Франчайзинг в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

Цель работы – понять работу системы франчайзинга в сфере услуг.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть структуру и сущность франчайзинга;
Рассмотреть работу системы франчайзинга в сфере услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность и структура франчайзинга 5
1.1. Сущность франчайзинга 5
1.2. Виды франчайзинга 6
2.Франчайзинг в сфере услуг 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Семенов.Реф.Франчайзинг в сфере услуг.53%.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ 

 

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «франчайзинг»  происходит от французского «franchise», что переводится как «льгота, привилегия».

С 1898 года, компания «General Motors» стала активно использовать франчайзинг для прорыва на рынке, и в настоящее время эта компания насчитывает более 11 тыс. членов.

Формула «Coca-Cola», разработанная в 1886 и проданная в 1900 году, дала мощный толчок в развитии франчайзинга. Система стала стремительно распространяться под, известной всем по настоящее время, торговой маркой «Coca-Cola».

Но наибольший успех в развитии системы франчайзинга удалось достигнуть компании «McDonalds». В настоящее время франчайзинговая система «McDonalds» насчитывает более 14 тыс. предприятий в разных странах мира.

Сегодня система франчайзинга получила развитие в огромном количестве различных отраслей хозяйства. Франчайзинг во всем мире считается наиболее прогрессивной формой ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике. Договор франчайзинга, является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира.

Цель работы – понять работу системы франчайзинга в сфере услуг.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие  задачи исследования:

    1. Рассмотреть структуру и сущность франчайзинга;
    2. Рассмотреть работу системы франчайзинга в сфере услуг.

По структуре  реферат состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

    1. Сущность и структура франчайзинга

 

1.1. Сущность  франчайзинга

 

Франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороны другой своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. Другими словами, «франчайзинг – это взаимовыгодное продолжительное деловое сотрудничество, в ходе которого крупная компания (франчайзер, франшизодатель) предоставляет небольшой фирме или предпринимателю (франчайзи, франшизополучатель) франшизу на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой (брендом) франшизодателя на некой ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, которые определены франшизным договором».1 При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультативную помощь.

Франчайзинг имеет  следующие черты и особенности:

- франчайзинг  предполагает наличие двух сторон  соглашения (договора) – «франчайзера» и «франчайзи»;

- франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав;

- франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;

- франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это своего рода сеть, работающая по единой методологии. Отношения по договору франчайзинга предполагают собой высокую этику деловых отношений, исключающих попытки превращения в пирамидные формы, т.е. расширение и продажу дистрибьюторских сетей. Суть франчайзинга - ведение своего бизнеса, суть сетей - продажа частей сети и привлечение как можно больше участников;

- для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;

- франчайзи  производит определенный платежи,  за пользование правами франчайзера и оказываемую им поддержку;

- договор франчайзинга имеет индивидуальный характер и зависит от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

 

1.2. Виды франчайзинга

 

Разделяют четыре вида франчайзинга, в зависимости от направления:

- товарный франчайзинг;

- производственный  франчайзинг;

- сервисный  франчайзинг;

- франчайзинг  бизнес-формата.

Товарный франчайзинг - это продажа товаров, производимых франчайзером под его товарным знаком. Франчайзи, в основном, осуществляет их послепродажное обслуживание.

Правообладателем  при данном виде франчайзинга выступает  производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.

Производственный  франчайзинг - это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.

Производственный  франчайзинг основывается на общих  для сторон целях:

- разделение  труда и специализация производства;

- обеспечение  экономичности производства;

- увеличение  гибкости производства и сбыта,  в соответствиями с требованиями рынка;

- повышение  объема производства и расширение  производственной программы;

- освоение производства  новых изделий, в зависимости  от изменений на рынке.

Схема производственного  франчайзинга работоспособна практически  во всех отраслях производства, при наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных охранными документами, в том числе на товарный знак.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между  двумя указанными выше видами. Сфера  его применения - услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.

Известная всем франчайзинговая система «McDonalds» наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещения, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга - высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантированно в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Такая осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.

Франчайзинг бизнес - формата  является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами  франчайзер передает франчайзи разработанную  им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес - формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной среде деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес - формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она естественно будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.

 

 

    1. Франчайзинг в сфере услуг

 

Отличие услуги от товара в том, что услуга всегда персонифицирована, и оценить её можно только после того, как она  будет оказана. Другими словами, услуга всегда оказывается конкретному  человеку, и для разных людей ценность одной и той же услуги различна. Все эти моменты создают отличные возможности для получения дополнительного дохода в сфере услуг.

