Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

      В 1996 году в Уголовный кодекс РФ была включена новая ст. 156, которая впервые  предусматривала ответственность  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением. Однако отсутствие в этой статье четкого и однозначного определения, что есть жестокое обращение с несовершеннолетним с точки зрения уголовного права, затрудняет применение данной нормы на практике. Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Так, в ч. 1 ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники должны принять все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Однако при этом не раскрывается содержание понятий «насилие», «злоупотребление», «оскорбление», «эксплуатация». Указанные понятия должны конкретизироваться в национальном законодательстве каждой страны с учетом ее традиций и культуры. Таким образом, отсутствие определения жестокого обращения с ребенком в российском уголовном законодательстве следует считать очевидным пробелом.

      В самом общем виде под насилием понимают форму принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства [15]. «Насилие, — отмечает один из исследователей этого понятия Г. Н. Киреев, — особый тип отношений между людьми, сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и, несмотря на то, что субъективный фактор опосредован и определен материальными отношениями, насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней» [И, с. 18].

      Пренебрежение нуждами детей — это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этого. Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение — это постоянное невыполнение родителем или лицом, его заменяющим, минимальной потребности ребенка в поддержке, внимании и любви.

      Насилие — это также пренебрежение  родителей своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по отношению к детям, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний.

      Зарубежные  специалисты пришли к заключению, что понятие «насилие» по отношению к человеку очень широко и кроме преступлений также включает действия:

♦  принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляций, угрозы физической расправы или материального ущерба и т. д.;

♦  препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет;

♦  злоупотребление властью. Причем власть рассматривается широко: как власть возраста (например, взрослые над детьми), власть силы, власть популярности, власть принадлежности к полу (например, мужчины над женщиной) и другие виды власти. Использование власти с целы» доминирования над другим нарушает права человека.

      Насилие и жестокое обращение следует  отличать от агрессии, хотя, безусловно, эти феномены имеют много общего.

     Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

     Жестокое обращение с детьми — это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их заменяющих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие чаще всего трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

      Несмотря  на то что насилие сопровождает почти  всю историю человечества, было бы ошибочным утверждать, что насилие имманентно присуще любому человеческому сообществу и группе. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3 % до 30 % от общего количества детского населения, и данная статистика заставляет считать эту проблему весьма актуальной как для современного мира в целом, так и для современной России в частности.

Большинство теоретических объяснений причин и  источников насилия над детьми позволяет выделить две основные группы факторов, приводящих к насилию.

      К первой группе относят особенности общества, в котором проявляется насилие: характер социально-экономической формации, уровень безработицы, бедность, наличие гражданских войн и локальных военных действий, уровень преступности, слабость законов, отсутствие целостной и действенной системы защиты детей, а также особенности установок общества с точки зрения терпимости к насилию по отношению к детям, убеждение, что физические наказания являются эффективным способом воспитания.

      Отличительной особенностью российского менталитета, по мнению специалистов, является терпимое отношение к насилию и жестокому обращению. К. А. Абульханова, рассматривая исторические и современные особенности российского менталитета, отмечает, что именно христианское принятие страдания, терпение мвляются ключевыми для характера русского народа.

      Жертвенность  признается одной из ведущих социальных установок в обществе. Более того, проявление насилия часто понимается как знак внимания («Бьет, значит, любит» — хорошо известная российская поговорка). В силу этого существует известное сопротивление признанию проблемы насилия над детьми на уровне как широких социальных установок, так и на уровне установок среди специалистов: общество в целом и многие специалисты помогающих профессий в России не считают насилие и жестокое обращение с ребенком проблемами, требующими безотлагательного решения, и, следовательно, не стремятся прилагать большие усилия для их преодоления. Отрицание того, что жестокое обращение с детьми случается слишком часто в нашем обществе, или отрицание того, что эта проблема является серьезной, приводит к тяжелым последствиям. Это означает, что предотвращение, вмешательство и терапевтическая помощь имеют в своем распоряжении слишком мало средств и поддержки для противостояния насилию. Это, в свою очередь, означает, что жестокое обращение с его многочисленными жертвами и правонарушителями может продолжаться еще целые поколения без разоблачения и вмешательства.

      Известно, что смена социально-экономической  формации, приводя к разного рода социальным потрясениям, наиболее остро отражается на положении детей. Иллюстрацией этого положения может служить ситуация в странах Восточной Европы, включая Россию, где с начала 1990-х годов отмечается устойчивая тенденция ухудшения положения детей.

Вот лишь самые краткие данные медико-демографической статистики, характеризующие положение детей в Российской Федерации.

      За 1995-2005 годы детско-подростковое население  нашей страны сократилось более  чем на 4 млн. человек. Здоровье детского населения ухудшается: каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после рождения; более 1 млн. детей являются практически инвалидами; за время школьного обучения число физически здоровых детей сокращается в пять раз. Лишь 14 % выпускников средней школы можно считать действительно здоровыми. Не менее красноречивы показатели «социального здоровья» детей и подростков. Около 2,5 млн. детей школьного возраста нигде не обучаются (на них приходится 40 % всей «несовершеннолетней» преступности). Более 2 млн. детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот превысило 650 тыс. (причем 95 % из них — это так называемые социальные сироты, имеющие живых родителей). 40 % детей подвергаются насилию в семьях, в школах 16 % учащихся испытывают со стороны педагогов физическое, а 22 % — психологическое насилие. За последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100 %. В 1996 году покончили с собой 2756 детей и подростков, уже отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет. К 17 годам половина подростков составляет группу риска по алкоголизму в связи с частым употреблением алкогольных напитков (причем девушек среди них на 10 % больше, чем юношей). Заболеваемость сифилисом среди детей до 14 лет за последние три года выросла в 2,4 раза, а среди подростков — более чем в 20 раз! Растет заболеваемость туберкулезом, СПИДом.

