Шпаргалка по "Физкультура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:53, шпаргалка

Краткое описание

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. целью физической культуре является формирование основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: укрепление здоровья, развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

1 Физкультура понятие и общая хар-ка.

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.  Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. целью физической культуре является формирование основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:  укрепление здоровья, развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

ФК – базовая – включена в систему образования, профессионально прикладная- решение задач повышение професс навыков., лфк, рекреационная, ребелитационно-когерирующая-направлена на востановление организма человека в связи с временной болезнью

 

2 Роль физ культ в  развитии общества. целью физической культуры является формирование основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья, развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

ФК – базовая – включена в систему образования, профессионально прикладная- решение задач повышение професс навыков., лфк, рекреационная, ребелитационно-когерирующая-направлена на востановление организма человека в связи с временной болезнью

 

3 Функции физ культ. Социальные функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Общее развитие и укрепление организма. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях. образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования; прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры; спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека; рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

 

4. Физ культ как предмет  в вузе вузовская физкульт, играет роль в подготовке спец, представляет для студента особую ценность, восполнить которую в послед годы в полной мере невозможно. соц значим – цели, нормы, правила регламент образов-воспит практику по формиров личности, облад развитым уровнем физкульт необходим для повышения соц ролей, здоров жизнидеятельн. Профессионально значимые – совокупность идей, норм, знаний, умений развитие качеств , использование которых окультуривает, создает предпосылки успешной адаптации, выполнения ее без моральных и психических издержек. Индивидуально-личностный – отражает целенаправл и мотивац направленность на ее физ совершенствован, развитие самопознания, соц-психол свойств и качеств, обретение чувства идентичности, проявление коммуникативных способностей.

 

5. Физическое развитие процесс изменения естественных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Большое значение играет окружающая географическая среда в которой в результате эволюции формировался тот или иной субъект (человек). Например, как показывает практика (наиболее показателная — спортивная), люди с происхождением в местах земли тропических и субтропических (жарких)(в основном с тёмной пигментацией кожи) наиболее приспособлены к выполнению высоких скоростных, силовых нагрузок (например, в лёгкой атлетике: спринт и стайерские (марафон) дистанции). Люди средней и северной части — способны достигают высоких результатов во всех видах спорта, где запас адреналина в крови меньше, чем у людей с тёмной кожей. Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. 0-4 развивается гибкость, 7-8 скоростные качества, 12-14 скорочтные качества+выносливость, 14-сила.

 

6. Физическая подготовленность – конечные результаты овладения определенными двигательными навыками и повышения уровня работоспособности организма, необходимые для освоения или выполнения человеком целевых видов деятельности. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т. п. Общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются физические качества: ловкость, скорость, выносливость, сила и др. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

 

7.Физ тренировка(понятие,цель,задачи,принципы)

«Тренировка» -определение всякой организованной подготовки, целеустремленно направленной на быстрое повышение физической, психической, умственной или моторно-технической работоспособности человека.

Спортивная тренировка — это управляемый по научным, в особенности педагогическим, принципам процесс спортивного совершенствования, цель которого (процесса) — через планомерное и систематическое воздействие на возможности и подготовленность спортсмена привести его к высоким и рекордным результатам в каком-либо виде спорта или его разновидности.

Цель подготовка спортсменов к наивысшим спортивным достижениям.

Основные задачи: 1. Физическая подготовка. Главное содержание физической подготовки заключается в развитии физических способностей, особенно выносливости, силы, быстроты и гибкости. 2. Спортивно-техническая и тактическая подготовка. Рациональная техника обеспечивает экономное и оптимальное использование физических способностей. 3. Интеллектуальная подготовка. Спортсмен должен быть в высокой степени самостоятельным в тренировке, уметь в состязаниях при постоянно повышающихся уровне и плотности результатов творчески реализовать тактические концепции. 4. Воспитание. Главная задача воспитания заключается в развитии социалистического сознания у спортсмена.

