Анализ эффективности использования ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

На эффективность и соответственно конкурентоспособность товара прежде всего оказывают влияние три фактора: себестоимость, качество и затраты у потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя требует уточнения приоритетов: 1) сначала нужно повышать качество товара, 2) потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условии его применения), 3) в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.
Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функционально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация и др. ).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 23.36 Кб (Скачать файл)

обслуживания товара 
 
где 
-затраты на эксплуатацию товара в году t. 
- затраты на техническое обслуживание в году t.

Удельная стоимость восстановления (ремонтов) товара за его срок службы 
 
где 
- затраты на ремонты товара в году t. 
Удельные затраты за жизненный цикл товара

По сложным товарам  рекомендуется анализировать структуру  затрат на каждой стадии жизненного цикла  по ведущим блокам (агрегатам) товара, с применением метода функционально-стоимостного анализа.

Анализ частных показателен  ресурсоемкости товара позволяет найти  узкие места по сравнению с  товарами конкурентов. Однако окончательное  решение может быть принято только по комплексному показателю либо его  обратному значению - эффективности  товара. К показателям ресурсоемкости производства относятся показатели, характеризующие эффективность  использования отдельных видов  ресурсов в целом по фирме, без  привязки к конкретным товарам. К  этим показателям целесообразно  отнести следующие: 
 
v показатель эффективности рабочего капитала; 
v показатель эффективности накопленного капитала; 
v рентабельность производства; 
v показатель задолженности; 
v показатель эффективности активов и др.

Дополнительно к перечисленным  показателям ресурсоемкости произэодства рекомендуется включить следующие:

• производительность труда (отношение общего объема продаж за год к среднегодовой численности  персонала фирмы); • сверхнормативные потери рабочего времени, например, за год; • сверхнормативные потери материальных ресурсов (включая топливно-энергетические); • сверхнормативные простои технологического оборудования основного, вспомогательного и обслуживающего производств; •  сверхнормативные выплаты штрафов  и неустоек.

Основные факторы ресурсосбережения  приведены на рис. 4. 3. Разработка конкретных мероприятий по реализации перечисленных  факторов позволит улучшить основные и дополнительные показатели ресурсоемкости отдельных товаров и производств  в целом. 
 
Анализ эффективности использования ресурсов

На эффективность и  соответственно конкурентоспособность  товара прежде всего оказывают влияние  три фактора: себестоимость, качество и затраты у потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя  требует уточнения приоритетов: 1) сначала нужно повышать качество товара, 2) потом снижать затраты  у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условии  его применения), 3) в последнюю  очередь нужно снижать себестоимость  товара.

Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно  применять современные научные  подходы и методы (функционально-стоимостный  анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация и др. ).

Рассмотрим показатели использования  основных видов ресурсов. Основные производственные фонды характеризуются  структурными показателями и показателями эффективности их использования.

К структурным показателям  основных фондов относятся следующие: 1) удельный вес активной части основных фондов; 
 
2) коэффициент выбытия основных фондов (ОФ); 
3) коэффициент обновления ОФ;

коэффициент годности ОФ (с  учетом физического и морального износа);

К показателям эффективности  использования ОФ относятся следующие: фондоотдача (f) 
 
где 
V- общий объём продаж; 
- среднегодовая стоимость ОФ; 
коэффициент использования производственной мощности 
где

N- производственная мощность  фирмы за тот же период (максимально  возможный выпуск продукции); 
 
коэффициент сменности работы технологического оборудования 
где

- количество единиц оборудования, стоящего в резерве и ремонте; - количество единиц оборудования, работающего в одну смену; - то  же в две смены; 
 
- то же в три смены;

коэффициент экстенсивного (во времени) использования ведущего оборудования; коэффициент интенсивного ( по производительности) использования  ведущего оборудования. 
 
Факторный анализ фондоотдачи

Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи приведены  в табл. 4. 4. 
 
Расчёт влияния отдельных факторов на фондоотдачу. 
Изменение фондоотдачи при изменении структуры ОПФ

Изменение фондоотдачи при  изменении сменности работы оборудования

Изменение фондоотдачи при  изменении удельного веса кооперированных  поставок в себестоимости продукции 
 
Изменение фондоотдачи при изменении объема производства

Вывод: наибольшее влияние  на фондоотдачу оказал второй фактор

Эффективность использования  оборотных средств анализируется  по следующим показателям: 
 
оборачиваемость оборотных средств (число оборотов за год)

где - средний остаток обработанных средств в конце рассматриваемого периода; время оборота оборотных  средств в днях

коэффициент закрепления  оборотных средств за единицей выпускаемой  продукции

коэффициент использования i-го вида материала в производстве; экономический эффект внедрения  мероприятий по снижению норм расхода  материалов 
 
Сущность SWOT-анализа

При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 4. 4).

В проанализированной нами литературе сущность SWOT-ана-лиза раскрывается укрупнено. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. На наш  взгляд, идея SWOT-анализа заключается  в следующем: а) принятие усилий для  превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями. 
 
SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.

На первом этапе SWOT-анализа  глубоко изучаются силы - конкурентные преимущества фирмы в следующих  областях: • патентоспособность выпускаемых  товаров; 
 
• цена товаров; 
• прогрессивность технологии; 
• квалификация кадров; 
• стоимость ресурсов, применяемых фирмой; 
• возраст основных производственных фондов; 
• географическое расположение фирмы; 
• инфраструктура; 
• система менеджмента (в т. ч. маркетинга);

• сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менеджмента  фирмы и др.

На втором этапеSWOT-анализа  изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности  выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на 0-м уровне - комплексный показатель конкурентоспособности конкретного  товара; на 1-м уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне - конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в  соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные  показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным  на первом этапе конкурентным преимуществам  фирмы.

На третьем этапе SWOT-анализа  изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др. ) с целью прогнозирования  стратегических и тактических угроз  фирме и своевременного предотвращения убытков от них. На четвертом этапеизучаются стратегические и тактические возможности  фирмы (капитал, активы и т. п. ), необходимые  для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы. На последнем, пятом этапеSWOT-анализа согласуются  силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии  фирмы (этот вопрос рассматривается  в курсе "Стратегический менеджмент").

Анализ финансового состояния  фирмы с позиций конкурентоспособности  Сегодняшнее финансовое состояние  фирмы определяется качеством и  эффективностью системы менеджмента, функционирующей вчера (допустим, в 1995 г. ), качеством стратегии фирмы  до 1998 г. (включительно). Поэтому анализ финансового состояния фирмы следует начинать с анализа факторов, которыебыли использованы вчера. Сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего труда. К этим факторам рекомендуется относить следующие: • качество нормативно-технических документов по системе менеджмента, которые были применены вчера (допустим в 1995 г. ); • качество стратегии фирмы (допустим до 1998 г. );

• степень использования  конкурентных преимуществ при разработке стратегии фирмы; • динамика циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый  период и на перспективу; 
 
• эффективность использования ресурсов;

• динамика конкурентоспособности  товаров фирмы на конкретных рынках и фирмы в целом; • устойчивость функционирования фирмы. 
 
Раскроем содержание перечисленных факторов.

Качество нормативно-методических документов определяется их полнотой по составу и содержанию, обоснованностью  рекомендуемых методов, требований, показателей, научных подходов, принципов. Нормативно-методические документы  должны охватывать все компоненты системы  менеджмента, учитывать научные  подходы и принципы менеджмента, международные требования по стандартизации, сохранению экосистемы, безопасности товаров и услуг, взаимозаменяемости объектов и др. Например, если при  разработке стратегии фирмы не были использованы международные стандарты  ИСО серии 9000 по системам качества, Рекомендации по сертификации, стандарты  по функционально-стоимостному анализу, методики оптимизации технических  и социально-экономических процессов, нечего рассчитывать на выпуск конкурентоспособных  объектов. Чем быстрее "ковбойский" менеджмент уступит место научному менеджменту, тем успешнее пойдут дела в области конкуренции.

Качество стратегии фирмы  определяется ее составом и содержанием, количеством и глубиной применяемых  научных подходов и современных  методов. Тенденции экономического развития конкурентоспособных стран  характеризуются резким увеличением  затрат на стратегический маркетинг, формирование системы менеджмента, на НИОКР ради многократной экономии на последующих  стадиях жизненного цикла объектов и обеспечения их конкурентоспособности  на внешних рынках. Эти вопросы  освещаются в курсе "Стратегический менеджмент". Анализ динамики циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый  период и на перспективу должен дать ответ на следующие вопросы: Как  живут наши родители за счет вчерашней  прибыли? Как мы (дети) живем сегодня? Как мы будем жить завтра? Для  ответа на эти вопросы строятся циклы  прибыльности каждого товара фирмы (рис. 4. 5. ). 
 
Рис. 4. 5. Динамика циклов прибыльности товара фирмы

На рис. 4. 5 показана динамика сменяемости и прибыльности моделей  товара одного назначения (наименования). Названия циклов - вчерашние "кормильцы", сегодняшние "кормильцы", завтрашние "кормильцы" - заимствованы из работы Е. В. Деминой. На схеме показан пример воспроизводства моделей товара с применением воспроизводственного подхода, т. е. для поддержания конкурентоспособности  модели каждая будущая модель прибыльнее вчерашней.

Время "T1" - продолжительность  проведения стратегического маркетинга, НИОКР и организационно-технологической  подготовки производства нового товара. "Т2 продолжительность выпуска  первой модели (освоение, рост, зрелость, спад). Пунктирной линией на первом цикле  показан возможный вариант прибыльности модели товара при плохой работе; тогда и по будущим моделям будет меньше прибыль, т. к. не будет средств на инновации. Переход с одной модели на другую в данном примере осуществляется наиболее сложным параллельно-последовательным методом. Например, в точке "А" одновременно выпускались две модели товара: старая, на стадии спада, снятия с производства и новая, на стадии освоения производства. Прибыль фирмы в точке "А" равна сумме прибыли, полученной со снимаемой модели, и прибыли, полученной с осваиваемой модели. Проще переход с одной модели на другую осуществлять с остановкой производства, переналадкой оборудования, освоением прогрессивной технологии. Но в этом случае от данного товара в этот период фирма не будет получать прибыль. На рис. 4. 5 в 1998 г. фирма получает максимальную прибыль по второй (сегодняшней) модели и несет затраты на создание третьей (завтрашней) модели.

Конкурентоспособность товаров  и фирмы следует анализировать  по конкретным рынкам и прогнозировать альтернативные варианты товаров одного назначения и сегментов для них. Количество альтернативных вариантов  товаров и сегментов рынка  должно быть не менее трех. Это очень  сложная проблема. Она охватывает анализ факторов внешней среды фирмы, конкурентоспособности конкурентов  по аналогичным товарам, конкурентов  поставщиков "входа" системы менеджмента  фирмы, организационно-технического уровня производства и др. , которые подробно рассматриваются в курсе "Стратегический менеджмент".

Одним из показателей устойчивости функционирования фирмы и гарантированного ее развития является безубыточность годовой программы выпуска товара, ее минимальное значение. На рис. 4. 6 показана схема определения границы  безубыточности программы товара.

К условно-постоянным издержкам  относятся издержки на годовую программу  выпуска данного товара, условно (относительно) не изменяющиеся при  изменении программы выпуска  товара. К ним относятся комплексные  общецеховые и общезаводские  расходы, которые трудно калькулировать на единицу продукции.

К условно-переменным издержкам  относятся издержки на годовую программу  выпуска данного товара, изменяющиеся, как правило, пропорционально программе  выпуска. К ним относятся затраты  на сырье, материалы, комплектующие  изделия, энергию (при наличии индивидуального  учета), заработную плату основных производственных рабочих, амортизацию конкретного  технологического оборудования. Эти  затраты нормируются на единицу  выпускаемой продукции. Левее точки "А", в связи с недостаточной  программой выпуска продукции, условно-постоянные издержки будут распределяться между  небольшим количеством продукции  и доля этих издержек на единицу  продукции будет велика, цена товара будет больше рыночной (равновесной) и он не будет реализован. Правее точки "А", наоборот, при сохранении условно-постоянных издержек на программу  примерно на прежнем уровне уменьшится их доля на единицу продукции, снизится себестоимость единицы продукции. Себестоимость будет меньше цены, товар будет реализован и будет  получена прибыль.

Информация о работе Анализ эффективности использования ресурсов