Этические проблемы экспериментов в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:04, реферат

Краткое описание

Возникнув на стыке двух наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Содержание

Введение 3
Этические проблемы 5
Социально-психологические теории личности 7
Социально-психологические проблемы эксперимента 9
Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история
развития 13
Заключение 18
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этические проблемы экспериментов в социальной психологии. рефеат.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           3

Этические проблемы         5

Социально-психологические теории личности     7

Социально-психологические проблемы эксперимента             9

Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история

           развития                             13

Заключение          18

Список использованной литературы      19

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникнув на стыке двух наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический аспект поскольку общественные закономерности проявляются через деятельность людей, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Для социальной психологии важно как установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух "родительских" дисциплинах: социологии и психологии. Трудность решения этой проблемы заключается в том, что понять ее специфику как предмета исследования в социальной психологии можно только в зависимости от понимания личности в какой-либо конкретной социологической или психологической концепции. Социологическое знание имеет дело преимущественно с анализом объективных закономерностей общественного развития, поэтому главный фокус интереса здесь – макроструктура общества, а личность рассматривается как представитель определённой социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли. В общей психологии не существует единой трактовки личности, различия связаны с представлениями о её структуре. При этом все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом. Т.е. прежде всего, в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). Социальная психология изучает закономерности, которым подчиняется поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу, проблемы социализации и социальной установки.

Многие мыслители с древних времен задумывались о роли человеческой жизни на земле, и будущее науки видели, прежде всего, в ответах на свои вопросы. Со временем учеными было обращено внимание и на этическую сторону научной деятельности. И основополагающей стала модель Гиппократа, в которой были описаны базовые принципы этики науки. Например, «не навреди».

Затем были созданы и другие модели, которые включали в себя правовые аспекты этики. Такие, как охрана человеческого достоинства, защита личной свободы, информированное согласие. Однако, никто не может избежать проблемы принятия необходимых и важных решений, когда они не будут совпадать с нормами этики. Дискуссии по данным вопросам уже давно присутствуют в науке. Но решения пока нет. Более того, в настоящее время создался целый комплекс социально-этических проблем, затрагивающих вопросы, связанные с различными биомедицинскими исследованиями. Вызывает противоречия вопрос рационального основания экспериментов над животными. Ведь именно на них апробировано большинство лекарств. А справедливости ради стоит сказать, что они такие же живые существа, как и человек. Но, наиболее остро стоят этические проблемы науки, связанные с применением достижений в области генетики человека. С помощью открытий генной инженерии в ближайшем будущем люди смогут приобрести ранее недоступные медикаменты, избавятся от неизлечимых наследственных болезней. Но, не менее важно и то, что есть и другая сторона генной инженерии и она представляет большую опасность для человека. Некомпетентность и небрежность в экспериментах могут привести к страшным последствиям, а еще большее зло генная инженерия принесет в руках злоумышленников. Опасность связана, в первую очередь, с тем, что экспериментальные организмы могут обмениваться генетической информацией с другими. И, таким образом, возможно создание совсем новых генетических качеств. Особая обеспокоенность ряда ученых связана с экспериментом по введению ракового вируса, который вызывает опухоли только у мышей и хомяков, а также бактерия кишечной палочки, находящаяся в кишечнике человека. В настоящий момент ни этот вирус, ни бактерия не являются угрозой для жизни человека и совершенно безвредны. Но, в будущем, все может измениться и повлечет за собой опасность для клеток организма человека. Получается, что биомедицинские исследования с одной стороны, направлены во благо, а с другой – несут зло и угрозу. Поэтому важно выработать более жесткий контроль за данными экспериментами. И речь идет не только о нравственной составляющей, но и правовой, регулирующей научную деятельность. Важным звеном в вопросах контроля за соблюдением этических принципов является Всемирная организация здравоохранения, Всемирная медицинская ассоциация и Совет международных медицинских научных организаций. Ими был создан перечень документов по вопросам медицинской этики. Кроме того, в этическом регулировании данных исследований ключевым стал вопрос сознательного согласия испытуемого. Но, несмотря на все это, проблема ответственности на сегодня имеет, конечно, широкое распространение. И здесь необходимо помнить, что незнание юридических норм не избавляет от ответственности, как правовой, так и нравственной. Таким образом, в науке и научных экспериментах существует множество социально-этических проблем. Их решение, безусловно, является очень важным вопросом современности. И необходимо понимать, что уже сегодня на нас оказывают влияние разработки и эксперименты ученых, и, если мы хотим, чтобы оно было положительным, нужно задуматься о том, что же для нас является неприемлемым .

 

Этические проблемы

 

Последним по порядку, но не по значению, является очень важный вопрос — этические проблемы, возникающие в ходе проведения социально-психологических исследований. Пытаясь создать реалистические ситуации в эксперименте, психологи зачастую сталкиваются с этическими дилеммами. С одной стороны, по очевидным научным причинам мы хотим, чтобы наши эксперименты как можно больше напоминали реальный мир и были бы как можно более логичными и хорошо контролируемыми. С другой стороны, мы не хотим причинять нашим испытуемым ненужный и необязательный стресс, дискомфорт или неприятные ощущения. Эти две цели часто вступают в противоречие, когда психолог организует и проводит эксперимент. Исследователей также беспокоит здоровье и благополучие людей, участвующих в экспериментах. Психологи постоянно открывают новую важную информацию о социальном поведении человека — о предрассудках, конформизме, агрессии, подчинении власти и так далее. Очень вероятно, что многие из этих открытий по самой своей природе вызовут дискомфорт у участников эксперимента. Таким образом, для хорошей науки требуется то, что противоречит этике. Эту дилемму нельзя разрешить, делая благочестивые заявления о том, что никакой участник никогда не испытывает никакого дискомфорта в эксперименте, или утверждая, что в науке все справедливо, и вслепую двигаться вперед. Очевидно, нужна какая-то золотая середина. Согласие на основе полной информации (informed consent) — процедура, при которой характер эксперимента объясняется участникам до его начала и получено их согласие на участие в эксперименте. Дилемма была бы менее проблематичной, если бы исследователи могли получить у людей согласие на основе полной информации (informed consent) до того, как те примут участие в эксперименте. Согласие на основе полной информации — это процедура, при которой исследователь объясняет участникам характер эксперимента еще до того, как он начнется, и просит их согласия на участие. Если экспериментатор полностью описывает участникам характер предстоящего эксперимента и спрашивает, желают ли они в нем участвовать, тогда этическая проблема разрешена. Во многих экспериментах по социальной психологии этот тип описания вполне осуществим и, соответственно, применяется исследователями. В экспериментах другого рода это, однако, невозможно. Предположим, Латанэ и Дарли скажут участникам своего эксперимента, что они собираются инсценировать эпилептический припадок и что это будет не настоящая чрезвычайная ситуация. Как мы видели раньше, подобная процедура резко понизит валидность результатов. В эксперименте такого рода существенно, чтобы участник думал о событиях, как будто они — реальны; это называется обманный эксперимент. Обман (deception) в социально-психологическом исследовании состоит в том, что участников эксперимента вводят в заблуждение относительно настоящей цели исследования или событий, обнаруживающихся в процессе их проведения. (Важно отметить, что отнюдь не все исследования в социальной психологии включают обман.)

Обман (deception) — процедура, при которой участников вводят в заблуждение относительно истинной цели исследования или событий, происходящих во время эксперимента. С течением времени был разработан ряд принципов, касающихся этих дилемм и этики эксперимента, — они обеспечивали соблюдение безопасности и достоинства участников. Например, Американская психологическая ассоциация опубликовала список этических принципов, которые должны лежать в основе всех исследований в психологии; эти этические принципы суммированы нами в табл. 2.3. Кроме того, все исследования, которые проводят психологи, должен рассматривать наблюдательный совет института или комиссия по этике. Любой аспект экспериментальной процедуры, который, как покажется комитету, вызовет стресс или расстроит участников, следует изменить или убрать до проведения исследования. Когда применяется обман, то обязательно должно быть проведено интервью после эксперимента, которое называется отчетной сессией, оно имеет важное значение и обязательно проводится.

Отчет (debriefing) — процесс объяснения участникам в конце эксперимента цели исследования и всего, что происходило.

Отчет (debriefing) после эксперимента — это процесс объяснения участникам в конце эксперимента его цели и обнаруженных явлений. Если кто-либо из участников испытывал дискомфорт, исследователи должны попытаться снять это ощущение или облегчить его. Наконец, отчет дает возможность проинформировать участников о целях и задачах исследования, тем самым выполняя важную педагогическую функцию. Самые лучшие исследователи подробно расспрашивают участников и слушают, что они им скажут, независимо от того, использовался ли обман в эксперименте или нет. (Детальное описание того, как надо проводить отчеты, есть в работе: Aronson, Ellsworth, Carlsmith & Gonzales, 1990.) Процедуры, защищающие участников в психологическом исследовании (Адаптировано из: Ethical principles of psychologists in the conduct of research, American Psychological Association, 1992)

 

 

 

 

Социально-психологические теории личности

 

Теоретической основой социально-психологических воззрений З. Фрейда было его убеждение в том, что человек (личность) и общество всегда находятся в состоянии конфронтации и враждебности. Причина этой конфронтации кроется в плохо управляемых влечениях Ид, которые никак не согласуются с условиями физической реальности и социальной действительности. Эго и Супер Эго призваны лишь как-то примирить эти влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму.

Одним из категориальных социально-психологических понятий у Фрейда является понятие Супер Эго, Это то, что составляет личностное содержание психики человека, поскольку оно включает в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, и идеальное Я как образ, к которому надо стремиться. Важная роль Супер Эго у Фрейда определяется тем, что именно типом этого качества психики человека детерминируется характер общества. Если в нем преобладают люди с сильным, жестким Супер Эго, то само общество становится авторитарным.

К. Юнг выдвигает идею коллективного бессознательного, содержание которого составляют, по Юнгу, общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, - это, прежде всего, существо архетипное.

Представитель бихевиоризма Б. Скиннер, утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, которые подкрепляются, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности — доброту или честность, агрессивность или альтруизм.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли, его поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Люди часто ведут себя, не осознавая последствий своего поведения, поскольку выученные ими социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают.

А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом», и что смысл развития человека заключается в актуализации этой природы. Иными словами, в нее изначально включены не только биологические свойства, но и те социальные свойства и потребности, например, система ценностей, которые обычно связываются с понятием «личность». Само актуализация обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому общество, социальные условия играют в этом процессе весьма ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту». Поскольку Маслоу допускал, что сама способность к само актуализации может быть «генетически обусловленной», то отсюда логично делался вывод, что к само актуализации способны лишь некоторые люди, а основная масса общества оказывается жертвой психопатологии, возникшей как результат «фрустрации или искажения основной природы человека». Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Т. Парсонс считал, что каждая роль описывается 5-ю основными характеристиками: эмоциональной (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности); способом получения (одни предписываются, другие завоёвываются); масштабом (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта); нормализацией (действие в строго установленных правилах, либо произвольно); мотивацией (на личную прибыль, на общее благо). Социальную роль можно рассматривать в 2-х аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения, но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: описание типа поведения, соответствующего данной роли; предписание (требования), связанные с данным поведением; оценка выполнения предписанной роли; санкции - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными (реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение) или юридическими, политическими, экологическими.

Информация о работе Этические проблемы экспериментов в социальной психологии