Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

      В XVI веке сохранялась торговля детьми, использование их в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств. В России жестокое обращение с ребенком считалось вполне допустимым. М. В. Ломоносов описал процедуру домашнего крещения, на которой он присутствовал: «...большой каменный зал дома, где должно было произойти крещение, не отапливался сутки, а воду взяли прямо из колодца ... ребенок кричал как резаный, из всех сил, прерываясь только в короткие промежутки, когда переводил дух после полного погружения... Он впал в бессознательное состояние, развились судороги и лихорадка...». Во время крещения в проруби священники, бывало, роняли детей в воду. Матери при этом должны были ликовать, так как считалось, что при этом младенец попадал прямо на небеса.

      Чтобы держать детей под контролем, чтобы «сделать их менее опрометчивыми и непослушными», часто прибегали к запугиванию. Перед детьми держали изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть и разорвать на куски.

      Обычной практикой вплоть до XX века считалось воспитание и развитие ребенка не собственными родителями, а в семьях кормилицы или воспитателей. Известное воспитательное и, как считалось, прогрессивное учреждение для детей в XIX веке в России — Царскосельский Лицей — представляло собой закрытый интернат, где воспитывались мальчики с 6 лет, практически лишенные контактов с матерью и отцом. Насколько эмоционально тяжело было находиться в Лицее, можно только догадываться по ряду косвенных данных, таких, например, как попытки воспитанников к самоубийству.

      В XVIII-XIX веках в Европе бедных детей отдавали в зависимость в работные дома. В романах Чарльза Диккенса описываются ужасные условия, в которых работали дети. Дети должны были работать наравне со взрослыми: 5-6-летние дети работали нередко по 14-16 часов в день. Хозяин использовал длинные, острые колья, чтобы маленькие полусонные работники не заснули.

      Мнение, что младенцы и дети — всего  лишь нечувствительная «движимость», которая не может реагировать  на что-либо или помнить, сохранялась до начала XX века.

      Считается, что в XX веке возникло иное отношение к детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны каждого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд. Первая и Вторая мировые войны, гражданская война в России, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи XX века, повлекшие за собой:

♦  огромное количество детей-сирот;

♦  массовую беспризорность и безнадзорность;

♦  еще  более жестокое обращение с детьми.

      Именно  в начале XX века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

      В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития.

      В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

      В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматриваются наиболее важные принципы:

♦  ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной  охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

♦  равенство  прав всех без исключения детей без  различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

♦  ребенок  имеет права гражданские (право  на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту — особенно от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

♦  ребенок  «...для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

♦  на обществе и органах публичной  власти должна лежать обязанность осуществления  особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

      В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году. Конвенция занимает особое место в силу ряда причин:

♦  во-первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»;

♦  во-вторых, она имеет особое значение для  России — позволяет возродить  понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье;

♦  в-третьих, принципиальные положения Конвенции  явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского кодексов некоторых государств — членов ООН, в частности — России;

♦ в-четвертых, юридическая техника составления  норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности  и возможности, обеспечивать права каждого ребенка. Так, в 1996 году Конвенцию ратифицировали 90 % всех государств-членов ООН.

      Первые  научные исследования проблемы насилия  появились в Европейском Средневековье. Теологи — Блаженный Августин, Фома Аквинский пытались разъяснить прихожанам, как необходимо использовать насилие, чтобы оно не расходилось с христианскими заповедями, при этом насилие, связанное с уничтожением еретиков (колдунов, демонов и пр.), таковым не считалось и было широко распространено в Европе в XIII—XVIII веках.

      Из  светских исследований насилия в  позднем Средневековье можно назвать работы Н. Макиавелли, который признавал насилие как одно из важнейших средств для объединения разрозненной страны под властью одного правителя. Т. Гоббс считал, что, для того чтобы сохранить с таким трудом добытый мир и безопасность, ограничить эгоизм человеческого поведения, государь может и должен использовать все средства, в том числе и насилие. Различные аспекты проблемы насилия рассматривались в работах Ч. Ломброзо, Р. Крафт-Эббинга, Ф. Ницше, 3. Фрейда, О. Бланки, М. Бакунина, К. Маркса, Ф. Энгельса и др..

      В 1920-х годах начала интенсивно развиваться  детская психология, раскрывающая основные закономерности развития ребенка в норме и патологии. Российскими учеными, среди которых, несомненно, наиболее значительным считается Л. С. Выготский, было показано, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением основных его потребностей в познании, общении и содержательной активности. Большое внимание в работах отечественных и зарубежных ученых уделялось изучению психолого-педагогических условий развития ребенка в семье, детском доме, школе, детском саду.

      Основы  современных научных представлений  о проблеме насилия над детьми были заложены в 1961 году, когда на ежегодном собрании Американской академии педиатрии Н. Кетре провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. В своей фундаментальной работе автор подробно представил педиатрические, психиатрические, рентгенологические и юридические аспекты проблемы и впервые привел сводные статистические данные о распространении насилия над детьми в США [18]. После того как была установлена природа так называемых необъяснимых повреждений у детей, к жестокому обращению были отнесены и другие виды насилия над детьми, в том числе: сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка.

      Во  второй половине XX века на Западе сложилась самостоятельная научная дисциплина валейнсология, изучающая насилие, с отдельными направлениями: социологическим, психологическим, юридическим, международным.

      В настоящее время в мировой  литературе опубликованы статьи, монографии, руководства по тем разделам медицины, социологии, юриспруденции, которые отражают специфику проблемы насилия и жестокого обращения с ребенком. С 1970-х годов появились специальные научные исследования, посвященные изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Эти исследования направлены на изучение состояния и причин насилия над детьми, разработку программ терапии, направленных на предотвращение насилия в семье, разработку и проведение программ помощи детям, пережившим психическую травму, детям с посттравматическим синдромом, разработку программ ранней профилактики насилия.

      В современной зарубежной и отечественной  литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства (С. А. Беличева, Е. Н. Волкова, Е. М. Вроно, И. Н. Григович, В. Е. Дружинин, Р. Н. Клайберг, А. А. Реан, А. А. Северный, Б. Ю. Шапиро, Т. И. Шульга, G. G. Conger, A. Guggenbuhl, R. Soonets, А. С. Huston, G. Kagan). Как определенные последствия различных видов насилия изучаются особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей (С. А. Беличева, А. В. Бабушкин, М. И. Буянов, А. Я. Варга, Н. В. Вострокнутов, Е. М. Вроно, С. Н. Ениколопов, И. В. Дубровина, А. А. Реан, В. С. Собкин и др.), детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии (Б. Л. Альтшуллер, Л. Ю. Данилова, Р. П. Дименштейн, Н. М. Иовчук, А. Л. Лихтар-ников, В. И. Лопатина, М. Роомелди, А. А. Северный, В. В. Стре-биж, Н. Л. Хананашвили, Т. И. Шульга и др.), детей с девиант-ным и делинквентным поведением (Б. Н. Алмазов, Г. Беккер, К. Бэйли, Р. Джонсон, Э. Дюркгейм, Ж. Кетле, Л. Леви-Брюль, Г. Кайзер, Дж. Кауфман, Г. Кэплан, Р. К. Мертон, А. М. Прихожан, М. Раттер, Ф. Райе, А. А. Реан, А. Р. Ратинов, Н. Н. Толстых, Д. И. Фельдштейн, Г. Фигдор, Д. Халаган) [12].

      В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жесткого обращения  и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) объединяют усилия специалистов для безопасности создания действенной системы защиты детей. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Общее понятие,  причины и источники  жестокого обращения  с детьми 

      Говоря  о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над  детьми (англ. abuse — насилие, злоупотребление) и жестокое обращение с детьми (англ. maltreatment — плохой, недостаточный уход). Эти термины применяются в X Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.

      В России нет единого подхода к  определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением. Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека, то есть попадают под действие уголовного кодекса.

      Термин  «жестокое обращение с детьми»  как конкретное юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. Разъяснение этого понятия для семейного, но не уголовного права было дано в п. 14 постановления № 9 Пленума Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 года «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» и без существенных изменений воспроизведено через 20 лет в п. 11 постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».  Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми