Международное право прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Международное право прав человека является отраслью международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в обеспечении прав человека.
Другими принципами отрасли являются принципы универсальности и недискриминации. В силу первого - общепризнанные нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. В силу второго - неправомерна дискриминация лиц по каким бы то ни было признакам.

Вложенные файлы: 1 файл

Международное право прав человека является отраслью международного права.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

 

Международное право прав человека является отраслью международного права, принципы и нормы которой  регулируют сотрудничество государств в обеспечении прав человека.

Другими принципами отрасли  являются принципы универсальности  и недискриминации. В силу первого - общепризнанные нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. В силу второго - неправомерна дискриминация лиц по каким бы то ни было признакам.

Основными свидетельствами, по которым можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., обладающая статусом резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН, и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (далее - Международный пакт о гражданских и политических правах).

Пакт определил, в частности, следующие права:

- право на труд, включая  право на справедливые и благоприятные  условия труда;

- право на создание  профсоюзов и на проведение  забастовок;

- право на социальное  обеспечение;

- право семьи на охрану  и помощь;

- право на наивысший  достижимый жизненный уровень;

- право на здоровье;

- право на образование;

- право на участие в  культурной жизни и на пользование  результатами научного прогресса.

В соответствии с указанной  Декларацией принадлежащие к  меньшинствам лица обладают следующими правами:

- пользоваться достоянием  своей культуры;

- исповедовать свою религию;

- использовать свой язык  в частной жизни и публично;

- активно участвовать  в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной  жизни;

- участвовать в принятии  решений на национальном и  региональном уровне;

- создавать свои собственные  объединения в рамках национального  закона;

- поддерживать контакты  с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными,  этническими, религиозными или  языковыми узами (ст. 2).

В соответствии с указанной  Конвенцией основными правами коренного  народа являются:

1) право на равных основаниях  пользоваться правами и возможностями,  предоставляемыми остальному населению;

2) право на выбор собственных  приоритетов развития;

3) право собственности  и владения в отношении земель, которые они традиционно занимают;

4) право на участие  в управлении и использовании  природных ресурсов, относящихся  к этим землям;

5) право заниматься кустарными  промыслами, сельским и общинным  производством (охота, рыболовство,  звероводство, собирательство), что  признается важным фактором сохранения  культуры, экономической самостоятельности  и развития.

Таким образом, на универсальном  уровне применяются три основные меры контроля:

- рассмотрение периодических  докладов государства;

- процедуры рассмотрения  споров о толковании и осуществлении  конкретных соглашений;

- рассмотрение индивидуальных  петиций.

Право международных организаций - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок  учреждения межгосударственных органов  и организаций, а также их статус и функции.

Сказанное в не меньшей степени относится к международным органам, отличающимся от конференций постоянным характером функционирования, а от организаций - более ограниченным правовым статусом. Все это дает основания рассматривать нормы, относящиеся к международным конференциям и органам, как часть права организаций.

Международная организация - учрежденная международным договором  организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Характерные черты организации:

- создание путем заключения  особого договора, являющегося учредительным  актом (устав, статут);

- система постоянно действующих  органов;

- автономный статус и  соответствующие функции.

Всем этим определяется международная  правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.

Учредительный акт организации  является международным договором. В силу этого к нему применяется  право международных договоров. Вместе с тем устав - это договор  особого рода. Согласно Венским конвенциям о праве договоров 1969 г. и 1986 г. их положения применяются к договору, являющемуся учредительным актом  организации, без ущерба для любых  соответствующих правил данной организации

Весьма существенны функции легитимации и делегитимации. Первая состоит в подтверждении значения нормы, что усиливает ее эффективность. Вторая - в признании нормы не отвечающей требованиям жизни

Членство прекращается с  ликвидацией организации или  самого государства-члена, оно не переходит  в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство - продолжатель СССР.

чтобы ООН стала более эффективным инструментом решения стоящих перед ней первоочередных задач:

- борьба за развитие  всех народов мира;

- борьба с нищетой,  невежеством и болезнями;

- борьба с несправедливостью;

- борьба с насилием, террором  и преступностью;

- борьба с деградацией  и разрушением нашего общего  дома.

Сейчас главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический  и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Право внешних сношений - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют официальные  отношения, участниками которых  являются государства и международные  организации.

. Согласно международному  праву в силу своего официального  положения без специальных полномочий  государство представляют глава  государства, глава правительства  и министр иностранных дел  (Венская конвенция о праве  международных договоров 1969 г., далее  - Венская конвенция о праве  международных договоров, п. 2 ст. 7). Конкретные полномочия определяются  внутренним правом.

Ведомства иностранных дел  являются органами исполнительной власти, осуществляющими управление внешними сношениями государства. Они состоят  из центрального аппарата, а также  зарубежных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств при международных организациях.

Суд не является органом  внешних сношений

Во время пребывания с  официальной миссией за рубежом  высшие должностные лица государства, включая членов парламента, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Особыми иммунитетами и привилегиями обладает глава государства. В таком случае говорят о государственном иммунитете. Иммунитет действует даже в том случае, если визит не является официальным. Согласно Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.

Глава государства обладает полным иммунитетом от юрисдикции страны пребывания. Последняя обязана оградить главу иностранного государства от посягательств на его достоинство. Главе государства предоставляется право на сопровождение представителями собственной службы безопасности, которые должны сотрудничать с местными правоохранительными органами.

Дипломатическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств.

Оно необходимо для осуществления  государством права посольства, которое  включает активное право посольства (т.е. право направлять посольства) и  пассивное право посольства (т.е. право принимать посольства).

Источниками дипломатического права являются, прежде всего, обычные  международно-правовые нормы. Они кодифицированы и дополнены в ряде универсальных  конвенций: Венская конвенция о  дипломатических сношениях 1961 г. Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, т.е. согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально - желательным лицом). Члены представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства.

После получения агремана и официального назначения глава  представительства получает подписанные  главой его государства верительные  грамоты, т.е. полномочия общего характера. Аккредитация завершается вручением  грамот главе государства назначения, после чего представитель может  приступить к выполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое  назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания  данного лица persona non grata (нежелательным лицом), для чего должны быть достаточно серьезные основания. Таковыми для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Дипломат пользуется иммунитетом  от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Это значит, что он изъят  из судебной юрисдикции и юрисдикции принудительного осуществления  права. Что же касается предписывающей юрисдикции, то дипломат иммунитетом  не обладает, поскольку он обязан соблюдать  законы страны пребывания, в том  числе и те, которые специально предназначены для дипломатов. Одновременно дипломаты находятся под юрисдикцией  своего государства.

Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический  корпус, который возглавляется старейшим  по времени пребывания в стране главой представительства - дуайеном (старейшиной, деканом)

 Вторая категория сотрудников  представительства - административно-технический  персонал. Его составляют бухгалтеры, шифровальщики, канцелярские работники,  переводчики и т.п

Третью категорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферы и др.). Члены этого  персонала пользуются иммунитетом  в отношении действий, совершенных  при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов на заработок, получаемый по службе, разумеется, при условии, что они не являются гражданами страны пребывания

Генеральный секретарь ООН  и его заместители, а также  члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Другие должностные лица пользуются функциональным иммунитетом: не несут судебной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц; освобождаются от обложения налогами окладов, выплачиваемых ООН. Генеральный секретарь вправе отказаться от иммунитета, предоставленного должностному лицу, если иммунитет препятствует отправлению правосудия.

Конвенция о представительстве  определяет функции постоянных представительств:

- представительство государства  при организации, включающее поддержание  связи, ведение переговоров, обеспечение  участия своего государства в  деятельности организации, защиту  интересов своего государства  в деятельности организации;

- информационная функция  - выяснение осуществляемой в  организации деятельности и сообщение  об этом своему правительству;

- функция содействия осуществлению  целей и принципов организации  путем сотрудничества с ней  и в ее рамках.

Консульское право - совокупность международно-правовых норм, регулирующих консульские отношения между  государствами, включая статус и  функции консулов. Консул - должностное  лицо одного государства, находящееся  в другом государстве для защиты прав и интересов своих граждан  и своего государства.

. Самостоятельный статус консульских отношений видится и в том, что прекращение дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений. Вместе с тем установление дипломатических отношений презюмирует согласие на установление и отношений консульских.

Существует четыре класса консульских учреждений. Высшую ступень занимают генеральные консульства. За ними следуют консульства, вице-консульства и консульские агентства. Они возглавляются соответственно генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами.

Консульства выполняют три  основные функции.

Во-первых, это защита интересов  своего государства и его граждан, а также юридических лиц.

Информация о работе Международное право прав человека