Правовая конструкция налога на недвижимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать составные элементы налога на недвижимость в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели следует разрешить следующие задачи:
рассмотреть понятие и роль налогов в Республике Беларусь;
узнать историю возникновения налога на недвижимость;
охарактеризовать основные элементы налога на недвижимость в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Основы налоговой системы Республике Беларусь 4
1.1 Понятие, функции и роль налогов в Республики Беларусь 4
1.2 Налога на недвижимость, его значение и правовое регулирование 6
2. Правовая конструкция налога на недвижимость 9
2.1 Обязательные элементы налога на недвижимость 9
2.1 Факультативные элемента налога на недвижимость 15
Заключение 20
Список использованных источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

    Для признания особого статуса плательщика  налога на недвижимость по данным сооружениям, необходимо расположение вышеперечисленных сооружений на территории Республики Беларусь, а также передача их иностранной организации, в таком случае плательщиком будет признанна эта иностранная организация.

    В случае если здание и/или сооружение, расположенное на территории Республики Беларусь, взято физическими лицами в аренду либо иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, в таком случае плательщиком признается физическое лицо – арендодатель.

    Представляется  важным также отметить, что если здания и/или сооружения, расположенные  на территории Республики Беларусь, взяты  индивидуальным предпринимателем в аренду (лизинг), если по условиям соответствующего договора данные объекты не находятся на балансе организации-арендодателя (лизингодателя), плательщиком признается индивидуальный предприниматель – арендатор (лизингополучатель).

    Стоит подчеркнуть особый статус бюджетных  организаций, которые на основании ч.3 ст.184 не признаются плательщиками налога на недвижимость, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

    По  зданиям и сооружениям, переданным в доверительное управление и (или) приобретенным в процессе доверительного управления, плательщиком признается вверитель.

    Следующим обязательным элементом налога на недвижимость является объект налогообложения. Согласно ст. 185 НК объектами налогообложения  налога на недвижимость признаются:

  1. здания и сооружения, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;
  2. здания и сооружения (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения в многоквартирных домах, хозяйственные постройки, доли в праве собственности на указанное имущество), в том числе не завершенные строительством, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам – физическим лицам;
  3. здания и сооружения, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в аренду (финансовую аренду (лизинг)) индивидуальными предпринимателями, – в случае, если по условиям договора аренды (финансовой аренды (лизинга)) эти объекты не находятся на балансе организации-арендодателя (лизингодателя).

    Для более глубокого понимания данной нормы, имеется важным отметить следующее понятие:

    Зданиями  и сооружениями сверхнормативного  незавершенного строительства признаются здания и сооружения, по которым  превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией;

    Однако  налоговым кодексом предусмотрены  исключения некоторых видов недвижимости из круга объектов налогообложения  налога на недвижимость. К примеру  у физических лиц объектом налогообложения не признается:

  1. самовольно возведенные здания и сооружения, за исключением случаев, когда местными исполнительными и распорядительными органами принято решение о продолжении строительства или о принятии постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации с предоставлением при необходимости земельного участка лицу, осуществившему самовольное строительство;
  2. здания и сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, эксплуатация которых прекращена уполномоченными государственными органами из-за нарушения требований безопасности людей;
  3. здания и сооружения, признанные бесхозяйными в порядке, установленном законодательными актами;

    Говоря  об организациях, то объектом их налогообложения  не являются такие объекты как:

  1. здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, финансируемым из бюджета, а также здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства, относящиеся к объектам жилищного строительства;
  2. здания и сооружения сверхнормативного незавершенного строительства по объектам строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации;

    Следующим обязательным элементом рассматриваемого налога является  налоговая база, которая определяется:

    1. организациями – исходя из  наличия на 1 января календарного  года зданий и сооружений по  остаточной стоимости и стоимости  зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства.

    2. физическим лицам – исходя  из оценки принадлежащих им  зданий и сооружений, порядок которой утверждается Президентом Республики Беларусь.

      Налоговая база налога на недвижимость  в отношении зданий и сооружений, расположенных на территории  Республики Беларусь и взятых  организациями в аренду или  иное возмездное и безвозмездное  пользование у физических лиц,  определяется исходя из стоимости  таких зданий и сооружений, указанной  в соответствующих

    Ставки  налога на недвижимость устанавливается:

  1. для организаций как правило налоговая ставка устанавливается  в размере 1 процента, за исключением случаев, когда законодателем предусмотрена ставка в размере 2 процентов.
  2. для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, жилищно-строительных, потребительских кооперативов, товариществ собственников, созданных для обслуживания жилых домов, в части, приходящейся на граждан – членов кооперативов, товариществ, – в размере 0,1 процента.

    Стоит отметить, что местные Советы депутатов  имеют право увеличивать либо уменьшать, но не более чем в два  раза ставки налога на недвижимость отдельным  категориям плательщиков.

    Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.

