История возникновения финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:15, доклад

Краткое описание

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

Введение

     Термин  «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.   Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.       Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.        Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:

1) общественное  разделение труда и деление  общества на социальные группы;          

2) развитие  товарно-денежных отношений в  связи с ростом производства  и увеличением ВВП и НД;

3) появление  самостоятельных, независимых хозяйствующих  субъектов, осуществляющих предпринимательскую  деятельность и создающих для  производства необходимые денежные  фонды;

4) создание  централизованного государства.

     В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий  характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием ВВП и НД.          С увеличением объема производства и образованием монополистических объединений на рубеже XIX-XX вв., а также расширением деятельности государства финансы получили дальнейшее развитие. 

  
 

Финансы: исторический аспект

     Каковы  предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого  имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

     Первая  предпосылка. Именно в Центральной  Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились  монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное- произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств- бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

     Вторая  предпосылка. Формирование и использование  бюджета стало носить системный  характер, т.е. возникли системы государственных  доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным  закреплением. Основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в.

     Третья  предпосылка. Налоги в денежной форме  приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы, государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

     Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений  стало возможным распределение  созданного продукта в стоимостном  выражении.  
 
 
 
 
 
 

Этапы развития финансов в  России XVII -XIX веков

     Решение сложнейших государственных и общественных задач требовало больших расходов, которые в течение XVII века постоянно  возрастали. Большие средства расходовались  на войско, управление, торговлю, дороги и промышленность. Деньги нужны были на выплату жалованья дворянскому  ополчению, стрельцам, иностранным  специалистам, инженерам и офицерам-наемникам, на покупку за границей оружия и  различных товаров для казны. Феодальная основа российского государства, господство натурального хозяйства  не давали достаточных денежных ресурсов. Приходилось постоянно прибегать  к выискиванию различных способов покрытия государственных расходов.

     В начале XVII века в России складывалась система финансового управления. Были созданы приказы, имевшие финансовые функции, Приказ большой казны, Стрелецкий, Ямской. Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Финансовая система России оставалась сложной и запутанной, поэтому налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче. В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы государства.

     Доходы  казны складывались из разнообразных поступлений. Сумма всех прямых налогов - податей на общество и физических лиц - называлась тягло, а люди, земли, дворы - тяглыми. Доходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству займы; у монастырей, церковных иерархов и купцов. Быстрое освоение Сибири имело в основном экономическую подоплеку. Только продажа за границу добытой в Сибири и собранной в виде ясака пушнины приносило до 1/3 всех доходов казны, кроме того, в значительных количествах вывозился "рыбий зуб" (клыки моржей, заменявшие слоновую кость). Сбор ясака с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли Казанский и Сибирский приказы.

     Правительственные финансовые средства составлялись из доходов окладных и неокладных. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных  налогов. Прямые налоги давали 44% всех государственных доходов. В начале XVII века был образован Приказ большой  казны, в ведении которого находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и  ремеслами, и монетное дело (Денежный двор). Взимание прямых налогов в  городах и черных волостях проводилось  выборными властями волостей, посадов или специальными выборными сборщиками и целовальниками, а в боярских, помещичьих и других частных владениях - приказчиками. Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе (съезжая изба), откуда передавались в соответствующий приказ.

     Главным предметом тяглого обложения  были земли на основании сошного  письма, то есть расписания тяглых земель и дворов на сохи. Соха "черных" ("добрых'") земель равнялась 500 четям  в одном поле, монастырских - 600, а  служилых по отечеству - 800 четям. Соха земель менее плодородных была больше. Чем больше четей входило в  соху (соха служилых людей по отечеству  в одном поле в 1,6 раза больше сохи черносошных крестьян), тем меньше становился налог и тем большая доля от эксплуатации крестьянина оставалась у помещика. Эта привилегия отражала дворянский характер налоговой политики. В царствование Федора Алексеевича была проведена принципиально важная налогово-финансовая реформа: переход от поземельной системы налогообложения к подворной, при которой податной единицей становился крестьянский двор. Для этого в 1678 - 1679 годах была проведена общая подворная перепись и составлены переписные книги, в которые внесено 800 тысяч тяглых дворов. Чтобы уменьшить подати, крестьяне шли на укрупнение дворов, совместное проживание в одном дворе нескольких семей.

     Финансовая  политика Российской империи в XVIII веке складывалась по мере проведения административных реформ государственного аппарата и  усиления бюрократии, укрепления централизованного  унитарного государства и наступательной внешней политики. Вслед за потребностями  государства шло создание органов  по управлению финансами, формирование бюджета, усовершенствование налоговой  и создание кредитной системы.

     В конце Северной войны Петр I приступил  к реформе государственного аппарата. За образец была взята швейцарская  система центральных учреждений, действовавших на принципах камерализма. Создание коллегий было одной из важнейших составных частей реформы. В 1717 году определились с названием коллегий и их компетенцией. Начался набор штата служащих. Финансовые функции обеспечивали три коллегии: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия,  ревизион-коллегия. В 1719 году был создан первый Регламент, определивший обязанности коллегий. Камер-коллегия обеспечивала сбор доходов, руководила работой губернских и уездных финансовых учреждений; штатс-контор-коллегия распределяла средства, надзирала за их целевым использованием; ревизион-коллегия обеспечивала общий контроль за расходами и доходами. В отличие от приказов, каждая коллегия имела общегосударственную компетенцию с четким разграничением их функций и подчинением разветвленной сети местных финансовых учреждений. Это способствовало усилению роли государства в управлении финансами и отечественной промышленностью. Созданные Петром Великим коллегии просуществовали до 1802 года - до проведения Александром I министерской реформы.

     В последующие годы наблюдались значительные отступления от петровских идей и  начинаний, что искажало и деформировало  государственный аппарат и сделало  настоятельной необходимостью проведение новой реформы финансового управления. Созданная коллегия экономии (1763) и  проведенная секуляризация церковных  земель (1764) сумели снять на какое-то время остроту финансовых проблем. Реорганизация центральных органов  финансового управления была растянутой по времени и проводилась постепенно, что вообще было свойственно Екатерине II как политику и государственному деятелю. Постепенно все руководство  финансами государства сосредоточилось  в руках генерал-прокурора Сената, при котором создаются новые  учреждения - экспедиция о государственных  доходах и казначейство. С проведением  в 1775 году губернской реформы реорганизация  органов финансового управления затронула и провинцию. Финансовыми  вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Учреждались должности губернских и уездных казначеев, которые были обязаны хранить собранные деньги. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму - 30 млн руб. При Павле I была учреждена должность государственного казначея и восстановлена камер-коллегия. Все это явилось переходным периодом для проведения более основательной министерской реформы начала XIX века.

     У истоков финансовой реформы, проведенной  в 1862-1866 годах, стоял государственный  контролер, один из честнейших и способных  сотрудников государственного аппарата эпохи- Великих реформ В.А. Татаринов. Еще в 1856 году он был командирован за границу для ознакомления с формами и способами организации финансового хозяйства других государств. Серьезно изучив действие финансовых систем многих стран, Татаринов разработал проект реформирования финансового управления в России. Свою основную задачу реформатор видел в том, чтобы прекратить злоупотребления казенными средствами и положить конец хозяйственному и финансовому произволу, которые царили в различных министерствах и ведомствах. Для этого необходимо было провести централизацию государственного хозяйства и сосредоточить распоряжение казенными средствами исключительно в Министерстве финансов. Отныне ответственным распорядителем всех государственных средств являлось не каждое министерство в отдельности, а только министр финансов. Его деятельность находилась под бдительным учетом Государственного контроля, а все сметные предложения в виде государственной росписи утверждались Государственным советом. Сама роспись, начиная с 1862 года, публиковалась в печати. Следующим шагом стало создание единства кассы. Теперь все казенные средства проводились через кассу Министерства финансов, откуда шли ассигнования на нужды ведомств в строгом соответствии с государственной росписью. Точность в использовании средств проверялась Государственным контролем.

     Система государственного контроля также подверглась преобразованиям. Контролировалась не только государственная роспись доходов и расходов, но вся счетоводческая система как в центре, так и на местах. Для местного учета создавались специальные контрольные палаты, полностью независимые от администрации - губернаторов и начальников отдельных ведомств, что обеспечивало независимый контроль и документальный отчет.

Наряду  с улучшением аппарата финансового  управления, была предпринята еще  одна важная финансовая мера: в июне 1860 года был создан Государственный банк, заменивший неповоротливые дореформенные кредитные учреждения и призванный финансировать торгово-промышленные предприятия.

     Начало 1860-х годов в России было отмечено усилением падения кредитного рубля. В этих условиях министром финансов был назначен Михаил Христофорович  Рейтерн (1820 - 1890). Свою первостепенную задачу М.Х. Рейтерн видел в том, чтобы остановить падение курса бумажного рубля. Министр попытался оздоровить денежное обращение путем обмена кредитных денег на звонкую монету, а в перспективе осуществить переход к постоянной металлической валюте. Для осуществления своего плана он сделал 5%-й внешний заем на 15 млн фунтов стерлингов или 100 млн руб., с целью подкрепления обменного фонда и открытия затем свободного размена. Заем был предоставлен Англией и Францией при посредничестве влиятельных представителей западных финансовых кругов - лондонских и парижских банкиров братьев Ротшильд. Промах М.Х. Рейтерна состоял в том, что заранее было объявлено об открытии свободного обмена кредитного рубля по постепенно возвышающемуся курсу с целью доведения его до нарицательного достоинства. Повышение курса бумажного рубля было неизбежно. Вокруг этой финансовой операции развернулась бешеная спекуляция, что привело к еще большему падению курса бумажного рубля. Первая попытка оздоровления денежного обращения потерпела полную неудачу и чуть не стоила реформатору занимаемого поста. Неудачу списали на начавшееся в 1863 году Польское восстание.

     Восьмидесятые годы XIX столетия оставили глубокий след в истории хозяйства и финансов России. И не только потому, что в  этот период удалось сделать ряд  значительных шагов по стабилизации бюджета и денежного обращения, приведению финансового хозяйства  в соответствие с реалиями экономики  и социальных отношений в пореформенной  России.

     Возникла  необходимость осознанного выбора руководящего принципа финансовой политики между средневековым воззрением и взглядом, более характерным  для современной цивилизации. Согласно первому, развитие хозяйства рассматривалось  преимущественно как средство для  наполнения казны и интересовало власть лишь постольку, поскольку могло  такому пополнению способствовать. Напротив, как представляется и сегодня, единственная разумная основа увеличения доходов  казны и удовлетворения государственных потребностей - развитие хозяйства страны и увеличение народного благосостояния. Содействие последнему - одна из важнейших, если не главная функция государственных финансов. На первый взгляд, оба подхода могут показаться умозрительными. Однако необходимость руководствоваться более цивилизованным воззрением была доказана в России уже в начале 90-х годов самым убедительным способом - "от противного".

Информация о работе История возникновения финансов