Функции управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Цель данной работы состоит в анализе функций управления качеством.
Задачами данной работы выступают следующие:
1. Определить роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности предприятия или бизнеса;
2. Выявить функции управления качеством;
3. Исследовать классификацию функций качества продукции.

Содержание

Введение 3
1. Роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности предприятия или бизнеса 5
2. Механизмы управления качеством 11
3. Функции управления качеством 13
4. Классификация функций управления 15
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Управление_качеством.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«Московский государственный  машиностроительный ниверситет (МАМИ)»

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

РЕФЕРАТ по дисциплине

 

«Управление качеством»

 

Тема: «Функции управления качеством»

 

 

 

 

 

 

Студент группы №       Агаджанова К.А.

 

 

Преподаватель           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях рыночной экономики  в России большое внимание уделяется  проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных  исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Качество является первоочередной задачей один в условиях рыночной экономики, где произошли подлинные революции в этой области. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские предприятия пока еще  имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению  эффективности производства, приводя  к снижению затрат и повышению  доли рынка.

Вопросам управления качеством  посвящено много исследований ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Научный интерес к проблеме качества заставляет обратиться к анализу  накопленного теоретического материала.

Большой вклад в разработку применяемых  в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные  ученые А.М. Длин, В.С. Мхитарян, В.И. Сиськов, зарубежные ученые Б. Бергман, Л. Ноулер, А. Фейгенбаум.

Понятие качества продукта с позиций  его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскому ученому Дж. Ван Этингеру. Им разработана специальная область науки квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества.

Источником и общего менеджмента , и менеджмента качества является система Ф.У. Тейлора, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие  измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для «бракоделов», форм и методов воздействия на качество продукции.

Цель данной работы состоит в  анализе функций управления качеством.

Задачами данной работы выступают  следующие:

1. Определить роль системы менеджмента  качества в повышении конкурентоспособности  предприятия или бизнеса;

2. Выявить функции управления  качеством;

3. Исследовать классификацию функций  качества продукции.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль системы менеджмента качества  в повышении конкурентоспособности  предприятия или бизнеса

Слово «качество» широко используется в быту, деловом общении, в прикладных и теоретических научных работах. Интуитивно смысл употребления этого слова понятен любому грамотному человеку. Но тем не менее использование термина «качество» в управлении предприятием требует его обсуждения. Отметим некоторые точки зрения на понимание этого термина зарубежными и российскими авторами.

Как философская категория “качество” есть выражение определенности объекта. “Качество  есть в первую очередь  тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает  быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество”. Без определенности нет и содержания. Благодаря качеству объект через свое индивидуальное содержание приобретает определенность и устойчивость.

В философской науке категория  “качество” раскрывается через категорию “свойство”. Каждый объект обладает многообразием свойств, которые обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон объектов в их отношениях с другими объектами. Совокупность свойств объекта составляет его качество. Качество – это такая определенность объекта (предмета, явления, процесса), которая характеризует его как данный объект, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. Под качеством понимается целостная, интегральная характеристика объекта (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими объектами.

Между категориями “качество” и  “свойство” есть определенное генетическое единство, которое в свое время  было подчеркнуто Гегелем: “Качество  есть свойство прежде всего лишь в том смысле, что оно в некотором внешнем соотношении показывает себя имманентным определением”.

Таким образом, с философских позиций  качество отражает устойчивое взаимоотношение  составных элементов объекта, которое  характеризует его специфику, и  обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода “пучком свойств”, а обладает ими. Категория качества объекта выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов или сходство с ними.

Очень важно отметить многослойность понятия качества. В исследовательских  целях возможна многовариантность  значений понятия качества, которые не всегда сводятся к понятию свойства. У одного и того же качества могут быть качественно определенные состояния, качественно определенные стадии и этапы развития и т.п. Однако все эти качественные характеристики действуют в пределах сохраняемости коренного качества целостного объекта (явления), в пределах действия его основного структурного закона. “Определение качества как специфического единства явления всегда будет главным, более того – единственным”, - отмечает В. П. Кузьмин, поясняя далее - “В отличие от него все другие объективно существующие качественные моменты, выделяемые в процессе познания в самостоятельные объекты рассмотрения, должны быть оговариваемы как качества-свойства, качества состояния, качества-стадии и т.п., т.е. каждый раз с обязательным определением их места и значения в системе рассматриваемого целостного явления. Качество есть объективная, существенная, внутренняя определенность целостных предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем и комплексных систем. Частными качественными показателями этих предметов, явлений, систем являются их свойства, особые состояния, стадии, этапы и фазы развития. Все они имеют свои специфические меры”.

В философском понимании качество объекта – это его существенная определенность, видовое отличие, то, что делает этот объект именно таким, а не другим. Именно в этом смысле качество соотносится с количеством. Как философская категория качество нейтрально в ценностном отношении, то есть не несет ценностной нагрузки. В прикладных же научных исследованиях интерпретация качества имеет оценочный характер - надлежащее или ненадлежащее качество, высокое или невысокое качество, соответствующее или несоответствующее определенным критериям (стандартам). Как образно подметил В. И. Паниото, очень часто качество в прикладных науках понимается как “хорошесть” некоторого объекта. Вместе с тем, философская и прикладная интерпретации качества хотя и отличаются, но не противоречат друг другу. Прикладная интерпретация качества базируется на философском понимании качества. Использование прикладными науками оценочно окрашенного понимания качества не случайно, ибо одной из важнейших задач этих наук является выработка научно обоснованных методологических и методических основ оценки качества тех или иных объектов.

Как это будет показано в последующем, оценочный характер будет иметь  интерпретация категории “качество” и в экономико-управленческих исследованиях.

Во многом благодаря многомерности  и многоаспектности категории “качество” представление о ее содержании менялось на различных этапах развития научной мысли.

В обобщенном виде исследователями  выделяются следующие методологические подходы к пониманию качества, применявшиеся в различные эпохи  научного познания:

  • субстратное, характерное для древних культур, сводимое к характеристике основных космических стихий – “стихий бытия” (огонь, вода, земля, воздух и т.п.);
  • предметное, обусловленное влиянием производственной деятельности, формированием научных и технических дисциплин, сводимое к рассмотрению вещей и их свойств;
  • системное, которое становится значимым в связи с тем, что объектами научного исследования и практической деятельности являются системы образования;
  • функциональное, которое выражает тенденцию определять качество через количественные показатели;
  • интегральное, которое ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон, факторов.

Для современных исследований в  различных областях научного знания (экономика, управление, психология и  др.) характерным является интегральное понимание качества.

Интегральное понимание качества зародилось в недрах экономической  науки, чему в немалой степени  способствовало развитие рыночных отношений. Краткая характеристика основных подходов представителей различных наук к  трактовке качества будет иметь  определенное значение и для темы исследования.

Так, многими экономистами качество понимается как удовлетворение или  превышение требований потребителей по такой цене, которую они могут  себе позволить и тогда, когда  они нуждаются в изделии или  услуге. В качестве существенных критериев качества выделяются: соответствие стандарту, соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов, степень точности соблюдения всех производственных процессов, соответствие качества требованиям покупателей, соответствие качества платежеспособному спросу. Причем, все эти критерии являются равноценными.

Ряд исследователей (М. Х. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт) рассматривают качество в трех важнейших аспектах: качество соответствия техническим условиям, качество конструкции и функциональное качество. При этом качество формируется в определенной последовательности, а все названные аспекты качества одинаково важны.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к  договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Как показывают С. Д. Ильенкова и  др., наверху пирамиды находится TQM –  всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением

 

Рис. 1. Пирамида качества

 

высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Значение качества продукции состоит  в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб.

Исследования, проведенные  в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60 % времени может уходить на исправление брака.

На современном  мировом рынке, где предложение  превышает спрос, господствует покупатель, который отдает предпочтение той  продукции, которая в наибольшей степени соответствует его ожиданиям и имеет цену, которую готов заплатить покупатель за удовлетворение своих потребностей. Поэтому, чтобы продукция пользовалась спросом на рынке, т. е. была конкурентоспособной, ее качество должно быть ориентировано на потребителя, на удовлетворение его нужд, потребностей и ожиданий.

Информация о работе Функции управления качеством