Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

      В США в настоящее время существует всего несколько академических программ обучения такого рода. В Центре наук о здоровье университета Оклахомы в 1987 году была основана Интердисциплинарная программа подготовки (ИПП) по проблемам насилия над детьми. В 1991 году программа получила грант Национального центра по насилию над детьми и пренебрежению их нуждами (США). Наряду с программой в университете Оклахомы» правительственный грант обеспечивал трехлетнее финансирование подобного курса еще в семи университетах и двух медицинских школах Америки. Данная программа существует в университете Оклахомы более 10 лет. Программа развивается и в настоящее время является единственным специализированным курсом подготовки студентов преддипломного и последипломного уровней по проблемам насилия над детьми и пренебрежения их нуждами в медицинских школах университетов Америки.

      Целями  междисциплинарной программы обучения являются следующие:

♦ обеспечить преддипломную и последипломную подготовку по проблемам насилия  над детьми в области организации, исследований, клинической практики, законодательства и защиты прав детей для специалистов в области медицины, стоматологии, юридических наук, социальной работы, психологии и других смежных дисциплин; подготовить специалистов, которые возьмут на себя лидерство в предупреждении и преодолении проблемы насилия на местном, региональном, национальном и международном уровнях;

♦ обеспечить национальную модель междисциплинарной подготовки по проблеме насилия над детьми. Программа обеспечивает подготовку для профессионалов, которые будут оказывать помощь детям, а также обучать других специалистов в диагностике и терапии детей, подвергшихся насилию по стране. Эти профессионалы проходят такую подготовку, коде позволит им взять на себя лидерство на местном, национальном и международном уровнях. Ежегодно 15-20 студентов старших курсов, а также врачей-терапевтов, психологов, юристов, сальных работников, специалистов в областях сестринского, образования, стоматологии, организации здравоохранения и психиатрии отбираются на конкурсной основе для обучения по «ной программе. Программа является эквивалентом 6-12 учеб-l часов в университете в неделю (в зависимости от основной специальности студента). Обучение включает еженедельный дидактический компонент (три-четыре часа лекционно-практических занятий в неделю), практику внутри своей дисциплины, значительное количество практики в смежных дисциплинах, подготовки защиту специального проекта (исследование, изучение клинического случая или оценку программы) и участие в модели судебного процесса.

      России  в Нижегородской области реализована программа подготовки междисциплинарных команд для работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. Эта программа представляет собой модель постдипломного образования психологов, врачей, юристов, педагогов, социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних, администраторов, которые образуют междисциплинарную команду в том : ином районе Нижегородской области. 

      Программа включает в себя три основных модуля: «Введение в проблему насилия  и жестокого обращения с детьми», «Организация командного взаимодействия специалистов различного профиля, работающих с детьми», «Междисциплинарный подход в работе со случаями насилия над детьми». Общий объем программы — 120 учебных часов. Тематический план учебных модулей представлен в таблице 1. 

Учебно-тематический план программы подготовки междисциплинарных команд для работы по предотвращению

насилия над детьми

                                                      Таблица 1

Модуль  программы Тема
1. Введение в проблему насилия  и жестокого обращения с детьми Базовые представления  о физическом, сексуальном, психологическом  и информационном насилии и пренебрежении основными нуждами ребенка.

Агрессия  и насилие. Понятийный аппарат и  основные теоретические подходы.

Социально-психологические  особенности развития детей в  норме и патологии.

Предикторы  суицидального поведения. Психологические  особенности беспризорных детей, детей- ** алкоголиков и наркоманов. Основы семейной психологии. Психология дисфункциональной семьи. Права человека. Основные понятия. Ювенальная юриспруденция. Отечественный и зарубежный опыт. Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних

2. Организация командного взаимодействия  специалистов различного профиля,  работающих с детьми Принципы многопрофильной  помощи семьям и детям, пережившим насилие. Организация и функционирование командной работы.

 

Продолжение таблицы

Модуль  программы Тема
  Тренинг построения междисциплинарной команды.

Семья как объект работы междисциплинарной  команды.

Организация мониторинга насилия и жестокого  обращения с детьми

Междисциплинарный подход работе со случаями насилия  над детьми Методы работы команды со случаем насилия над ребенком. Организация первичного приема семьи и ребенка

      В результате обучения по данной программе сегодня подготовлено 65 специалистов для работы 13 междисциплинарных команд Нижегородской области.

      Для дальнейшего повышения квалификации специалистов про узкоспециализированные программы подготовки и повышения квалификации.

      В настоящее время международное общество по предотвращению насилия над детьми (ISPCAN) разрабатывает базовые модули международной программы подготовки специалистов в области предотвращения насилия над детьми. Насилие и жестокое обращение с детьми в настоящее время является проблемой, требующей применения знания и навыков специалистов разной профессиональной принадлежности: врачей, педагогов, юристов, социальных работников, педагогов, работников правоохранительных органов и других служб. Конкретные формулировки, применяемые специалистами разных профессий разных странах, могут различаться в деталях, однако, очевидно, »насилие над детьми — это междисциплинарная проблема, требующая комплексного и координированного ответа специалистов: профессий. Ни один профессионал и ни одно изолированное ведомство не может решить эту проблему в одиночку, поскольку не может представлять юриста, врача, педагога, психолога, милиционера и других специалистов в одном лице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по профилактике жестокого обращения  с детьми

2.1. Выявление семей,  склонных к жестокому  обращению с детьми

     Опытно-экспериментальная  работа проводилась с семьями группы риска и состояла из  трех этапов эксперимента: констатирующего,  формирующего и контрольного.

     Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми.

     На  констатирующем этапе эксперимента с целью выявления склонностей к жестокому обращению было предложен протокол оценки безопасности детей.

      Когда социальный педагог впервые контактирует с семьей, он  оценивает, есть ли какие-либо факторы, которые угрожают безопасности ребенка. При принятии решений оценка безопасности обычно содержит три части: первая - это лист потенциальных угроз ребенку в семье. Здесь приводится описание условий, которые указывают на опасность немедленного вреда для ребенка.

     Вторая - это определение краткосрочных вмешательств, (.выбранных  социальным педагогом (например, наблюдение родственника или соседа), которые представляют собой план безопасности.

       Третья - это запись окончательного решения.

                     Протокол оценки безопасности

Семья (имя и фамилия регистрации случая)________________

Номер дела семьи____

Адрес, район___________ФИО социального педагога____________

Дата  заявления в органы защиты детей______

Дата  заполнения данной формы__________

Оценка (отметьте одно):___Первоначальная

Пересмотр 

  Секция 1: Оценка безопасности   

Часть А. Определение фактора безопасности    Указания: факторы на данном листе — это поведение или условия, которые могут указывать, что ребенок в данный момент находится под угрозой серьезного вреда. Определите присутствие или отсутствие каждого фактора, обведя «Да» или «Нет».    Внимание: уязвимость/беспомощность каждого ребенка должна приниматься во внимание в процессе оценки. Дети в возрасте до шести лет не могут защитить сами себя. Более старшие {дети могут оказаться неспособны защитить себя вследствие сниженной психической или физической способности или того, что они неоднократно оказывались жертвой насилия.

Сообщение о  насилии и оценка безопасности

        Если ни один из факторов не присутствует, переходите к секции 2: Решение.

     Часть В. Описание фактора безопасности. Указания: для всех факторов, где обозначено «Да», укажите .ответствующий номер фактора и затем кратко опишите специфических людей, поведение, условия и/или обстоятельства, связанные с этим фактором безопасности.

    Оценка безопасности должна быть завершена в течение первого личного контакта с семей социального педагога, проводящего расследование. Модель принятия решения в ситуации насилия над ребенком проводит ясное разделение между вопросами безопасности и вопросами риска. Термин «безопасность» относится к немедленной опасности для ребенка и шагам, необходимым, чтобы обеспечить немедленную краткосрочную защиту. В противоположность этому риск относится к вероятности того, что тот, кто осуществляет уход за ребенком, снова совершит насилие или будет пренебрегать нуждами ребенка в будущем.  

     Протокол  оценки безопасности 
 

     Таблица 2.

  Да Нет Родитель (лицо заменяющее) проявляет насилие или  не контролирует свое поведение по отношению к ребенку
  Да Нет Родитель (лицо заменяющее) описывает или ведет  себя по отношению к ребенку преимущественно  негативно или имеет крайне нереалистичные ожидания
  Да Нет Родитель (лицо заменяющее) причинил серьезный физический вред ребенку или правдоподобно  угрожал нанести серьезный физический вред
  Да Нет Семья отказывается предоставить работнику доступ к  ребенку или есть причины думать, что семья собирается бежать и/или  местонахождение ребенка не может  быть установлено
  Да Нет Родитель (лицо заменяющее) не обеспечивает или не будет обеспечивать наблюдение, необходимое для того, чтобы защитить ребенка от потенциально серьезного вреда
  Да Нет Родитель (лицо заменяющее) не способен или не хочет  обеспечить неотложные потребности  ребенка в еде, одежде, приюте, и/или  медицинской или психологической помощи
  Да Нет Родитель (лицо заменяющее) ранее подвергнул насилию  или пренебрежению какого-либо ребенка, и тяжесть плохого обращения  или реакция родителя на предыдущий случай указывает, что безопасность ребенка немедленно вызывает беспокойство
  Да Нет Ребенок боится родителя/ей (лицо заменяющее), других членов семьи или других людей, живущих  в доме, или имеющих доступ к  дому
  Да Нет Физические  условия, в которых живет ребенок, опасные и представляют немедленную  угрозу
  Да Нет Подозревается сексуальное насилие над ребенком, и обстоятельства указывают, что  безопасность ребенка может вызывать немедленное беспокойство                     __
  Да Нет Злоупотребление родителя (лица заменяющего) алкоголем  или наркотиками/токсическими веществами серьезно нарушает его/ее способность наблюдать, заботиться или защищать ребенка                                                          ___
  Да Нет Другое (указать  что)

 
 
 
 
 
 

Результаты  показаны в таблице 3

                                    Таблица 3

Экспериментальная группа
Семья степень склонности к жестокости
Филиповы  высокая
Зверевы средняя
Константиновы низкая
Марлоновы высокая
Ветровы высокая
Саркисян средняя
Соловьевы средняя
Ивановы  низкая
Артюховы высокая
Гайвороновы низкая
Масловы высокая
Синтавины высокая
Петренко средняя
Яковенко низкая
Орловы средняя
Осиповы низкая
Барсуковы средняя
Захаровы высокая
Днепровы средняя
Горбаневы низкая

 
 
 

      Анализ  итогов опытно-экспериментальной работы (до формирующего эксперимента) 

                              Таблица 4

Экспериментальная группа
Низкая

степень

чел.

Средняя

степень

чел.

Высокая

степень

чел.

6 7 7

Информация о работе Жестокое обращение с детьми