Анализ казначейской системы исполнения расходов (на примере УФК по Самарской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью создания казначейской системы исполнения бюджета является обеспечение устойчивости финансовой системы в процессе реализации основных направлений единой финансовой, налоговой и социально-экономической политики, на основе прогноза социально-экономического развития и сводного финансового баланса территории и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Сущность казначейской системы исполнения федерального бюджета, принципы организации……………………………5
Формирование и развитие органов казначейства в России…………..5
Организация казначейского исполнения федерального бюджета по расходам…………………………………………………………………12
Казначейский контроль за целевым использованием средств бюджета

Глава 2. Анализ казначейской системы исполнения расходов (на примере УФК по Самарской области)……………………………………….
2.1 Исполнение расходов федерального бюджета органами федерального Казначейства………………………………………………………………………
2.2 Результаты контрольно-экономической работы УФК по Самарской области………………………………………………………………………………

Глава 3
3.1 Организация Казначейской системы исполнения бюджета в зарубежных странах………………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ПЕЧАТЬ.docx

— 121.67 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………2

Глава 1. Сущность казначейской системы исполнения федерального бюджета, принципы организации……………………………5

    1. Формирование и развитие органов казначейства в России…………..5
    2. Организация казначейского исполнения  федерального бюджета по расходам…………………………………………………………………12
    3. Казначейский контроль за целевым использованием средств бюджета

 

Глава 2. Анализ казначейской системы исполнения расходов (на примере УФК по Самарской области)……………………………………….

2.1 Исполнение расходов  федерального бюджета органами федерального Казначейства………………………………………………………………………

2.2 Результаты контрольно-экономической работы УФК по Самарской области………………………………………………………………………………

 

Глава 3

3.1 Организация Казначейской  системы исполнения бюджета в  зарубежных странах………………………………………………………………………………

 

Введение.

 
            На этапе перехода к рыночной системе отношений государству необходимо было найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой структуры, обеспечивающей исполнение федерального бюджета. Нельзя сказать, что эта задача является новой в системе экономических отношений России или других стран. Многие экономически развитые страны осуществляют исполнение бюджета через систему казначейства: Щвеция, ФРГ, США, Австралия, Бразилия, Израиль и другие. 
           В целях проведения государственной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента от 08.12.92 г. № 1556 « О федеральном казначействе» и Положении о федеральном казначействе от 01.12.2004 был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства Финансов РФ.

Целью создания казначейской системы исполнения бюджета является обеспечение устойчивости финансовой системы в процессе реализации основных направлений единой финансовой, налоговой  и социально-экономической политики, на основе прогноза социально-экономического развития и сводного финансового  баланса территории и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Достижение этой цели может  обеспечиваться путем включения  в работу по исполнению бюджета казначейского  органа, а также налаживание такого взаимодействия всех участников бюджетного процесса через казначейский орган, которое обеспечит поэтапное  решение задач бюджетного планирования, санкционирования, контроля и расходования бюджетных средств. Ключевым компонентом  казначейской системы исполнения бюджета  является единый счет бюджета.

 
           Основное предназначение казначейской системы – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Казначейство на всех этапах процесса расходования средств осуществляет контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Именно благодаря казначейству можно прозрачно проследить целевое использование денежных средств федерального бюджета. В связи с этим написание данной работы является актуальным. 
          Целью дипломной работы является ознакомление с казначейским исполнением бюджетов всех уровней по расходам на примере Управления федерального казначейства по Самарской области. 
          В данной дипломной работе поставлены следующие задачи: 
- Показать роль и значение федерального казначейства в исполнении бюджетов. 
- Исследовать порядок исполнения федерального бюджета по расходам. Рассмотреть общие положения о финансировании расходов федерального бюджета через органы казначейства, механизм открытия лицевых счетов распорядителям бюджетных средств в казначействе и учет операций по ним. 
- Изучить основные направления финансирования на современном этапе через казначейскую систему управления государственными ресурсами. 
         Методологической основой написания работы являются законодательные и нормативные документы, утвержденные Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним. 
Все органы федерального казначейства - юридические лица, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности только вышеназванными документами. 
        Следует подчеркнуть, что любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органа казначейства. Отсюда следует, что любые действия по исполнению бюджетов могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения бюджетов всех уровней уполномоченными органами. 
         Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не вправе.  
В работе на основании изучения законодательных актов раскрывается важность принципа «единства кассы» в отношении бюджетных средств.

 

Глава 1. Сущность казначейской системы исполнения федерального бюджета, принципы организации.

