История возникновения финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:15, доклад

Краткое описание

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

     В этот период стало фактом превращение  государственных финансов в предмет  публичной политики, которое началось во время "великих реформ". Политические группировки, формируя с помощью  печати общественное мнение, получили возможность реально воздействовать на выбор целей финансовой политики и способов их достижения. Политическое поприще министра финансов расширилось  далеко за прежние пределы, ограниченные стенами кабинета Государя и зала заседаний Государственного Совета.

     Существовала  ли более конструктивная альтернатива финансовой политике, которую проводило  правительство России в 80-е годы XIX столетия? Эта тема была предметом ожесточенных дискуссий современников. И на сегодняшний день вопрос продолжает оставаться открытым.

     Глубокий  аграрный кризис, промышленный спад, расстройство денежной системы, огромный государственный  долг, выросший за время русско-турецкой войны 1877-79 гг., наконец, политическая неустойчивость после гибели, от рук террористов  Александра II - таковы были условия, в  которых начиналось правление императора Александра III и деятельность нового (с 1881 г.) министра финансов Н.Х. Бунге. Некоторое оживление хозяйства, связанное с увеличением объема военных заказов правительства, оказалось недолговременным. В 1882 г. платежи по государственным долгам превысили 1/4 расходного бюджета.

     В долг жило не только государство, но и  экономика страны. "Как ни значительны успехи, сделанные производительностью России в течение истекшего 25-летия, не подлежит сомнению, что положение земледельческого населения во многих местностях России очень тяжелое, что многие крупные и наиболее важные промышленные предприятия и входят постепенно в неоплатные перед правительством долги" - писал Н.Х. Бунге в 1880 г. в направленной Александру II записке "О финансовом положении России". В связи с этим, писал Бунге далее "меры, которыми можно способствовать улучшению наших финансов, должны быть направлены столько же к развитию народного благосостояния, к содействию успехам промышленности и торговли", сколько к изысканию новых источников доходов, к улучшению податной системы и к установлению способов для более правильного бережливого и целесообразного расходования финансовых средств, а наконец, и к упрочению нашей денежной системы."

     Увеличение  производства продуктов земледелия не покрывало даже увеличение потребностей, связанных с приростом численности  населения. За полтора десятилетия  с начала 70-х годов в 50 губерниях  Европейской России среднегодовой  сбор хлебов вырос на 13%, а численность населения - на 21%. При этом опережающими темпами росла численность городского населения. Одновременно более чем на треть увеличился вывоз хлебов. Все это означало, что увеличение товарности земледелия было достигнуто, главным образом, за счет уменьшения потребления крестьян и ослабления воспроизводственного потенциала крестьянских хозяйств. Отведенная крестьянам в ходе крестьянской реформы земля "оказалась недостаточной даже для прокормления крестьян и для доставления им средств к уплате налогов и выкупных платежей" - писал Бунге в цитированной выше записке.

     В 1882 г. выкупные платежи были снижены  в среднем на 42% по 39 губерниям  Европейской России. Кроме того, в 1883-84 гг., были сложены недоимки на сумму 16 млн. руб. Но Бунге считал необходимым идти дальше по пути облегчения налогового бремени крестьянства. В 1885 г. подушная подать, наиболее тяжелый налог с крестьян, оставшийся в наследство от крепостного права, была отменена. (С 1886 г. - для бывших помещичьих и удельных крестьян, с 1887 г. - для всех плательщиков.) В 1887 г. оброчная подать бывших государственных крестьян была заменена выкупными платежами. С 1885 г. все финансовые обороты по выкупной операции были внесены в государственную роспись.

     Однако  крестьяне продолжали платить выкупные платежи, которые были достаточно тяжелы. В 1890 г. поступления выкупных платежей составили 90,7 млн. руб. По сути, в составе  государственных доходов выкупные платежи заменили подушную подать.

     По  мнению большинства экономистов  того времени, преодолению аграрного  кризиса могла содействовать  организация ипотечного кредита. Вместе с тем, экономисты либерального и  консервативного направления принципиально  расходились в вопросе о том, кого и как следует кредитовать  под залог земли.

     В 1882 г. было утверждено положение о  Крестьянском земельном банке, который  учреждался "для облегчения крестьянам всех наименований способов к покупке  земли". Средства привлекались путем  продажи свидетельств (закладных  листов) Крестьянского банка, приносивших 5.5 % годовых. Погашение свидетельств посредством тиражей проводилось Государственным банком. По свидетельству современника, все главные консервативные группы считали Крестьянский банк вредной либеральной идеей Бунгс, в ущерб интересам дворянского сословия

     Под давлением консервативных групп  в 1885 г. был образован Дворянский банк, кредиты которого должны были выдаваться исключительно потомственным  дворянам-землевладельцам. "Легкий, ничем не контролируемый кредит, как  показывает опыт, нередко вводит землевладельцев  в неоплатные долги и разоряет их", - предупреждал Бунге императора. Это предупреждение не было принято во внимание. Заемщики Банка получали ссуды на более долгий срок и под более низкий процент, чем заемщики других банков.

     С 1884 г. Государственный банк стал выдавать ссуды под залог соло-векселей, что прежде запрещалось уставом. Эти ссуды выдавались преимущественно  помещикам, как правило, на срок до 12 месяцев. По позднейшему замечанию  С.Ю.Витте, заемщики смотрели на эти  ссуды как на долгосрочные, дополнительные к ипотечным долгам, "вследствие чего переписка векселей, в принципе отвергнутая при издании закона о соло-вексельном кредите, сделалась явлением почти всеобщим и выданные кредиты в Банк не возвращались".

     Снижение  доходов бюджета вследствие отмены подушной подати отчасти было компенсировано увеличением поступлений поземельной  подати, поступлений от промыслового обложения и налогов на доходы.

     Н.Х. Бунге (в конце 50-х годов - решительный сторонник введения подоходного налога) в начале 80-х годов, приняв на себя ответственность за состояние финансов Российской империи, отверг проект введения подоходного налога. "Этот налог может оказаться более стеснительным и неравномерным, и менее доходным, нежели налоги, основанные на исчисленьях менее сложных и легче проверяемых", - писал он. Приходилось довольствоваться мерами паллиативными. Разрабатывая их правительство учло почти повсеместное повышение доходов владельцев сельскохозяйственных угодий, недвижимого имущества, ценных бумаг и попыталось за счет этих доходов расширить базу обложения.

     В 1884 г. была изменена схема взимания государственного поземельного налога. За базу обложения была принята стоимость  десятины земли. Базовая ставка была установлена в размере 0,18% этой стоимости. В некоторых губерниях для  того, чтобы избежать резкого повышения  налога, ставка устанавливалась в  пониженном размере. В 1883 г. был повышен  с 0,2% до 0,3% оклад налога с недвижимых имуществ в городах. В том же году был установлен налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Ставка налога колебалась от 1% до 8% стоимости передаваемого  имущества в зависимости от степени  родства получателя и наследодателя  или дарителя.

     Промысловое обложение оставалось весьма льготным в отношении капиталов, обращающихся в торговле и промышленности. С 1885 г. разнообразные сборы с документов на право торговли и промыслов  были соединены в один оклад. Сбор стал взиматься в зависимости не от характера торга, а от размеров капитала. Кроме того, для акционерных компаний был введен налог с чистой прибыли - 3%, а для остальных предприятий различных гильдий - дополнительный раскладочный сбор.

     В 1885 г. был установлен 5%-й сбор с  доходов от денежных капиталов. Сбором облагались доходы от процентных бумаг - как выпущенных акционерными обществами, так и государственных. Исключению подлежали лишь освобожденные от налогов по условиям выпуска государственные ценные бумаги, а также вклады в сберегательные кассы и ссудосберегательные товарищества. С 1887 г. введен сбор с доходов от акций частных железных дорог. С того же года введен сбор со специальных текущих счетов, которые открывались под залог процентных бумаг.

     Новые налоги, более сложные по порядку  расчета и взимания, требовали  преобразования податной администрации  на местах. Н.Х.Бунге планировал провести ее масштабную реформу. Однако на практике податные инспектора, появившиеся в губерниях после 1885 г., имели весьма ограниченные функции, в число которых входили выявление подлежащих обложению доходов с недвижимых имуществ, ревизия уездных казначейств, проверка действий сельской администрации по взиманию казенных и общественных сборов.

     Постоянного внимания правительства - из-за значительных хищений - требовало железнодорожное хозяйство. В первой половине 80-х годов правительство ужесточило контроль за деятельностью железнодорожных обществ. Была введена обязательная единая система ведения счетоводства и отчетности в железнодорожном деле. Правительство приступило к выкупу частных железных дорог в казну. К концу 1886 г. казне принадлежало 17,5% железных дорог, остальное оставалось в частных руках. 
 
 
 
 
 
 

Этапы развития финансов в СССР и России

     Ранее было отмечено, что финансовые отношения  организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или  ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

     Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской  войны. Экономические условия в  это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные  предприятия промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника, особенно в оптовой  и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

     Основными задачами в это время были, с  одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского  хозяйства даже с помощью частника и кулачества; с другой стороны, поддержка  государственного сектора и подавление частника.

     Экономические и политические условия диктовали  необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали  заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать  этим требованиям.

     В связи с этим государство создает  три основных общегосударственных  фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных  с их формированием и использованием.

     Первым  общегосударственным  фондом стал государственный  бюджет, главными источниками поступлений - налоги.

     Налоговая система данного периода характеризовалась  особой множественностью налогов.

     К первой группе налогов следует отнести  прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских  земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных  предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая  доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.

     В тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, поэтому такой  подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей  силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток -- не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.

     Чтобы обеспечить регулярные поступления  в бюджет, необходимо было найти  объект налогообложения, который в  хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали отдельные  акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный  гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и  т.д.

     Особое  место в налоговой системе  занимал промысловый налог, которым  облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла  и промысловые занятия. Налог  состоял из двух самостоятельных  платежей -- патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.

Информация о работе История возникновения финансов