    В случае если местными Советами депутатов  было принято решение об увеличении либо уменьшении ставки по налогу на недвижимость, данное решение начинает действовать  с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.

    Следующим элементом является налоговый период по налогу на недвижимость, которым признается календарный год.

      Годовая сумма налога на недвижимость  исчисляется как произведение  налоговой базы и налоговой ставки.

    Исчисление  годовой суммы налога на недвижимость физическим лицам производится налоговым органом ежегодно на 1 января каждого налогового периода. Таким образом, налог на недвижимость можно назвать окладный, но лишь для физических лиц.

    В случае отчуждения физическим лицом  в течение календарного года здания или сооружения либо их части налог  на недвижимость исчисляется за период фактического нахождения здания или  сооружения (их части) в собственности  физического лица, включая месяц, в котором будет прекращено право собственности, до их отчуждения. Аналогичная ситуация при передачи физическим лицом здания или сооружения в аренду.

    Однако  следует отметить, что исчисление налога на недвижимость физическим лицам  по объектам, не завершенным строительством, начинается при условии готовности объекта 80 и более процентов.

    Если  здание или сооружение находятся  в общей долевой собственности  нескольких физических лиц, налог на недвижимость исчисляется каждому из этих лиц пропорционально их доле в этом здании или сооружении. В аналогичном порядке налог на недвижимость исчисляется, если здание или сооружение находятся в общей долевой собственности физических лиц и организаций.

    В случае если право собственности  на  здание или сооружение не зарегистрировано, налог на недвижимость исчисляется физическому лицу, в чьем владении, пользовании или собственности находится земельный участок, на котором расположены такое здание или сооружение.

    Физические  лица уплачивают налог на недвижимость на основании извещений налоговых  органов не позднее 15 ноября текущего года, которое  ежегодно вручается налоговым органом до 1 августа.

    Если  налоговым органом пропущен срок вручения извещения, то налог на недвижимость уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.

      Исчисление организациями налога  на недвижимость по зданиям  и сооружениям сверхнормативного незавершенного строительства начинается с 1 января отчетного года по истечении нормативного срока строительства, установленного проектной документацией.

    Организации не позднее 20 января отчетного года представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые  декларации (расчеты) по налогу на недвижимость.

    Уплата  налога на недвижимость производится организациями ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере одной  четвертой годовой суммы налога.

    2.1 Факультативные  элемента налога на недвижимость

    Факультативным  элементом налога на недвижимость являются льготы.

    Следует сказать, что  согласно ст.43 налогового кодекса Республики Беларусь, выделяют следующие виды льгот:

  1. освобождение от налога;
  2. налоговые вычеты;
  3. понижение по сравнению с обычными налоговыми ставками;

    Анализирую  данный перечень, представляется важным отметить, что для налога на недвижимость характерен только один вид льгот – освобождение от налога. Однако как нами ранее говорилось местные органы государственной власти имеют право снижать ставки по налогу, что говорит о еще одном виде льгот, предусмотренных законодательством.

    Таким образом, от налога на недвижимость освобождаются: (Ст. 186).

  1. здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами);
  2. здания и сооружения организаций общественного объединения «Белорусское общество инвалидов», общественного объединения «Белорусское общество глухих» и общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», а также обособленных подразделений этих организаций при условии, если численность инвалидов в указанных организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 процентов от списочной численности в среднем за период;
  3. здания и сооружения, используемые в предпринимательской деятельности республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта»;
  4. здания и сооружения, законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
  5. здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;
  6. здания и сооружения, признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками (владельцами) законодательства об охране историко-культурного наследия;
  7. автомобильные дороги общего пользования (включая земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожную одежду, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения), а также расположенные на них объекты дорожного сервиса;
  8. культовые здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством, в том числе в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование таких зданий и сооружений (их частей) иным религиозным организациям;
  9. здания и сооружения сельскохозяйственного назначения, используемые организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;
  10. здания и сооружения объектов войск стратегического назначения Российской Федерации, временно дислоцированных на территории Республики Беларусь;
  11. впервые введенные в действие здания и сооружения организаций в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию;
  12. здания и сооружения, относящиеся к объектам благоустройства городов, поселков городского типа и других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета;
  13. здания и сооружения Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
  14. объекты придорожного сервиса в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию;
  15. принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном жилом доме. При наличии у физического лица двух и более жилых помещений освобождению от налога на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по выбору физического лица на основании его письменного заявления, представляемого в налоговый орган по месту жительства, с указанием местонахождения всех принадлежащих физическому лицу жилых помещений в многоквартирных жилых домах. В случае непредставления физическим лицом такого заявления освобождению от налога на недвижимость подлежит одно жилое помещение, приобретенное (полученное) им в собственность ранее других жилых помещений;
  16. здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, принадлежащие:

Информация о работе Правовая конструкция налога на недвижимость