1.1 Формирование  и развитие органов казначейства  в России

Казначейство прошло длинный  и сложный путь развития. Его история  неотделима от истории развития Российского  государства в целом. Зарождение казначейской службы произошло еще  во времена Древней Руси, когда  появилась должность казначея –  должностного лица княжеской или  боярской администрации, хранителя  княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского  государства и его укреплением  постепенно росла казна, и это  требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов. 
           В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года. 
           Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были». 
            Были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились такие административные единицы, как уезды, и впервые была определена должность уездного казначея, как основного финансового чиновника низшего звена, который назначался государственным казначеем по представлению губернской казенной палаты на три года и был ей подотчетен. Губернская казенная палата стала центральной частью структуры финансового аппарата на местах.  
              Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну. 
Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году был подписан манифест “Об учреждении министерств”, в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого определялись изданным 25 июня 1811 года “Особенным учреждением Министерства финансов”. Управление финансами было распределено между тремя ведомствами – Министерством финансов, Государственным казначейством и Государственным контролером. Впоследствии Государственное казначейство становится подразделением Министерства финансов России. После ряда структурных преобразований 15 февраля 1821 года резолюцией императора Александра I «Быть по сему» был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России.  
Департаменту Государственного казначейства было определено ведомственное подчинение центральных и местных финансовых структур: Главного казначейства, губернских, окружных казначейств с состоящими в их ведомстве уездными казначействами, и «вообще Казенные палаты, по делам до приходов и расходов казначейств относящиеся». 
Главными направлениями деятельности Департамента Государственного казначейства с 1821 года (с последующими дополнениями) были: 
- движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств; 
- главное счетоводство приходов и расходов всех казначейств; 
- заведование монетной (до основания почти через 40 лет Государственного банка России) и пробирной частями; 
- дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств; 
- дела по составлению росписи доходов и расходов; 
- дела по рассмотрению составляемых Министерством финансов проектов, положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых становились новые казенные расходы. 
             Именно с 1821 года в Российской Империи окончательно сложился и впоследствии был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных - губернских и уездных казначейств. 
Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам. 
            В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства, усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств.  
Предметами ведения казначеев в то время были: 
1) прием и хранение всех принадлежащих Государственному казначейству доходов; 
2) производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов; 
3) продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; 
4) выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов; 
5) счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу; 
6) открытие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.  
            С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно–бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.  
                Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27августа 1993 года № 864 был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.  
             В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. 
           Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации: 
- закрепил казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации; 
- обеспечил необходимое соответствие кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год; 
- определил, что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;  
- установил ответственность Главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета за целевое использование выделяемых им средств. 
В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения федерального казначейства. 
             В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.  
              Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства. 
Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». 
В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.  
В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. 
         Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе. 
               На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи: 
- проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета; 
- осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса; 
- распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней; 
- осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; 
- своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Современное Федеральное  казначейство в соответствии с законодательством  Российской Федерации осуществляет «правоприменительные функции по обеспечению  исполнения федерального бюджета, кассовому  обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета»

Структура органов Федерального казначейства содержит 3 уровня:

1 уровень- центральный аппарат Федерального казначейства (ЦАФК)

  1. уровень- управления ФК по субъектам РФ, краям, областям и т.д.;
  2. уровень отделы ФК по городам, районам и районам в городах;

       Структура  центрального аппарата Федерального  казначейства включает: руководство  (Руководителя и заместителей) Федерального  казначейства, помощника Руководителя, структурные подразделения.

Структурными подразделениями  центрального аппарата Федерального казначейства являются управления по основным направлениям деятельности, в управлениях образуются отделы. Организационную структуру можно рассмотреть на примере УФК по Самарской области. (Приложение 1). В состав УФК входят 15 отделов плюс 36 территориальных отделов по всей области. Руководителем казначейства является Киреев Вячеслав Геннадьевич.

 

            

 

1.2 Организация казначейского исполнения  федерального бюджета по расходам

Исполнение бюджета —  это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию  бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические  и физические лица—плательщики налогов  в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающего  зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных  расходов и платежей в пределах  фактического наличия средств  на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании  показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета — документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их классифицируют по определенным признакам. Бюджетным законодательством предусмотрена  группировка расходов бюджетов: функциональная, экономическая, ведомственная классификация  расходов.

Функциональная классификация  расходов это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, отражающая направление бюджетных  средств на выполнение основных функций  государства:

·                государственное управление и местное самоуправление;

·                судебная власть;

·                международная деятельность;

·                национальная оборона;

·                правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

·                фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

·                промышленность, энергетика и строительство;

·                сельское хозяйство и рыболовство;

·                охрана окружающей среды…;

·                другие расходы, в том числе на образование, культуру, здравоохранение, социальная политика и т. д.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся  на текущие и капитальные. Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы –  часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые  юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Это средства, предоставляемые в  качестве бюджетных инвестиционных кредитов, расходы не проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные  с расширенным воспроизводством. Расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с подведомственностью  бюджетополучателей бюджетные расходы  делятся по ведомственному признаку. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом.

Расходы федерального бюджета  по главным распоряжениям средств  федерального бюджета, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов  бюджетов  Российской  Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы  осуществляется финансирование, бюджетные  расходы делятся на федеральные, региональные и местные.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на управлени;
  • функционирование судебной системы (федерального уровня);
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интереса;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государст;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка транспорта (воздушного, морского и т. д.);
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений (федерального ведения и назначения);
  • финансирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга России;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.

Информация о работе Анализ казначейской системы исполнения расходов (на примере УФК по Самарской области)