Мировая политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:29, лекция

Краткое описание

Международная политика является наиболее важной частью международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Но почему же человечество большую часть времени провело в войнах, а не в мире? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики. Анализ этой проблемы невозможен без уяснения связей между внешней и внутренней политикой.

Содержание

Природа международной политики.
Содержание и принципы мировой политики.
Основные теории международной политики.
Россия в системе мировых отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

мировая политика и международные отношения.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Мировая политика и международные  отношения.

  1. Природа международной политики.
  2. Содержание и принципы мировой политики.
  3. Основные теории международной политики.
  4. Россия в системе мировых отношений.

 

  1. Природа международной политики.

Международная политика является наиболее важной частью международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Но почему же человечество большую часть времени провело в войнах, а не в мире? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить сущность международной политики. Анализ этой проблемы невозможен без уяснения связей между внешней и внутренней политикой.

В современной политологии  существуют по крайней мере три точки  зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики. Сторонники первой точки зрения, как правило, отождествляют их. Так, профессор Чикагского университета Г. Моргентау полагает, что «сущность международной политики идентична политике внутренней. И внутренняя, и внешняя политика есть борьба за господство, которая модифицируется лишь различными условиями, складывающимися во внутренней и международной сферах».

Вторая  точка зрения представлена работами австрийского социолога Л. Гумиловича (1833 - 1909), считавшего, что внешняя политика определяет внутреннюю. Считая борьбу за существование главным фактором социальной жизни, Л.Гумилович сформулировал систему законов международной политики, среди которых важнейший - закон постоянной борьбы между соседними государствами из-за пограничной линии. Из этого основного закона он вывел и второй, заключающийся в том, что любое государство должно препятствовать усилению могущества соседа и заботиться о политическом равновесии. Кроме того, любое государство стремится к выгодным приобретениям, например, получить выход к морю для достижения морского могущества. Наконец, смысл третьего закона выражается в том, что внутренняя полшпика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечивается выживание государства.

Третья  точка зрения на проблему соотношения внутренней и внешней политики представлена марксизмом, согласно которому внешняя политика определяется внутренней и является отражением и продолжением внутри общественных отношений. Содержание последних обусловлено господствующими в обществе экономическими отношениями и интересами правящих классов.

Очевидно, что в каждой из представленных точек  зрения существует рациональное зерно. Однако заметим, что реальное доминирование  внешней или внутренней политики зависит в каждом случае от конкретно-исторических обстоятельств.

Сущность  международной политики также по-разному понимается в политологии. Так, сторонники «силовой»концепции сводят политику к борьбе за господство. «Международная политика, как и всякая другая, - замечает Г.Моргеитау, - есть борьба за господство. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, господство всегда является непосредственной целью». «Силовое» начало политики, по мнению ученого, органично вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств. При этом саму политическую силу Г. Моргентау классифицирует как «психологическое отношение между теми, кто ею обладает, и теми, кто испытывает ее воздействие». Однако представляется, что важное значение психологического фактора в международной политике сторонники данного подхода все-таки явно преувеличивают.

Другим, весьма распространенным, является утверждение о биологической природе международной политики. «Неизбежность» политической агрессивности государств авторы подобных утверждений обосновывают «врожденной агрессивностью» человека, «естественный инстинкт» которого «убивать при помощи оружия». По замечанию современного французского ученого Г. Бутуля, «международный авторитет государства измеряется его способностью нанести ущерб».

Психологическим и  биологическим трактовкам сущности международной политики противостоит понимание ее как общественного явления, обусловленного влиянием на него экономических, социальных, культурных и иных факторов. Однако забывать о значении психологических, личностных начал в международной политике, конечно же, не следует.

Цели международной  политики всякий раз определяются специфическим  контекстом конкретно-исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, а также характером отношений, существующих между государствами. В той же мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

В современных  условиях возрастает влияние на внутри общественные отношения таких факторов, как энергетическая и сырьевая проблемы; усиливающийся разрыв в уровне жизни промышленно развитых и отсталых стран; распространение ядерного оружия; обострение глобальных экологических проблем; рост международного терроризма и т. д.

