Финансовый контроль как важнейшая функция Государственного финансового управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
рассмотреть виды и формы финансового контроля;
проанализировать роль финансового контроля как элемента финансового механиз

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы финансового контроля как
элемента финансового механизма

1.1 Значение и функции финансового контроля
5
1.2 Формы, виды и методы финансового контроля
10
1.3 Сущность финансового механизма
16
2. Государственный финансовый контроль

2.1 Сущность и роль государственного финансового контроля
21
2.2 Органы государственного финансового контроля
26
Заключение
38
Список использованной литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

аудит ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Аудит»

на тему

«Финансовый контроль как важнейшая функция

Государственного финансового управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Теоретические основы финансового контроля как

элемента финансового  механизма

 

1.1 Значение  и функции финансового контроля

5

1.2 Формы, виды  и методы финансового контроля

10

1.3 Сущность  финансового механизма

16

2. Государственный  финансовый контроль

 

2.1 Сущность  и роль государственного финансового  контроля

21

2.2 Органы государственного финансового контроля

26

Заключение

38

Список использованной литературы

40


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется  тенденциями укрепления государственной  власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Для России в  высшей степени актуальна организация  эффективной и всеобъемлющей  системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Роль финансового  контроля в условиях рыночной экономики  многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается. Г

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансового контроля как элемента финансового механизма.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

  • отразить теоретические аспекты финансового контроля;
  • рассмотреть виды и формы финансового контроля;
  • проанализировать роль финансового контроля как элемента финансового механизма;
  • дать общую характеристику органам государственного контроля.

Объект исследования курсовой работы – контроль, осуществляемый органами власти.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ

КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА

1.1 Значение и функции финансового контроля

 

Контроль за состоянием экономики, развитием социально- экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый  контроль - это система надзора контрольных органов за финансово- хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета [5].

С позиций теории управления контроль как одна из его функций представляет собой механизм обратной связи, т.е. систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки эффективности управленческих решений, условий и результатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностью действий субъекта управления по надзору за состоянием финансовых ресурсов и динамикой денежных потоков объектов хозяйственного управления в финансовой системе.

Финансовый контроль –  важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый  контроль - форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др [10].

Решение этих задач  обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений. Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины.

Для осуществления  финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее  время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.

Вместе с  тем независимо от конкретики решаемых задач содержание финансового контроля определяют его общие принципы: всеобщность, эффективность, законность, справедливость, независимость, публичность. Рассмотрим подробнее суть этих принципов.

Всеобщность выражается в полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков, создающих представление о наличии сплошного контроля государственных финансов. Держать под контролем все каналы возможной утечки ресурсов каждого контролируемого объекта весьма дорого и нецелесообразно. Поэтому принцип всеобщности предполагает выявление ключевых точек контроля, наблюдение за которыми позволило бы отслеживать состояние и поведение объекта в целом, обнаружение центров финансового учета и создание по каждому из них базы данных текущих доходов и расходов.

Отсюда вытекает механизм осуществления принципа эффективности  контроля. Эффективность контроля с критериальных позиций трактуется двояко: как эффективность использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, и как эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражается совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором - соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета, выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путем мониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявления допущенных нарушений финансовой дисциплины.

Принцип законности состоит в оценке деятельности объекта контроля с позиций гражданского и финансового права. Действия контрольных органов исключительно в рамках законности создают у проверяемых структур впечатление справедливости результатов их оценки. Нарушение принципа законности и обусловленного им принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализации экономики и снижению эффективности контроля.

Принцип независимости финансового контроля заключается в необходимости функциональной и организационной независимости контрольных органов для выполнения возможных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическую и финансовую независимость контрольного органа, а также независимость его членов от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа и его членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условия обеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур и административной независимости ревизоров.

Принцип публичности финансового контроля предусматривает открытость его результатов, за исключением сведений, содержащих государственную или коммерческую тайну, не только для контролируемых объектов и вышестоящих организаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизм финансового контроля, условие его объективности и эффективности.

Можно выделить основные функции финансового контроля, которые четко определились в связи с переходом от командно-административной модели хозяйствования к рыночной экономике:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
  • оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
  • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
  • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
  • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
  • контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  • выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
  • проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины [8].

Информация о работе Финансовый контроль как важнейшая функция Государственного финансового управления