      Уже в возрасте до трех лет 9,6 % детей  имеют явную психическую патологию; среди дошкольников лишь у 45 % отсутствуют признаки болезненных отклонений в психике, которые продолжают расти ежегодно на 8-12 %; среди школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80 % [1.2]. Среди детей со школьной дезадаптацией у 93-95 % выявляются те или иные психические нарушения. Среди детей-бродяг, ставших в последнее время лавинообразно нарастающей проблемой, психически здоровыми могут быть признаны не более 6 %, а нуждаемость в различных видах психотерапевтической помощи у сирот, длительно живущих в детских домах, достигает 100 %. 80 % попадающих в учебно-воспитательные учреждения для девиантных детей требуют срочной психокоррекционной помощи. Но только 10 % всех нуждающихся в психиатрической помощи детей получают ее в государственной системе охраны психического здоровья. С каждым годом увеличивается число детей и подростков с проблемами развития и поведения или дезадаптацией — от 48 до 63 % по данным разных авторов [16].

      Как правило, развитая и целостная система  защиты детей позволяет нивелировать многие из этих негативных эффектов.

      Напротив, слабость этой системы, отсутствие тех  или иных ее элементов могут не только не способствовать защите детей, но и выступать своеобразным фактором насилия по отношению к ним.

      Так, например, рост количества учреждений закрытого типа для детей (куда можно  отнести и интернатные учреждения, и приюты, и колонии для несовершеннолетних преступников и правонарушителей, и даже специализированные закрытые школы, лицеи) сам по себе не гарантирует максимально благоприятных условий для развития детей, попавших в трудную или особую жизненную ситуацию. Принудительная социальная изоляция, характеризующаяся различными правоограничениями, ограничениями свободы выбора и действия, вызывает у детей переживания различной глубины и силы, накладывая отпечаток на развитие системы отношений к самому себе, миру, другим людям. Культ насилия является доминирующей тенденцией в отношениях детей друг с другом и в отношениях между детьми и взрослыми в закрытых учреждениях. Ведущей детерминантой нормального развития ребенка в этих условиях выступает конструктивное взаимодействие (прежде всего, со взрослыми), ориентированное на преодоление последствий социальной депривации.

      Среди источников насилия одним из наиболее влиятельных являются средства массовой информации. В классической серии  экспериментов А. Бандура и его  сотрудники убедительно показали, что сцены насилия на телевидении и киноэкране увеличивают количество проявлений агрессивного поведения и в отношении детей, и у самих детей [3], [17]. Это касается не только фильмов. Особенно разрушительным эффектом обладают передачи реалистичного содержания, такие, как прямые трансляции поединков агрессивных видов спорта (например, профессионального бокса, боев без правил) и различные криминальные хроники. Основным механизмом как насильственного поведения в этом случае, так и поведения жертвы выступает механизм подражания: чем младше ребенок, тем легче он усваивает модель жертвенного и/или насильственного поведения. Кроме того, просмотр телевизионных передач, содержащих сцены насилия, не только ведет к росту агрессивности человека, но и вызывает своеобразное онемение чувств у людей, сталкивающихся с насилием, так что возникает известный в психотерапии эффект «усталости от сочувствия», «сенсорной перегрузки».

      Вторая  группа причин насилия над детьми связана с особенностями семьи и характером семейных отношений, в которых воспитывается ребенок.

      Современная наука по-разному относится к  тем изменениям, которые сегодня  претерпевает семья как социальный институт. Существуют две противоположные  точки зрения на глубину и направленность семейных изменений (открытая система формирования брака, эмансипация женщин, эмансипация детей от родителей, рост личной свободы, смещение отношений на супружество). Представители одной точки зрения рассматривают семейные изменения как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института, отражение ценностного кризиса в обществе в целом. Авторы этой кризисной парадигмы считают, что все больше современных людей хотят удовлетворять свои потребности не внутри семьи, а вне ее. Удовлетворение потребности личности в самоактуализации как наиболее полной реализации своего потенциала все больше концентрируется на внесемейной деятельности, семья и родительство становятся неконкурентоспособными по сравнению с такими ценностями, как повышение социального статуса, уровня образования, квалификации, материального благополучия. Согласно другой точке зрения, изменения в институте семьи являются в целом позитивным процессом демократизации в семейной сфере, отражающим общемировые тенденции. Несмотря на трансформацию института семьи, ее приспособление к новым условиям, обострившееся противоречие между семейными и вне-семейными ценностями, общечеловеческая значимость семьи, безусловно, сохраняется.  Отношения «муж-жена», «мать-ребенок», «брат-сестра» и т. д. естественны и жизненно необходимы для каждого человека. Семья и ее ценности уникальны и не могут быть заменены ничем другим.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми