Эффективность использования компьютерной информационно-диагностической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:57, реферат

Краткое описание

В данной работе рассмотрены проблемные вопросы по формированию у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий. Использование компьютерной диагностической системы на учебных занятиях содействует повышению эффективности занятий физическими упражнениями. Одним из главных условий эффективности процесса физического воспитания студентов являются знания физиологических и психологических особенностей.
Сохранение здоровья населения это глобальная проблема, причем сердечнососудистые заболевания становятся причиной более чем 60% случаев преждевременной смерти наших граждан, от ожирения страдает каждый восьмой мужчина и каждая шестая женщина, а избыточную массу тела имеет чуть ли не половина взрослого населения.

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В данной работе рассмотрены проблемные вопросы по формированию у студентов специальной медицинской группы культуры здорового образа жизни с помощью компьютерных технологий. Использование компьютерной диагностической системы на учебных занятиях содействует повышению эффективности занятий физическими упражнениями. Одним из главных условий эффективности процесса физического воспитания студентов являются знания физиологических и психологических особенностей.

Сохранение здоровья населения это глобальная проблема, причем сердечнососудистые заболевания становятся причиной более чем 60% случаев преждевременной смерти наших граждан, от ожирения страдает каждый восьмой мужчина и каждая шестая женщина, а избыточную массу тела имеет чуть ли не половина взрослого населения. Отмечается увеличение общей распространенности курения: в 2005 г. доля курильщиков достигла 25,3%, а их численность составила 10,35 млн. человек. Только за три последних года почти на 35% возросло среднегодовое потребление алкоголя в расчете на душу населения. Эти и другие факторы, так или иначе связанные с образом жизни людей, негативно воздействуют на их здоровье, поэтому сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи является одной из приоритетных задач высших учебных заведений. В связи со сложившейся ситуацией вузы должны создать такие условия общего развития молодых людей, которые бы улучшали их физическое и психическое здоровье. В их решении большое значение принадлежит правильной организации процесса формирования у студентов, в том числе студентов специальной медицинской группы (СМГ) культуры здорового образа жизни средствами физического воспитания с помощью компьютерных технологий.

Проблемы здоровья и здорового образа жизни рассмотрены в работах Амосова Н.М., Апанасенко Г.Л., Бальсевича В.К., Глухова В.И., Капустина Е.Н., Козырева Г.И., и многих других, которые являются авторами научных статей, учебных пособий и их труды широко используются в учебном процессе высших учебных заведений. Определенный вклад в решение этой проблемы должны внести компьютерные технологии, как одна из составляющих частей информационной технологии, которые формируют принципиально новый стиль работы в системе образования и физического воспитания. Анализ публикаций в литературе [Волков В.Ю., Годик М.А., Душанин С.А., Жбанков О.В., Наумова Н.И., Хрипко Л.В. и др.] позволяет систематизировать использование компьютерных технологий в процессе обучения и физического воспитания это: учебный процесс; оздоровительная физическая культура; спортивная тренировка, однако, это касается только здоровых людей, а что касается людей с отклонением в здоровье, то таких публикаций очень мало. Практическая деятельность в этом направлении требует их объединения, интеграции и создание оптимальных условий для их реализации в конкретный результат подготовки здоровой и гармонически развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формулирование целей работы.

Цель данного исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования компьютерной информационно-диагностической системы (ИДС) "Паспорт здоровья" по формированию у студентов СМГ культуры здорового образа жизни. В задачи исследования входило разработка компьютерной ИДС "Паспорт здоровья" по воспитанию у студентов СМГ здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ход исследования.

Одна из важнейших проблем в вузе - формирование заинтересованного отношения студента к предмету "физическое воспитание", пробуждение интереса к укреплению собственного здоровья. Дидактическое требование сознательности результата обучения должно распространено не только на процесс физического воспитания вообще, но и на результат конкретного учебного занятия. Только осознание результата собственной деятельности в учебно-воспитательном процессе способно пробудить и поддерживать собственное "Я", посредством которого содержание двигательного задания трансформируется в сознании студента в побудительный мотив к действию. Эффективность использования новых технологий зависит от решения проблемы формирования информационного пространства, дающего возможность комплексного использования не только различных методов автоматизированной обработки информации, но и эффективной реализации важнейших дидактических принципов и частных педагогических методик. Традиционная организация процесса физического воспитания, ориентирована на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства воздействия выступают только лишь возможности человека (профессиональные качества преподавателя). Однако существуют определенные пределы эффективности функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности. Совокупность же компонентов, составляющих обучающее пространство процесса физического воспитания, позволяет расширить возможность реализации дидактических принципов (наглядности, сознательности, непрерывности, преемственности и др.), активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогическую сторону процесса и, тем самым, оказать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания. Совершенно очевидно, что такая система может быть создана, и эффективно функционировать только на основе педагогических технологий, реализуемых на базе компьютерных информационно-диагностических систем.

Разработанная ИДС "Паспорт здоровья" для студентов СМГ предназначена для экспресс-оценки текущего состояния здоровья, адаптации и физической подготовленности, а также для индивидуального программирования занятий аэробными и скоростно-силовыми упражнениями с учетом выявленных при тестировании результатов. Этот автоматизированный информационно-диагностический комплекс, который разработан на базе персональных компьютеров, позволяет получить заключение о здоровье и физической подготовленности индивидов в виде ЭВМ-протоколов, содержащих общую их оценку, а также комментариев и методических рекомендаций. Эта система состоит из двенадцати показателей и тестов для оценки здоровья, физического развития и общей физической подготовленности:

а) показатели здоровья и физического развития:

    1. Рост.
    2. Масса тела.
    3. Частота сердечных сокращений в покое.
    4. Артериальное давление.
    5. Жизненная емкость легких.
    6. Форсированная жизненная емкость легких.

б) показатели общей физической подготовленности:

    1. Бег 2414 м (или тест Купера).
    2. Ручная динамометрия.
    3. Сгибание-разгибание рук в упоре (за 30 сек.).
    4. Прыжок в длину с места.
    5. Поднятие туловища из положения лежа на спине (за 30сек).
    6. Подтягивание на перекладине (только юноши).

Справочника, в котором в популярно-доступной форме излагается вся необходимая информация для понимания интерпретации выводимых на монитор и печать показателей здоровья, физического развития, адаптации и физической подготовленности студента.

Комплексной системы оценки в баллах, которая позволяет привести общую оценку текущих состояний индивидов к четырем градациям: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Программ физической тренировки (по циклам) с учетом индивидуальных недостатков в физической подготовленности, а также способов и методов этапного контроля выносливости и скоростно-силовых качеств.

Пакета прикладных программ (ППП), с помощью которых производится оценка здоровья, физического развития и общей физической подготовленности.

Этот ППП включает:

а) базу данных, рассчитанную на 100000 исследований, позволяющую в любой момент получить необходимую информацию;

б) блок просмотра и корректировки данных;

в) блок накопления и сравнения данных при проведении лонготудинальных исследований (повторные тестирования);

г) блок статистической обработки любых сочетаний по 36 параметрам с выдачей необходимых данных на печать;

д) блок определения рейтинга студентов по всему комплексу показателей "Паспорта здоровья".

С помощью специально разработанных шкал оценивания компьютером, в зависимости от выявленных недостатков, компьютер автоматически проводит фактическую (в цифрах), словесную (например: низкий, ниже среднего) и бальную (от 1 до 5 баллов) оценку показателей и расчетные данные по т.н. показателю адаптации, общему скоростно-силовому потенциалу (наша разработка) и общей физической работоспособности. В обобщенном виде состояние здоровья, адаптации и физического потенциала, дифференцируется как отличные, хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Результаты проделанной  работы.

В качестве примера привожу "Паспорт здоровья" студента Иванова И.И. (табл.1).

Таблица 1

Паспорт здоровья

1. Код 243

6. Масса тела 82 кг

2. Дата тестирования 10.09.05 г.

7. Группа КТ-252

3. Ф.И.О. Иванов И.И.

8. Дата рождения 21.04.88г.

4. Пол М

9. СМГ

5. Рост 172 см

10. Преподаватель Волк В.В.


Показатели

Величина

Градация состояния

Функциональный класс

Показатели здоровья

Относительная масса тела (%)

110.8

избыточная масса

4

Артериальное давление

(мм рт. ст.):

     

Систолическое

135.00

Слегка повышено

2

Диастолическое

55.00

   

Бронхиальная проходимость

(% к ЖЕЛ)

83.72

бронхоспазма нет

4

Адаптационный потенциал

(усл. ед.)

2.77

Функциональное напряжение

3

Двигательные

качества

     

Общая выносливость (мин. сек.)

15.37

Выше средней

4

Общий скоростно-силовой потенциал (усл. ед.)

2.00

Ниже среднего

2

Физическая работоспособность (усл. ед.)

0.828

средняя

3

Рейтинг

39.6

   

22.0 балла при максимуме 31 балл 

Общая оценка 3.00 - удовлетворительно.

Для решения поставленных задач было организовано 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа составляла 76 студентов и занималась по традиционной методике и экспериментальная группа, в которой занималось 75 студентов с использованием разработанной компьютерной ИДС "Паспорт здоровья". В начале эксперимента состояние здоровья и уровень физической подготовленности у студентов обеих групп по результатам тестирования существенно не отличались.

Исследованию были подвержены 11 показателей и тестов, входящих в "Паспорт здоровья". В таблицах 2,3,4 представлены результаты этих исследований.

Как видно из таблицы 2, двухлетний цикл учебно-воспитательного процесса ведет к улучшению весовых показателей у студентов экспериментальной группы и, в меньшей степени, в контрольной группе.

Таблица 2

Динамика показателей здоровья студентов СМГ за двухлетний период учебно - воспитательного процесса по традиционной и экспериментальной программе (%)

№ 
п/п

Показатели

2004/2005 уч.г.

2005/2006 уч.г.

   

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1.

Масса тела

       
 

Оптимальная

86,1

85,2

88,7

95,6

 

Избыточная

9,3

8,1

7,7

2,6

 

Ожирение

4,6

3,7

2,6

0,8

2.

Артериальное давление

       
 

Нормальное

98,2

98,4

98,6

99,2

 

Повышенное

1,8

1,6

1.4

0,8

3.

Бронхиальная проходимость

       
 

Нормальная

89,4

89,1

90,6

96,3

 

Нарушена

11,6

11,9

10,4

5,7

Информация о работе Эффективность использования компьютерной информационно-диагностической системы