  1. Содержание и принципы мировой политики.

Содержание международной политики невозможно раскрыть без анализа национального интереса. В самом деле, что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике - преимущественно национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий власти. В его концепции понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью выступает напия. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки и союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации озабочены защитой своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне.

Вероятно, это утверждение было актуальным для времен «холодной войны», когда  мировое сообщество было разделено  на два противостоящих друг другу  лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, где с «холодной войной» вроде бы покончено, а страны в силу различных причин становятся все более взаимозависимыми и взаимосвязанными, их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия.

Любое государство, защищая собственный  национальный интерес, должно уважать  и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безопасность, но и не нарушить безопасность других государств. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее необъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножешш его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает В1гутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

В наши дни, когда сохраняется опасность  ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно. обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

  1. Основные теории международной политики.
  2. Россия в системе мировых отношений.

(Россия в системе современных  международных отношений: место,  роль, основные направления внешней  политики.)

Распад  СССР имел серьезные геополитические  последствия: ушла в прошлое двухполярная система международных отношений, основанная на противостоянии СССР и  США. Государствам – участникам мировой  политики пришлосьзаново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, заключать союзы.

В 1992 г. РФ добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В  рамках созданного в 1991 г. Содружества  независимых государств (СНГ) РФ заняла лидирующее положение, заявив,что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: а) отношения со странами «ближнего зарубежья» (бывшими республиками СССР) ; б) отношения с ведущими мировыми державами (США, странами Европы, Японией, Китаем и др.)

Отношения с «ближним зарубежьем».

Задачи и проблемы: создание механизмов и структур в рамках СНГ для решения вопросов экономического и политического сотрудничества, а также вопросов безопасности; защита интересов русскоязычного населения в странах СНГ; налаживание двухсторонних отношений по всем направлениям.

1992-1993 гг. –  принят Устав СНГ, подписаны  договора о коллективной безопасности. Начинается вывод российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении. Россия принимает участие в урегулировании приднестровского, грузино-абхазского и других конфликтов.

1994 г. –  создан межгосударственный экономический  комитет и сформирован Таможенный  союз.

1996 – 2000 гг. – заключены договоренности о создании союзного государства России и Белоруссии.

2002 г. –  в связи с усилением международного  терроризма создается Организация  ДКБ (Договор о коллективной  безопасности) – новый военно-политический  альянс в составе РФ, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

Проблемы  в отношениях со странами СНГ:

а) положение  русскоязычного населения в Прибалтике (РФ считает, что русское население  здесь дискриминировано );

б) проблема Крыма и черноморского флота РФ, базирующегося здесь, в отношениях с Украиной;

в) разногласия с Грузией по вопросам пребывания российских миротворцев  на территории Абхазии и Южной  Осетии (автономные республики в составе  Грузии).

Отношения с Западом.

1991-1993 гг. Позиция РФ формируется под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом либеральных реформ в стране. Подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) с США; заключено соглашение о взаимном перенацеливании американских и российских ядерных ракет; удалось добиться от США отказа от разработки программы СОИ (Стратегической оборонной инициативы, суть которой в выведении противоракетных систем в космос); вступление РФ в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Эти действия носили глубоко позитивный характер, но несколько ослабили самостоятельные позиции России на мировой арене.

1994-1999 гг. – РФ пытается выработать  самостоятельную позицию, четче  определить свои национальные  интересы и восстановить влияние на мировую политику. Выдвигается доктрина «построения многополярного мира».

1994 г. – в НАТО принимаются,  по их просьбе, бывшие социалистические  страны (Польша,Венгрия и Чехия). Россия рассматривает эти действия  как угрозу себе и отношения становятся более напряженными. Но это не мешает нам подписатьв 1997 г. Договор об особом партнерстве с НАТО.

1997 г. –  Россия стала членом так называемой  «большой восьмерки» развитых  стран.

