Этические проблемы экспериментов в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:04, реферат

Краткое описание

Возникнув на стыке двух наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Содержание

Введение 3
Этические проблемы 5
Социально-психологические теории личности 7
Социально-психологические проблемы эксперимента 9
Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история
развития 13
Заключение 18
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Этические проблемы экспериментов в социальной психологии. рефеат.docx

— 43.36 Кб (Скачать файл)

Главное понятие когнитивной теории личности - «конструкт». Конструкт — это своеобразный классификатор, шаблон нашего восприятия других людей и себя. Конструкты, которые лежат в основе межличностных отношений, называются личностными конструктами. Личностные процессы психологически канализированы так, чтобы обеспечить человеку максимальный прогноз событий. С т.з. Дж Келли каждый человек строит и проверяет гипотезы, пользуясь соответствующими «конструктами». Каждый из них имеет два полюса. Человек выбирает произвольно тот полюс конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее — субординатными. Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Конструктная система не является статической, а постоянно изменяется под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, количество которых сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч. Таким образом, по когнитивной теории личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в данном подходе рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. Личность в транзакционном анализе Э. Берна рассматривается как совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образцах поведения. С помощью структур, анализа автор выделяет три основные Эго-состояния. «Родитель» – состояние, копируемое с подлинных родителей или иных авторитетных в детстве личностей. Кроме модели-роли родителя, оно содержит много др. стереотипов и автоматизированных форм поведения, отражая традиции, ценности, нормы и правила. «Родитель» олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритически, на протяжении жизни), а также покровительства и заботы. «Ребенок» – часть личности, сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это состояние может быть в двух формах: как естественный «Ребенок», являющийся источником интуиции, творчества , спонтанных побуждений и радости; как приспособившийся зависимый «Ребенок», который меняет поведение под влиянием «Родителя» (может быть послушным или, наоборот, капризным). «Взрослый» – состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются трезвость, независимость и компетентность. «Взрослый» контролирует действия «Родителя» и «Ребенка», являясь посредником между ними. В различных жизненных ситуациях, прежде всего в процессе общения с др. людьми, личность находится, как правило, в одном из трех Эго-состояний, которое в данный момент активизировано.

 

Социально-психологические проблемы эксперимента

 

«Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

Выделяют главным образом три вида экспериментов:

Лабораторный эксперимент

Полевой, или естественный эксперимент

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент» [7]

Цель исследования: анализ социально-психологических аспектов эксперимента;

Задачи исследования:

1) Охарактеризовать сущность понятия эксперимента в психологии;

2) Анализировать социально-психологические аспекты эксперимента;

3) Сделать выводы по изученному материалу.

Объект исследования: эксперимент в психологии;

Предмет исследования: аспекты психологического эксперимента;

Гипотеза исследования: социально-психологические аспекты эксперимента способствуют развитию исследований в психологии, таким образом, научная сторона тоже совершенствуется.

В общей характеристике эксперимента психологии можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

    • Возможность выбрать момент начала события. Возможность в любое время вызвать интересующие процессы.
    • Повторяемость изучаемого события. Возможность организации повторяемости изучаемого процесса.
    • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными. Экспериментатор всегда может добиться изменения результатов, меняя параметры.
    • Возражения против эксперимента:
    • Считается, что эксперимент – очень механическая вещь.
    • В эксперименте можно исследовать только простейшие процессы.
    • В эксперименте присутствует лабораторный эффект (человек в эксперименте ведет себя не так как в жизни).

Роберт Вудвортс, опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии, определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной. В эксперименте должна быть только одна независимая переменная.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом, окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Выделяют следующие этапы проведения эксперимента:

    • Планирование эксперимента, подготовка опыта (создание и апробация измерительной аппаратуры, оборудование места).
    • Инструкция. Должна вырабатывать у испытуемых хорошее отношение к исследованию, мотивировать их на участие в эксперименте. В то же время она не должна говорить точно о тех факторах, которые будут исследоваться.
    • Фаза стимуляции. Влияние независимых переменных.
    • Стадия регистрации данных. Создается матрица сырых данных. Если в эксперименте используется наблюдение, важно чтобы наблюдателей было больше. Автор эксперимента обычно в регистрации данных не участвует.
    • Табулирование первичных данных.

Классификация экспериментов:

    1. Констатирующий (пилотажный) эксперимент. Цель – уточнение, проверка предварительно не оформившихся гипотез. Берется маленькая группа, и на этой группе пробуем свою идею (действует она или нет).
    2. Причинно-следственный эксперимент. Цель – установление и открытие причинно-следственных связей между независимой и зависимой переменными.
    3. Критический эксперимент. Проводится в случае, если получили столкновение результатов. Цель – установить какие факторы вызывают появление сталкивающих результатов. Найти, где произошла ошибка. Выбирается явление, которое противоречит психологической данности и анализируется, почему это так. Цель – выявить факторы, которые дополнительно влияют на независимую переменную.
    4. Психометрический (тестовый) эксперимент. Это методы, использующие шкалирование или измерение.
    5. В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
      • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
      • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
      • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Методы контроля:

  • Метод исключения (если известен определенный признак – дополнительная переменная, то его можно исключить). / Исключение людей, любящих вино.
  • Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя). / Нельзя было избежать воздействия 1-ой и 2-ой рюмки.
  • Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т.п. / Выявление профессионального выгорания – проверяются влияющие факторы в разных профессиях.»

 

«Возможность наблюдения и измерения переменных есть условие применения экспериментального метода. Наблюдение не означает в данном случае применимость именно метода психологического наблюдения. Речь идет о возможности фиксации или регистрации каких-то показателей в качестве психологических переменных. Переменная может быть представлена в показателях времени реакции испытуемого, измеренного с помощью секундомера. Это может быть полученная на основе методик психологического наблюдения частота встречаемости тех или иных изменений в поведении испытуемых. Определение переменной в самом общем значении этого слова может звучать следующим образом: переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены. Проблема измерения переменных с целью построения психологических шкал является предметом другого раздела экспериментальной психологии – психологического шкалирования. Для введения в нормативы экспериментального метода достаточно указать основные виды переменных как уже измеренные, а точнее – методически представленные, и учитывать их роль с точки зрения места в организации эксперимента (роли управления переменными и фиксации результатов с точки зрения установления каузальной зависимости).» Таким образом, метод эксперимента является  одним из эффективных способов исследования в экспериментальной психологии.

 

Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история развития

 

«Основоположником изучения социально-психологических аспектов эксперимента стал С. Розенцвейг. В 1933 году он опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1.Ошибки "отношения к наблюдаемому". Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2.Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями эксперимента, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3.Ошибки  личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

В настоящее время эти источники артефактов не относятся к социально-психологическим (кроме социально-психологической мотивации).

Испытуемый может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо по принуждению.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных - "эффект плацебо", "эффект Хотторна", "эффект аудитории".

Эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект Хотторна проявился при проведении социальнопсихологических исследований на фабриках. Привлечение к участию в эксперименте, который проводили психологи, расценивалось испытуемым как проявление внимания к нему лично. Участники исследования вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы. Эффект Хотторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезу исследования или дать ложную ("ортогональную"), а также знакомить с инструкциями как можно более безразличным тоном.

Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Г, Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах,  показываемых на публике и на тренировке.  Зайонц обнаружил, что во время обучения присутствие зрителей смущает  испытуемых  и снижает их результативные показатели.  Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается. После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:

1) Влияние  оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем этот эффект существеннее.

2) Влияние  тем больше, чем труднее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные  способности более подвержены  воздействию (в сторону снижения  эффективности). Наоборот, старые, простые, перцептивные и сенсомоторные  навыки легче проявляются, продуктивность их реализации в присутствии значимого другого наблюдателя повышается.

Информация о работе Этические проблемы экспериментов в социальной психологии