Если сравнить стоимость  товаров и услуг в России с  аналогичными показателями в США, то можно заметить, что цены на товары и там и там приблизительно совпадают, а вот цены на услуги в США существенно выше российских. Известно, что в экономике сектор услуг плавно вытесняет сектор производства. Если говорить понятным языком, то "народ уже хлебом наелся, теперь он хочет зрелищ". И чем лучше экономика развивается, тем активнее развивается сектор услуг.

Франчайзинг в сфере услуг нужен для того, чтобы предприниматель сразу мог получить готовый брэнд, технологию общения с клиентами и технологию оказания услуг.

Франчайзинг дает отличные результаты в сфере услуг потому, что этот вид деятельности не требует больших инвестиционных вложений. Чтобы начать этот бизнес вам потребуется несколько десятков тысяч, а вовсе не сотен тысяч долларов. Небольшие вложения во франшизу предприятия сферы услуг дают возможность людям открыть свой бизнес.

Отдельной и  очень специфичной разновидностью франчайзинга в сфере услуг является франчайзинг в области образования.

Несмотря на то, что франчайзинг сферы услуг  в России находится пока на стадии формирования и занимает около 12% рынка, количество компаний, предлагающие сервисные франшизы растет. Сегодня таких порядка – 100.

Мировой же  франчайзинг в сфере услуг занимает весомую долю рынка.   В США сервисные франчайзи контролируют 50% рынка, и представлены многими сферами бизнеса: туристический и гостиничный бизнес, салоны красоты, фитнес, обучение и консалтинг, агентства недвижимости, рекламные услуги, клининг, доставка и т.д.

В то же время  данный сектор имеет большие перспективы, поскольку создание франчайзинговых сетей в сфере услуг в России сейчас очень актуально. Нарастающая конкуренция, необходимость в эффективной технологии привлечения клиентов и большая устойчивость к экономическим потрясениям стимулируют малый и средний бизнес к покупке франшиз.

Конечно,  на этом пути есть и сложности. Первая сложность, состоит в отсутствии  четкого понимания и знания, насколько силен этот механизм, что в свою очередь мешает развитию франчайзинга в нашей стране. Ведь при покупке франшизы  можно не создавать новое, а купить  уже действующую успешную бизнес-модель, готовые технологии, марку.  Как это работает в сфере услуг, понимают не все.

Второй сложностью является желание предпринимателей  быть самостоятельным и работать  под своим брендом. Они расценивают покупку франшизы как переход под чье-то влияние, не осознавая всех тонкостей и не понимая, что франчайзинг в первую очередь основан на равноправии, и что дело, построенное по этой модели – это собственный  бизнес франчайзи.  Однако  сегодня есть спрос, и желание инвесторов вкладывать средства во франчайзинговый  бизнес, есть  понимание, что это прекрасная возможность приобрести собственный, уже успешный бизнес.

Франчайзинг в сфере услуг – это франшизная система, в основе которой лежит доверие клиента к брэнду. И репутация брэнда – залог успеха всей сети. Многие идеи, на которых строятся франшизные системы, могут быть легко скопированы другими компаниями, особенно это присуще именно сфере услуг, поэтому брэнд и является важным фактором обеспечения конкурентного преимущества франчайзи. Чтобы получать выгоду от репутации брэнда, необходимо работать над всеми его составляющими и активно его продвигать, особенно при старте франчайзинговой программы.

Для проведения рекламных кампаний западные  франчайзеры выделяют средства из фонда, в который  франчайзи делают отчисления согласно условиям  контракта. Эти фонды рассматриваются как трастовые и

отделены от роялти. Таким образом, франчайзеры  могут  использовать эти фонды  только на проведение  рекламных  мероприятий. Более того, франчайзеры  должны периодически отчитываться перед франчайзи об использовании средств фонда. Статистические данные  Международной ассоциации франчайзинга показывают,  что подобный фонд имеют около 72% всех франчайзеров.  Существуют различные способы определения размера  взноса на рекламу, но большинство американских  франчайзеров (52%) устанавливают его как процент от  валового объема продаж и только 5% используют  фиксированную величину отчислений. В табл.  приведен список франшизных систем, имеющих фонды, и  их процент от общего числа франшизных систем в  данной отрасли.

 

Таблица 1

Удельный вес  франшизных систем, имеющих рекламные  фонды2

Сфера деятельности

Франшизные  системы, имеющие рекламные фонды, в процентах к общему числу  всех систем данной сферы деятельности

Недвижимость 

50

Спорт и отдых

48

Образование

47

Наем и подбор персонала

44

Печать и  копирование

43

Техническое обслуживание

43

Проектирование  и строительство

41

Автосервис 

39

Бизнес –  услуги

9

Туризм 

9

Информация о работе Франчайзинг в сфере услуг