Шпаргалка по "Физкультура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:53, шпаргалка

Краткое описание

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. целью физической культуре является формирование основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: укрепление здоровья, развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Выбор количества занятий в неделю зависит в значительной степени от цели самостоятельных занятий. Для поддержания физического состояния на достигнутом уровне достаточно заниматься два раза в неделю; для его повышения - не менее трех раз, а для достижения заметных спортивных результатов - 4-5 раз в неделю и более. Тренироваться надо через 2-3 часа после приема пищи. Не рекомендуется тренироваться утром натощак сразу после сна, а также поздно вечером.

Тренировочные занятия, как правило, носят комплексный характер, т.е. должны способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма. Специализированный характер занятий требует более индивидуального подхода и предварительной подготовки, т.е. специального отбора тренировочных средств, нагрузок, места и времени занятий, консультаций со специалистами.

Самостоятельные тренировочные занятия проводятся по общепринятой структуре: подготовительная (разминка), основная и заключительная части.

 

19 Воздействие физических  упражнений на организм человека

Наиболее  общая  реакция  -  это  повышение общего тонуса, то есть улучшение жизнедеятельности организма, которое, в конечном  счете,  и  определяет  степень  его  сопротивляемости  всевозможным  болезненным или  предболезненным  состояниям.  Физические  упражнения  не только  поддерживают необходимый жизненный  уровень организма, но, в значительной мере, совершенствуют все функции организма, развивают физические качества человека.  Физические  упражнения комплексно действуют на организм всесторонне. 

Так,  под влиянием физических упражнений происходят значительные  изменения в  мышцах.  Если  мышцы  обречены  на  покой,  они  начинают  слабеть ,  становятся  дряблыми,  уменьшаются  в  объеме.  Систематические  занятия  физическими  упражнениями

способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения длины, а за счет утолщения мышечных волокон. В свою очередь слабая мышечная система способствует нарушению осанки, приводит к потере гибкости в суставах верхних и нижних конечностей. Ограничение подвижности, горбящаяся, сутулая фигура - явление  частое.  Это  результат  потери  растяжимости  отдельных  мышечных  групп.  Под влиянием физических упражнений мышцы не только растягиваются, но становятся более твердыми, кровоснабжение и питание мышц улучшается. При выполнении физических  упражнений  резко  возрастает  потребность  в  кислороде,  поэтому  чем  активнее функционирует  мышечная  система,  тем  энергичнее  работают  легкие  и  сердце.  Улучшаются  показатели  частоты  сердечных  сокращений  (ЧСС).  Необходимо  помнить,  что после  занятий  ЧСС  не должна  превышать  100-120  уд/мин.  Под  влиянием  физических упражнений  увеличивается  жизненная  емкость  легких (ЖЕЛ),  становятся  более  эластичные  реберные  хрящи,  укрепляются  дыхательные  мышцы,  усиливается  их  тонус.

Физические  упражнения  оказывают  на  все  обменные  процессы,  усиливают  функции кровеносной  и  лимфатической  систем,  а  особенно  положительно  влияют  на  психику человека. Они повышают тонус нервной системы, стимулируют работу желез внутренней секреции, улучшаются обменные процессы. Специальными исследованиями установлено, что систематические занятия оздоровительной  физкультурой  способствуют  повышению  уровня  выделяемых  важнейших гормонов  даже  у  лиц  старшего  возраста  и,  что  особенно  важно,  физические  нагрузки активизируют реакцию коры и мозгового слоя надпочечников, щитовидной и поджелудочной  железы,  участвующих  в  регуляции  белкового,  углеводного,  жирового  и  минерального обмена веществ в организме.

Роль физических упражнений не ограничивается только благотворным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физическими упражнениями,  показывают,  что  систематическая  мышечная  деятельность  повышает

психическую, умственную деятельность и эмоциональную устойчивость организма при длительной  напряженной  умственной  или  физической  работе.  Человек,  ведущий  подвижный  образ  жизни,  может  выполнить  значительно,  большую  работу,  чем  человек,

ведущий малоподвижный образ жизни.  

 

20 Профессионально-прикладная  физическая подготовка (ППФП) -одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Цель - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. ППФП решает следующие задачи: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда, рациональная организация труда и использование средств для активного отдыха, предупреждение (коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов деятельности.

Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионального требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

В программах средних специальных учебных заведений ППФП обязательна. Ее содержание зависит от профиля учебного заведения. Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в полевых условиях - занятие туризмом для таких специальностей будет подготовкой к профессиональной деятельности.

Специалистам «водных» профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо умение плавать, грести, спасать тонущего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии. Автоматизация производства снижает долю физического труда. Возрастают нагрузка на сенсорную (чувствительную) сферу, эмоциональная нагрузка, повышаются требования к психической устойчивости. Здесь так же может помочь ППФП, так как хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.

 

21. Лечебная физическая культура (цель и задачи)

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки.. Цель ЛФК - укрепление и повышение сопротивляемости организма к рецидивам болезни, а также к последующим заболеваниям и их осложнениям. Основными задачами лечебной физкультуры являются: восстановление функций пораженных органов и систем; предупреждение прогрессирования заболеваний и ликвидация функциональных расстройств организма, связанных с обездвиживанием; активизация деятельности сердечно-сосудистой системы и улучшение кровоснабжения органов и тканей; стимуляция дыхания, обменных процессов и повышение общего тонуса организма.

По направленности выделяют:

- специальные задачи, характерные  только для данной формы патологии, и сочетания морфофункциональных изменений;

- общие задачи, связанные с изменениями  защитных сил, реактивности, роста  и развития пациента, эмоциональной сферы и т.д., встречающимися, как правило, при многих заболеваниях.

Общие задачи ЛФК. Общетонизирующее воздействие: стимуляция обменных процессов, повышение нервно-психического тонуса, восстановление и повышение толерантности к мышечной работе; профилактическое воздействие: улучшение функции внешнего дыхания, овладение методикой управления дыханием, уменьшение интоксикации, стимуляция иммунных процессов, повышение защитной функции дыхательных путей; патогенетическое (лечебное) воздействие: коррекция «механики» дыхания, ускорение рассасывания при воспалительных процессах, улучшение бронхиальной проходимости, снятие или уменьшение бронхоспазма, регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов.

 

22. Медицинский контроль  в процессе занятий физическими упражнениями

Врачебный контроль включает в себя текущий и оперативный контроль. Первичный медицинский осмотр при поступлении в вуз, повторные осмотры на каждом курсе являются текущим контролем. Осмотры после перенесенных заболеваний, врачебно-педагогический контроль, контроль перед и на соревнованиях- оперативный контроль. Кроме того, необходим постоянный самоконтроль и взаимоконтроль, особенно при выборе трудно дозируемых средств физической культуры, каковыми являются спортивные и подвижные игры.

При поступлении в вуз студенты проходят медицинский осмотр, на котором оределяются их физические и функциональные возможности, на основании которых делается заключение о медицинской группе для занятий физическим воспитанием. В зависимости от группы подбираются формы и структура занятий, поэтому первый медицинский осмотр включает в себя следующие разделы:

1.оценку общего состояния здоровья  на основании анализа данных  всех специалистов, участвующих  в обследовании;

2.оценку физического развития  на основании данных сомато-скопии, антропометрии, методов стандартов, корреляции и индексов;

3.оценку ответных реакций организма  на функциональные пробы.

Распределение студентов для практических занятий физическим воспитанием:

1.Основная - лица без отклонений  в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом развитии и физической подготовленности. Занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме; сдача контрольных норм, занятия в одной из спортивных секций; участие в соревнованиях.

2.Подготовительная - лица без отклонений  в состоянии, а также имеющие  незначительные отклонения в  состоянии здоровья, с недостаточным  физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью. Занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований

3.Специальная - лица, имеющие отклонения  в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующего ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы. Занятия по специальным учебным программам.

 

23. Средства восстановления  физической работоспособности

Педагогические средства восстановления:  
К педагогическим средствам относят целесообразное построение тренировочного процесса, рациональное чередование нагрузок разной направленности и отдыха, оптимальное соотношение средств общей и специальной подготовки, объема и интенсивности упражнений, своевременное использование восстановительных и «контрастных» циклов тренировки, упражнений на расслабление, дыхательных упражнений.

Педагогические средства - основные, так как без них не имеет смысла применение специальных средств ускорения восстановления. 

 

Психологические средства восстановления:

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно - психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований.  

 

Гигиенические средства восстановления:

К ним относятся: массаж, сауна, парная баня, контрастный душ и т.д. 

 

Физио и гидротеропевтические средства восстановления:

физиотерапия, гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, аэроионизация и т.д. 

 

Медико-биологические средства восстановления: фармокологическая поддержка организма, витаминизация, восстановительные компрессы и т.д.  1. Массаж - 1-2 раза в неделю.

2. Сауна ил баня - 1 раз в неделю (в конце недели, после игры).

3. Правильное питание.

4. Регулярная витаминизация, особенно  в зимний период.

5. Полноценный сон и активный  отдых. 

 

 

 

28 физическая нагрузка  с учетом возрастных особенностей организма человека

 

В тех случаях, когда с детьми не проводились систематически специальные занятия и они не умеют выполнять простые задания, с ними проводят упражнения и подвижные игры, предназначенные для детей более младшего возраста. В старших группах детского сада может проводиться обучение подготовленных детей плаванию, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, езде на велосипеде. При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста (7-12 лет) учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечнососудистую систему и дыхание.

Сроки начала тренировочных занятий детей и подростков по разным видам спорта различны. В школьно-подростковом возрасте (12-15 лет) ограничивают применение упражнений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задерживать рост костей в длину. В этот возрастной период, не исключая необходимости дальнейшей всесторонней физической подготовки, можно начинать занятия по таким специальным видам спорта, как велосипед, тяжелая атлетика, бокс, стрельба стендовая.

При организации двигательной активности в период раннего детства (до 3-летнего возраста) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозирования физических нагрузок. Одной из важных особенностей детей раннего возраста является высокая чувствительность их организма к влияниям окружающей среды -- как положительным, так и отрицательным.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультура"