Правовая конструкция налога на недвижимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать составные элементы налога на недвижимость в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели следует разрешить следующие задачи:
рассмотреть понятие и роль налогов в Республике Беларусь;
узнать историю возникновения налога на недвижимость;
охарактеризовать основные элементы налога на недвижимость в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Основы налоговой системы Республике Беларусь 4
1.1 Понятие, функции и роль налогов в Республики Беларусь 4
1.2 Налога на недвижимость, его значение и правовое регулирование 6
2. Правовая конструкция налога на недвижимость 9
2.1 Обязательные элементы налога на недвижимость 9
2.1 Факультативные элемента налога на недвижимость 15
Заключение 20
Список использованных источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Основы налоговой  системы Республике  Беларусь 4

1.1 Понятие, функции  и роль налогов  в Республики Беларусь 4

1.2 Налога на недвижимость, его значение и  правовое регулирование 6

2. Правовая конструкция  налога на недвижимость 9

2.1 Обязательные элементы  налога на недвижимость 9

2.1 Факультативные элемента  налога на недвижимость 15

Заключение 20

Список  использованных источников 21

 

    Введение

    В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется  пристальное внимание всех слоев  населения. Любое изменение в  налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.

      Сегодня комплекс вопросов, связанных  с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, ее возможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей как на республиканском так и на и местном уровнях. Однако в данном реферате нами будет рассмотрен один лишь вид налога в республике Беларусь – налог на недвижимость, который представляет собой ключевой элемент налоговой системы в Республики Беларусь.

    Цель  данной работы – проанализировать  составные элементы налога на недвижимость в Республике Беларусь.

    Для достижения поставленной цели следует  разрешить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и роль налогов в Республике Беларусь;
  2. узнать историю возникновения налога на недвижимость;
  3. охарактеризовать основные элементы налога на недвижимость в Республике Беларусь.

    Данный  реферат  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

    1. Основы налоговой системы Республике  Беларусь

    1.1 Понятие, функции  и роль налогов в Республики  Беларусь

    Теория  налогообложения является составной  частью теории финансов. Взимание налогов  – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с возникновением государственности. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов.

      В широком смысле под налогами  понимаются обязательные платежи  в бюджет, осуществляемые юридическими  и физическими лицами.

      Согласно налоговому кодексу  РБ  налогом признается обязательный  индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

      Исходя из данного определения,  можно выделить следующие признаки  налога:

     1) обязательность для плательщиков.  Его уплата обеспечивается механизмом государственного принуждения;

     2) поступление в республиканский  и (или) местный бюджеты;

     3) отчуждение принадлежащих плательщикам  денежных средств;

     4) индивидуальная безвозмездность  означает, что уплата налога не  порождает встречной обязанности государства по отношению  к конкретному  налогоплательщику.

    Как и многие категории финансового  права, налог можно рассматривать  в экономическом и правовом аспекте. Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. С организационно-правовой стороны налог представляет собой обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны .

      Необходимость налогов вытекает  из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность, требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.

        Налоги  являются одним из элементов  системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями.

      Налоги являются главным инструментом  перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

    Налоги  имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая  органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут  положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание инфраструктуры и т.д., в этом проявляется их экономическое значение. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.д.

    Сущность  любой финансовой категории раскрывается посредством ее функций. Функция  налога – проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной категории.

      Выделяют следующие функции налогов:

    1. Фискальная функция;
    2. Социальная функция;
    3. Стимулирующая функция;
    4. Контрольная функция.

    Стоит отметить, что некоторые авторы выделяют и иные функции, однако на наш взгляд именно перечисленные нами отражают всю сущность и значение налогов.

    Налоги  в цивилизованном обществе выступают  как одно из важнейших явлений  жизни общества и государства. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления обществом.

    1.2 Налога на недвижимость, его значение и правовое регулирование

    Одним из наиболее значимых налогов в Республики Беларусь, признается налог на недвижимость. Говоря об историческом развитии и появлении данного налога, следует подчеркнуть, что изначально он был введен законом Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. N 1337-XII «О налоге на недвижимость». Данный закон утратил силу с введением в действие особенной части налогового кодекса, предусматривающего соответствующую главу. До введения налога на недвижимость существовал налог с владельцев строений, относившийся к местным налогам,  субъектом налогообложения которого признавались только юридические и физические лица находящиеся и проживающие в городах, т.е в сельских населенных пунктах данный налог не взимался.

    Следует отметить, что в нормативных актах, регулирующих рассматриваемый нами вид налога, не закрепил его определение, поэтому на наш взгляд целесообразно отметить следующую дефиницию.

    Налог – это обязательный, безвозмездный  и безвозвратно взимаемый платеж с организаций и физических лиц  в доход государства в определенных в законе размерах и сроках.

    Налог на недвижимость является республиканским  налогом, то есть он устанавливается  налоговым кодексом (далее НК), а  именно главой 17, а также иными  нормативными правовыми актами и  подлежит уплате на всей территории Республики Беларусь. Признание данного налога как республиканского закреплено ст. 7 налогового кодекса Республики Беларусь. Стоит также отметить, что налог на недвижимость является прямым, это говорит о том, что фактические и юридические плательщики совпадают в одном лице.

    Правовое  регулирование налога на недвижимость осуществляется на основании:

  1. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц";
  2. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007г. №9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности";
  3. Глава 17 Налогового Кодекса Республики Беларусь "Налог на недвижимость";
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2008 г. № 187 «Об утверждении Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и строений»;

 

    

    2. Правовая конструкция  налога на недвижимость

    2.1 Обязательные элементы  налога на недвижимость

    Как и любой другой налог, налог на недвижимость имеет свою правовую конструкцию, элементы которой условно можно разделить на две категории:

  1. Обязательные элементы;
  2. Факультативные элементы.

    Обе категории имеют несомненную  важность, однако анализирую понятие налог, можно заметить, что им признается лишь законно установленный платеж, который будет являться таковым, если на законодательном  уровне определены его обязательные составляющие или элементы, к которым относятся:

  1. Плательщик
  2. Объект налогообложения
  3. Налоговая база
  4. Налоговый период
  5. Налоговая ставка
  6. Порядок исчисления
  7. Порядок и сроки уплаты

    Согласно  ст. 183 плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица. Однако налоговым кодексом, а именно ст. 184, предусмотрены и некоторые особенности признания плательщиками отдельных организаций и физических лиц.

      Если  здание и/или сооружение, расположенные на территории  Республики Беларусь и взяты  организациями в аренду, это может  быть как финансовая аренда (лизинг)), так и иное возмездное или безвозмездное пользование:

  • у белорусских организаций – плательщиком признается организация, у которой эти здания и сооружения находятся на балансе по условиям соответствующего договора;
  • у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц, которые могут быть признанны как резидентами, так и не быть признанными налоговыми резидентами Республики Беларусь – плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).

    Следует отметить особый перечень сооружений, предусмотренных ч.3 ст. 184 НК, к которым  относятся:

  1. сооружения магистрального трубопроводного транспорта;
  2. сооружения нефтепроводов;
  3. сооружения газопроводов;
  4. сооружения технологических газопроводов и отводов;
  5. станции, хранилища, установки, иные объекты налогообложения, обеспечивающие функционирование вышеперечисленных сооружений.

Информация о работе Правовая конструкция налога на недвижимость