1999 г. –  обострение отношений с Западом:  нас не устраивает поведение НАТО в югославском конфликте, Запад резко критикует Россию за поведение в Чечне.

2000-2006 гг. –  активизация политики, направленной  против мирового терроризма: осуждение  терактов 11 сентября 2001 г. против  США, совместные антитеррористические  действия РФ и США в Афганистане.

Отношения с Японией, Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 1990-е гг.РФ заявила о своем статусе как  великой евразийской державы, заинтересованной в сотрудничестве со странами Востока. В 1998 – 2005 гг. успешно развивались российско-японские отношения, Китай стал одним из главных торговых партнеров России. Позитивно складываются отношения России с Южной Кореей и странами АСЕАН (Ассоциация стран южно-восточной Азии). К числу проблем в отношениях со странами Азии можно отнести спорный вопрос о принадлежности России четырех южных островов Курильской гряды, на которые претендует Япония. Также РФ осудила войну в Ираке и поддерживает Иран в стремлении осуществлять собственные ядерные разработки.

 

1п.

Мировая политика - это  совокупность действий субъектов (акторов) политики — государств, межгосударственных объединений и международных организаций по реализации своих и общих интересов. 
  Главный субъект мировой политики - государство. Его курс на международной арене определяется прежде всего национальным интересом, который представляет собой осознание и отражение коренных потребностей общества в деятельности государственных лидеров. К сфере национальных интересов относятся: социальный, политический, духовный, экономический, военный и научно-технический потенциал государства; его безопасность, суверенитет и территориальная целостность. 
  Важнейший фактор внешней политики государств - их национальная мощь, традиционно отражающая такие компоненты, как территория государства, его природные ресурсы и численность населения, экономический и военный потенциал. Современное понимание национальной мощи включает также способность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого фактора. 
  Межгосударственные объединения - это военно-политические, политико-экономические и прочие союзы, блоки, коалиции, создаваемые на основе общности интересов государств-участников для реализации определенных целей. Они чаще всего классифицируются на базе двух критериев - по территориальному принципу и в соответствии со сферой и направленностью деятельности. Некоторые межгосударственные организации обладают атрибутами политической власти (например, Организация Объединенных Наций, Европейский Союз). 
  Международные организации — структуры, которые объединяют негосударственные институты и граждан ряда стран и функционируют в специфических областях-профессиональной, религиозной, гуманитарной, экономической, спортивной и др. Основные средства воздействия международных организаций на мировую политику - мобилизация общественного мнения, организация давления на межгосударственные организации (прежде всего ООН) и непосредственно на конкретные правительства. 
  Субъекты мировой политики в своей совокупности образуют систему международных, отношений, представляющую собой целостное единство подсистем и элементов. 
  Подсистемы бывают локальными, региональными и глобальными. 
  Локальные подсистемы — это взаимоотношения каждого государства с определенным количеством других государств (дипломатические, культурные, торговые и пр.). Региональные подсистемы - межгосударственные объединения: ЕС (Европейский Союз), ОАЕ (Организация Африканского Единства), ОАГ (Организация Американских Государств) и др. Глобальные подсистемы - Организация Объединенных Наций, международные финансовые структуры (например, Международный Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд), транснациональные корпорации и пр. 
  Под элементами системы международных отношений понимаются факторы общественного развития, влияющие на эти отношения (внешнеполитические акции государств и поступки политических лидеров, различные действия других субъектов мировой политики). 
  Для формирующейся системы международных отношений характерны следующие тенденции: 
  • усиление взаимозависимости внутренней и внешней политики, нарастающая потребность в их органическом единстве; 
  • демократизация как внутриполитических отношений, так и международной жизни (международное измерение гуманитарных проблем, расширяющийся доступ населения к информации, отражение в политике доминирующих настроений); 
  • расширение состава и увеличивающееся многообразие политических акторов (количественный рост числа государств — членов мирового сообщества, усиление влияния на мировую политику партий, движений, региональных администраций, транснациональных корпораций и т.д.); 
  • размывание государственного суверенитета вследствие все большей проницаемости межгосударственных границ, стирания ранее жестких различий между внутренней и внешней политикой, выхода регионов на международный уровень, активизации правительственных и неправительственных организаций и институтов; 
  • увеличение разрыва в уровнях развития «Севера» и «Юга», стимулирующее миграцию бедного населения в индустриально развитые страны и являющееся источником межэтнической напряженности; 
  • обострение борьбы государств за природные ресурсы, способное стать причиной вооруженных конфликтов; 
  • растущее влияние на мировое развитие, включая и международные отношения, комплекса глобальных проблем, решение которых возможно лишь усилиями всего человечества. 
  Представления о содержании и принципах взаимодействия акторов мировой политики концентрируются в понятии мирового (международного) порядка. Это — устройство международных (и прежде всего межгосударственных) отношений, призванное обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов. 
  Для миропорядка периода «холодной войны» были характерны: 
  • конфронтационная стабильность в отношениях между двумя сверхдержавами (СССР и США) и стоявшими за ними блоками, обеспечивавшая предсказуемость действий сторон; 
  • нестабильность на региональном и субрегиональном уровнях, проявлявшаяся в локальных войнах (во Вьетнаме, Афганистане) при участии сверхдержав или поддержке ими своих союзников в «третьем мире»; 
  • кризисы в отношениях между сверхдержавами, вызывавшиеся либо действиями одной из них в сфере интересов другой (например, Карибский кризис 1962 г.), либо войнами в регионах, стратегически важных для обеих сверхдержав (ближневосточный кризис 1973 г.); 
  • попытки сверхдержав получить преимущество на периферии глобального равновесия, прежде всего в «третьем мире»; 
  • идеологическое соперничество двух сверхдержав, которое носило характер «психологической войны». 
  Все эти явления и процессы препятствовали становлению единого взаимозависимого мира как объективной тенденции мирового развития. 
  Для современной ситуации в международных отношениях характерны, с одной стороны, моноцентризм с Соединенными Штатами как единственной сверхдержавой, с другой стороны, набирающая силу тенденция к многополярности, в рамках которой старые и новые «центры силы» будут связаны между собой отношениями партнерства и соперничества. Переход к многополярному миру ограничит возможности проведения какой-либо державой гегемонистской политики. 
  Для периода трансформации моноцентрической модели международных отношений в многополюсную оптимален мировой порядок, регулируемый принципами приоритета общечеловеческих ценностей, равной безопасности для всех народов и государств, мирного разрешения спорных вопросов и конфликтов, уважения целостности и суверенитета государств, их невмешательства во внутренние дела друг друга. Значительный вклад в разработку параметров нового мирового порядка и претворение их в практику международных отношений внесли такие политические деятели, как Вилли Брандт, Индира Ганди, Михаил Горбачев, Гельмут Коль, Франсуа Миттеран, Улоф Пальме и др. 
  Формирование нового миропорядка определяют процессы глобализации— растущей взаимосвязи и взаимозависимости всех сегментов мировой политики, экономики и духовной сферы. Глобализация выражается в образовании планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации воздействия на природную среду, в совместном урегулировании межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Под влиянием этих процессов мировое сообщество превращается в мировое общество. 
  В процессе становления нового миропорядка возрастает роль политических решений, принимаемых на наднациональном уровне. При этом особенно значимы решения не столько старых, универсальных организаций (ООН, ОБСЕ и др.), сколько принимаемых на уровне ведущих государств - реальных «центров силы». 
  В контексте глобальных перемен приоритетные направления внешней политики России - создание благоприятной международной среды для демократического транзита, сохранение целостности и суверенитета страны, утверждение ее как влиятельной силы мирового сообщества. В отличие от СССР Россия не может быть сверхдержавой с глобальным присутствием, но в то же время имеет необходимые геостратегические позиции, экономический, ресурсный и интеллектуальный потенциал для успешной модернизации, обретения себя в качестве трансрегиональной великой державы Европы и Азии.

Информация о работе Мировая политика и международные отношения