Принципы: -Принцип сознательности и активности -Принцип систематичности и последовательности Принцип постепенного увеличения нагрузки Принцип индивидуализации Принцип комплексности воздействия Принцип обратимости тренировочных эффектов-эффекты постепенно уменьшаются по мере снижения тренировочных нагрузок или полностью исчезают при полном прекращении тренировки (эффект детренировки).

 

8. Физ нагрузка

Повышение функциональных возможностей организма, то есть тренировочные эффекты, возникают только при условии, если тренирующие нагрузки достигают или превышают пороговую величину.

Нагрузку, следует хар-ать: как величину выполненной внешней работы и как реакцию данного организма на выполненную работу.

1. Величина выполненной человеком  внешней работы определяется  ее интенсивностью, длительностью  и частотой, которые в совокупности  характеризуют объем нагрузки.

Нагрузка может быть выражена в физических единицах: массе отягощений, скорости передвижения, частоте подходов, времени выполнения упражнения, мощности работы

2. Нагрузка как реакция организма  на выполненную работу отражает  ту «цену», которую организм «платит» за выполненную физическую нагрузку. Такой вид нагрузки называют физиологической нагрузкой и оценивают по изменениям показателей функций организма.

Нагрузка как реакция организма на выполненную работу зависит не только от физических характеристик, но и, еще от двух факторов: интервалов отдыха между повторными занятиями и текущего состояния организма. Чем короче период отдыха, тем при прочих равных условиях повторную работу выполнять труднее. Чем выше работоспособность организма, тем легче для него выполнить данную работу.

Зоны физ нагрузок 1 малая 120 уд/мин, 2 умеренная (средняя) 130-140 уд 3 зона большой нагр 140-180 4 зона мах нагрузки от 180 (220 - возраст)

 

9.Правила контроля и  дозирования физ нагрузки.

Существует несколько способов регламентации нагрузок:

1) по величине физиологических  параметров (ЧСС, ЧД);

2) по субъективным ощущениям (степень утомления и восстановления после физических нагрузок, вн вид. потоотделение, цвет кожи, координация, боль, самочувствие).

Дозированиее физ подгот, пол, возраст, сост здоровья., задачи тренировки

10.Физ качества(общ хар-ка)

Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слаботью, подвижностью-инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей особенностей. Выигрывая в проявлении одних двигатель качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные.

Чем большее число анатомо-физологических и психических факторов обуславливает: явление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость прыгучесть, не являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия.

 

11.Физ кач-во-сила(понятие, осн методики развития)

Под силой следует понимать способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. Ср-ми воспитания силы явл гимнастические упражнения с отягощением, (тела – отжим, подтяг наклоны или присед, ), разнообр прыжки, спец силовые упр с малым отягощением гантели, эспандеры) и с большим отягощ (гири штанги)

Метод развития метод максимальных усилий, метод повторных усилий, метод динамических усилий – малое отягощение, быстрый темп, изометрический (статический метод) – напрж продолжит 4-6 сек

 

12.Физ кач-во-быстрота(понятие, осн методики развития)

Быстрота – выполнение действия с максимальным результатом за минимальное время.

Ср-ва воспитания –физ упр, выполняемые с мах скоростью,скоростно-силовые упр(прыжки, метания), подвижные и спортивные игры

методы: повторное вып упр в максимально быстром темпе в обычных условиях, повт выр упр в макс быстрм темпе в затрудненных усл

Упр выполнять до тех пор пока скорость не начнет снижаться

13.Физ кач-во-выносливость(понятие, осн методики развития)

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике, под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки и способность организма противостоять утомлению.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

-в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

-в скорости снижения  работоспособности при наступлении  утомления.

Выносливость: общая (способ эфф вып любую раб преодолевая утомл) и специальную (спос вып спецефич работу)

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений специальнуювыносливость paзличают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течении определённого времени.

Под скоростной выносливостью понимают способность к поддержанию предельной и околопредельной интенсивности движений (70-90% max) в течение длительного времени без снижения эффективности профессиональных действий.

Координационная выносливость характеризуется способностью выполнять продолжительное время сложные по координационной структуре упражнения.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультура"