Субъекты мировой политики и международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Понимание политики как сложного явления предполагает анализ не только на общественном уровне, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием различных сил как внутри страны, так и на международной арене.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

41. Субъекты мировой  политики и международных отношений.

Понимание политики как сложного явления предполагает анализ не только на общественном уровне, но и на уровне международном. Объясняется это  тем, что сама природа политики характеризуется  взаимодействием различных сил как внутри страны, так и на международной арене.

Международные отношения  представляют собой специфический  вид общественных отношений. Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения. Употребление термина «межгосударственные отношения» объясняется расширением участников, субъектов международных отношений, когда наряду с государствами всё более активную роль в них играют межправительственные и неправительственные организации, политические партии и движения, а также социальные группы и отдельные личности.

Международные отношения  – совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных  и др. связей и взаимоотношений  между государствами.

Основным субъектом международных  политических отношений выступает государство, имеющее полномочия осуществлять внешнюю политику, участвовать в отношениях с другими государствами и международными организациями, заключать договоры, объявлять войну и т.д.

Наряду с государством в систему международных политических отношений входят межгосударственные объединения, союзы и организации, которые обеспечивают безопасность народов. Также к важным субъектам можно отнести религию и церковь, а также самих людей.

Субъекты мировой политики и международных отношений:

1.      Государства и  союзы государств.

2.      Международные организации, союзы, объединения.

3.      Религиозные организации.

Международные организации  охватывают самые разные аспекты  международных отношений. Они создаются  в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определённые особенности и специфику.

Международные организации  могут выступать как от своего имени, так и от имени государств, входящих в них. Число международных  организаций постоянно растёт.

Некоторые международные  организации:

1.      Военные: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО); Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

2.          Профессиональные: Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

3.      Организации в области культуры: Организация Объединённых Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО).

4.      Организация Объединённых Наций (ООН), созданная в 1945 г., стала основной частью международной структуры. Её членами являются 185 государств. Ни одно крупное событие в мире не остаётся вне поля зрения ООН.

В рамках ООН сложился целый  ряд организаций, которые органически  вошли в систему международных  отношений и как структуры  ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся: ВОЗ (Всемирная  Организация Здравоохранения), МАГАТЭ (Международное Агентство по Атомной Энергии, ОПЕК (Организация Стран Экспортёров Нефти), Международный суд и др.

Политологи подчёркивают, что государство – единственный общенациональный институт, имеющий  легитимные полномочия участвовать  в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну.

Силу государства, его  положение в системе международных  отношений обусловливает целый  ряд факторов. Ещё недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный  потенциал страны во многом определяет её могущество и соответствующее положение на международной арене. Но реальное положение государства в мировой политике определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объём и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность общества.

От внутренней политики мировую  политику отличает отсутствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение обязательных для каждого субъекта правил поведения. По своему характеру и целям мировая политика основывается на создании и поддержании стабильной международной среды.

Мировой политикой  называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Под мировой политикой  понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права. Сфера её охватывает, таким  образом, весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами. Это, прежде всего, война и мир, всеобщая безопасность, охрана окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты.

Мировая политика является результатом  глубокой трансформации международных  связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ. 

Международные отношения  взаимосвязаны с такой категорией, как «внешняя политика». Внешняя  политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присваивающих право  выступать от имени общества, выражать свои интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации.  

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется  различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия.

Дипломатия – это официальная  деятельность государства, в лице специальных  институтов и при помощи специальных  приёмов и методов, допустимых с  позиций международного права и  имеющих конституционно-правовой статус.

Т.е., дипломатия осуществляется в  виде переговоров, визитов, специальных  конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних  и многосторонних соглашений, дипломатической  переписки, участия в работе международных организаций.

К экономическим средствам внешней  политики относится государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение  на международной арене. Даже небольшие  по территории государства, небогатые  материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы.

К военным средствам внешней  политики принято относить военную  мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.

Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся  войны, интервенции, блокады. Так, за последние 550 лет человечество жило в мире всего 300 лет. За это время произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло примерно 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со словами писателя и политика Бернала, что «война – всегда преступление против человечества, сейчас же она ещё и безумие». Но Гегель считал, что война – двигатель прогресса. А по мнению социолога Мальтуса: «Война есть естественно-научный закон борьбы против избыточного населения». В современном мире сохраняется мнение, что война, включая ядерную, есть допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, манёвры, угроза применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее время составили одну тысячу млрд. долларов в год, более половины учёных мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения.

К военным средствам внешней  политики следует отнести также  разведку и шпионаж.     

Структурно мировая политика представлена: внешнеполитической деятельностью национальных государств, составляющих живую ткань международных отношений и связей; политическими акциями региональных межгосударственных и общественных структур, группировок, союзов и других объединений такого рода; деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.  Решение глобальных проблем мировой политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития, перспективными интеграционными процессами, которые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений. Мировая политика все больше должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача мировой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти. Применение силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене сегодня опасно. Это грозит уничтожением человечества.

В чем состоит природа  конфликта? Каковы движущие силы развертывания  конфликта и какова его мотивация? В чем суть политического конфликта, какова его природа, и какую роль он играет в процессах политического развития  общества и функционирования политической системы? Каковы возможности регулирования конфликтов? Вот вопросы, вызывающие теоретический и практический интерес при рассмотрении данной темы.   

Библиографический список

1.    Политология: Учебное пособие для вузов/ научный редактор А.А. Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн.-М.: Центр, 2000.-336с.

2.    Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие.- М.: Фаир-Пресс, 2000.-416с.

3.    Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник.-М.: Юристъ, 2001.-511с.

4.    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Аспект Пресс, 2002.-477с.

5.    Политология: Учеб. Пособие./ Н.И. Азаров, Г.С. Адрияш, Т.В. Бакулина и др.; Под ред. Б.И. Кретова.-М.: Высш. Шк., 2001.-303с.

6.    Политология под ред. М.Н. Марченко – М.:Зерцало 1999.-350с.

7.    Политология: Энциклопедический словарь под общ. ред. Ю.В. Асерьянова. Московский коммерческий университет.- 499с.

 

 

42. Геополитика как  наука.

 

Тема 1. Геополитика  как научная дисциплина.

2. Геополитика  как научная дисциплина. Объект  и предмет геополитики

Геополитика как наука  возникла на рубеже XIX— XX вв., но до сих пор отсутствует точная формулировка этого понятия. Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Как правило, понятие «геополитика» трактуется чрезвычайно широко, что затрудняет определение присущих этой науке основных черт и круга проблем, а потому границы геополитики оказываются размытыми, нередко переходящими в область других научных дисциплин, например философских, исторических, экономических, природно-ресурсных, экологических, а также международных отношений, внешней политики и т.д.

Геополитика родилась вместе с XX веком. В ней отразилась его специфика, получившая свое выражение в бурном, динамическом, а в отдельные периоды — даже во многом трагическом, историческом развитии мира. В самом общем виде геополитика представляет собой совокупность знаний и инструментов господства. Французский геополитик Мишель Фуше, говоря о становлении немецкой и британской геополитики, отмечал, что обе версии данной науки «были разработаны в то время, когда были востребованы обоими государствами, для которых они стали продуктами осмысления мира в его глобальности». Фуше утверждает, что геополитика является не только методом, но и одновременно представлением и практикой.

В качестве практики геополитика является инструментом власти. Правители в разных странах и в разное время были первыми практиками геополитики. То же самое можно сказать и о самих геополитиках, многие из которых стремились превратить геополитику в своеобразного «проводника политического действия». А потому геополитика является праксиологической[2]  дисциплиной.

Геополитика как представление определяет школы и все более или менее теоретизированные рассуждения, в которых находят отражение представления о мире, определяющие подчас содержание политики, проводимой тем или иным государством.

Наконец, геополитика  как метод представляет собой совокупность знаний, которые имеют научное или педагогическое предназначение. Это означает, что в таком случае геополитика имеет свой собственный словарь терминов, а также некое особое поле применения.

Термин «геополитика»  был введен в научный оборот шведским ученым Рудольфом Челленом (1864-1922). Науку, выступающую под этим именем, он определил как «доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен».

Информация о работе Субъекты мировой политики и международных отношений