
рационально, осваивать новые двигательные
действия, успешно решать двигательные
задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость -
сложное комплексное двигательное качество,
не имеющее единого критерия для оценки.
В каждом отдельном случае в зависимости
от условий выбирают тот или иной измеритель,
оставляя при этом остальные условия задания
неизменными. Измерителями ловкости могут
быть: 1 - время выполнения упражнения,
2 - точность выполнения, 3 - координационная
сложность задания.
Выносливость - часто используется
прохождение соревновательной дистанции
с максимальной интенсивностью.
Двигательные способности, которые характеризуются
точностью управления силовыми, пространственными
и временными параметрами и обеспечиваются
сложным взаимодействием, центральных
и периферических звеньев моторики на
основе передачи импульсов от рабочих
центров к нервным, имеют выраженные возрастные
особенности.
Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем
развития координации, нестабильной координацией
симметричных движений. Двигательные навыки
формируются у них на фоне избытка ориентировочных,
лишних двигательных реакций, а способность
к дифференцировке усилий - низкая.
У детей в возрасте от 7 до 12-13 лет происходят
наибольшие сдвиги в развитии координации
движений. В связи с совершенствованием
двигательного анализатора и улучшением
дифференцировочной способности зрительного
в 8-10 лет лабильность нервно-мышечной
системы достигает нормы взрослого человека.
Все это создает благоприятные предпосылки
для воспитания координации движений.
При этом важно совершенствовать у них
мышечное чувство различения темпа и амплитуды
движений, степени напряжения и расслабления
мышц, а также чувство времени и пространства.
В 7-8 лет быстро совершенствуется способность
к различным точным движениям. В период
с 7 до 12 лет значительно улучшается умение
сохранять равновесие тела в статическом
положении и в движении. В онтогенетическом
развитии двигательных координации способность
ребенка к выработке новых двигательных
программ достигает своего максимума в
11-12 лет. Этот возрастной период определяется
многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной
спортивной тренировке. Замечено, что
у мальчиков уровень развития двигательных
качеств с возрастом выше, чем у девочек. Таким
образом, по данным литературных источников
уже в младшем школьном возрасте необходимо
уделять особое внимание на развитие двигательных
качеств.
ГЛАВА II.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ
АТЛЕТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ
КЛАССОВ
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
РАБОТЫ
Цель - совершенствование
системы физического воспитания учащихся начальных
классов с целью развития двигательных
способностей.
Для достижения поставленной цели ставились
следующие задачи:
1. Выявить особенности физического развития
и способности детей
младшего школьного возраста.
2. Определить уровень развития двигательных
способностей у детей
младшего школьного возраста.
3. Рекомендовать внедрить в практику специальные
упражнения и
игры из легкой атлетики, способствующие
развитию физических
качеств учащихся младшего школьного
возраста.
Для решения задач были использованы следующие
методы исследования:
1 .Педогогические наблюдения за проведением
занятий по физкультуре и в секции легкой
атлетики.
2.Контрольные упражнения по физической
подготовленности.
На первом этапе педагогической практики
изучался опыт преподавателей физкультуры
и тренеров по легкой атлетике ДЮСШ.
На втором этапе проведена проверка выдвинутой
гипотезы с использованием комплекса методов
исследования: теоретический анализпедагогической
и методической литературы по исследуемой
1Q методы диагностики
Тестирование физических качеств учащихся
проводилось в соответствии с требованиями
комплексной программы физическоговоспитания
учащихся 2-3 классов общеобразовательной
школы при помощи:
а) «челночный бег» 3x10
двигательно-координационных качеств;
б) наклон вперед из положения сидя (см)
- для гибкости;
в) прыжки в длину с места (см) - для скоростно-силовых
качеств;
г) подтягивание на высокой перекладине
из виса (количество раз)
для силовых качеств;
д) 6- минутный бег (м) - выносливость;
Математическая обработка
столбики, и определяется количество значений
(объем) в первой и
второй выборке - я;
определяется средняя арифметическая
каждой выборки - М;
для каждой выборки определяется коэффициент
ряда нормального распределения - к.,
далее необходимо
- определяется показатель среднего квадратичного
отклонения (о)
по формуле:
(7 = х/к;
- определяется ошибка средней арифметической
в каждой выборке
по формуле:
т = оЫп;
- Достоверность
определялись по t-критерию Стьюдента,
т.е. определяется значение
^-критерий достоверности различий между
двумя выборками по формуле:
t
=
Достоверность считалась существенной
при пятипроцентном уровне значимости
(р<0,05). Математико-статистическая обработка
результатов проводилась при помощи стандартного
пакета прикладных программ на персональном
компьютере.
Педагогическое тестирование всех школьников
проводилось в одинаковых условиях в начале
учебного года и данные сравнивались сосредними
показателями, а второе тестирование проводилось
в конце 4 четверти учебного года.
В эксперименте приняли участие 2 группы
школьников по 15 человек в каждой возрастной
группе - 8 и 9 лет.
Для решения поставленных задач были использованы
обычные формы физической культуры: урок
и секция легкой атлетики, домашние задания.
Решение задач воспитания двигательных
качеств у детей проводится во внеурочное
время. Для внеурочных форм характерно
то, чтодеятельностью занимающихся управляет
тренер по физической культуре и
порту, который в течение строго
установленного времени в специально
В своей работе мы руководствовались с
программным материалом по физическому
воспитанию I-IV классов и тренировочной
программой, где содержатся наиболее эффективные
и полезные упражнения для развития всех
двигательных качеств. В нашей педагогической
деятельности по физическому воспитанию
детей младшего школьного возраста мы
большое Значение придавали
специальным физическим упражнениям и
играм из легкой атлетики, направленные
на развитие всех физических качеств.
Нами широко использовались в учебно-воспитательной
деятельности в секции легкой атлетики
физические упражнения, содержащие элементы новизны.
1. Выполнялись упражнения на равновесие.
2. Включались упражнения с изменением
площади опоры.
3. Комбинировались упражнения с сочетанием
бега и ходьбы.
4. Широко использовались элементы подвижных
и спортивных игр.
Например, нами были использованы следующие
упражнения:
- для развития быстроты реакции
исходных положений;
- для развития быстрой силы -прыжки,
многоскоки, скачки.
А также комплекс упражнений, который
проводился как эстафета. Победитель выявлялся
по самому короткому времени, затраченному
на выполнение этого комплекса. Прыжки
в длину и в квадраты, эстафеты. Описание
одной из игр «Охотники и утки» я
привожу ниже:
Одна команда
расположена за «линиями нападения»
волейбольной площадки, вторая - внутри
зоны, образованной этими и боковыми линиями.
Игроки первой команды стараются волейбольным мячом (можно двумя мячами одновременно) осалить игроков-соперников. Определени
1 вариант - кто за более короткое
время успеет осалить всех своихсоперников;
2 вариант - два тайма по 3-5 минут со сменой
функций играющийкоманд, побеждает тот,
кто за это время осалит большее количество
игроков.
Однако, хорошо известно, что только учебные
занятия из расчета 3 часа в неделю не покрывают
требуемый объем двигательной активности школьника,
поэтому наряду со всеми формами физического
воспитания в школе необходимы задания
на дом. Домашние задания по физическому
воспитанию являются дополнительной двигательной
деятельностью для учащихся. С помощью
них решаются следующие учебно-воспитательные задачи:
1) повышение двигательной активности детей;
2) укрепление основных мышечных групп;
3) формирование правильной осанки;
4) подготовка к
программы.
Мы задавали на дом повторение упражнений,
обращая внимание на скорость и точность
выполнения упражнений.
Таким образом, в учебно-тренировочный
процесс учащихся младшего школьного возраста
был введен широкий спектр физических
упражнений и игр для воспитания двигательных
качеств в соответствии с учебной программой
по легкой атлетике для I-IV классов общеобразовательной школы.
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ
КЛАССОВ
Анализ научно-методической литературы
и статистических данных по физическому
воспитанию школьников в Чувашской Республике
показал, что по изучаемой проблеме практически
нет сведений о средствах и методах легкой
атлетики, направленных на воспитание
физических качеств детей младшего школьного
возраста.
Для реализации исследовательской работы
были использованы секции легкой атлетики,
физкультурно-оздоровительные мероприятия.
На основании измерений в вышеуказанных
группах и математической обработки были
определены средние величины антропометрических
При сопоставлении наших данных со стандартами
физического развития детей Чувашской
Республики, выяснилось, что они находились
на уровне средних показателей.
Данные исследования развития физических
качеств у учащихся младшего школьного
возраста представлены в таблице 2.
Таблица 1
Показатели физического развития у мальчиков
8-9 лет в начале 2004-2005 учебного года, записавшихся
в секцию легкой атлетики
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
Рост, см |
|
|
|
|
|
Вес, кг |
|
|
|
|
|
ОГК, см |
|
|
|
|
|
Таблица 2
Показатели уровня развития двигательных
способностей у мальчиков 8-9 лет в начале
2004-2005 учебного года, записавшихся в секцию
легкой атлетики
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Влияние занятий легкой атлетики на организм школьников младших классов