Уголовно-исполнительная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения в настоящей работе является уголовно-исполнительная система Минестерства юстиции Российской Федерации.
Цель курсовой работы – всесторонне изучить уголовно-исполнительную систему.
Задачи работы следующие:
– рассмотреть понятие и историю зарождения уголовно-исполнительной системы;
– изучить структуру, задачи и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы;
– перечислить учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания;
– рассмотреть Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) как федеральный орган исполнительной власти;

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовно-исполнительная система Минюста России, её составые части и компетенция по исполнению наказаний.docx

— 69.42 Кб (Скачать файл)

Введение

Одно из важных мест в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система, которая выполняет задачи воспитания осужденных, наряду с правоохранительными функциями, а также производственно-хозяйственную деятельность, материальное, бытовое и медицинское обеспечение.

Уголовно-исполнительная система – это государственный институт, исполняющий уголовные наказания, возложенные на граждан по закону.

Реформы уголовно-исполнительной системы реализовываются на принципах гуманизма, демократизма, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, расширения прав осужденных, участия общественных и правозащитных организаций в выработке и реализации мероприятий по реформированию уголовно-исполнительной системы.

Актуальность выбранной темы работы объясняется многими причинами. Реальное исполнение уголовных наказаний является главным условием удачной борьбы с преступностью. Согласно закону исполнение уголовных наказаний возлагается на специальные органы государства. Исполнение большего вида наказаний связано с реализацией специальных форм, средств и методов, применяющие эти органы для выполнения поставленных перед ними целей и задач.

Политика в сфере борьбы с преступностью является частью социальной внутренней политики государства. Её делят на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику и уголовно-исполнительную политику. Уголовно-исполнительная политика устанавливает принципы, цели, стратегии, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Субъектами формирования уголовно-исполнительной политики выступают Президент Российской Федерации, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ.

Субъектами исполнения уголовно-исполнительной политики выступают центральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органы управления военными уголовно-исполнительными учреждениями, а также учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Объектом изучения в настоящей работе является уголовно-исполнительная система Минестерства юстиции Российской Федерации.

Цель курсовой работы – всесторонне изучить уголовно-исполнительную систему.

Задачи работы следующие:

– рассмотреть понятие и историю зарождения уголовно-исполнительной системы;

– изучить структуру, задачи и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы;

– перечислить учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания;

– рассмотреть Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) как федеральный орган исполнительной власти;

– охарактеризовать современное состояние уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;

– указать направления совершенствования уголовно-исполнительной системы на современном этапе.

Методами курсовой работы являются: нормативно-правовой; системный; аналитический; исторический, формально-юридический.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

1. Понятие и назначение уголовно-исполнительной системы.

1.1 Понятие, история зарождения  уголовно-исполнительной системы.

Обязательно необходимой для любого государства является функция исполнения наказаний. Любое государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, совершивших преступление, их изоляции от общества до тех пор, пока существует преступность. Так же объективно существование органов и учреждений, исполняющих наказание, которые в целом представляют собой определенную систему. В различных странах данную систему определяют как тюремную или пенитенциарную в зависимости от сложившихся традиций и особенностей политики государства в сфере исполнения наказаний. В Российской Федерации для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, используется термин «уголовно-исполнительная система», который пришел на смену термину «исправительно-трудовая система», который использовался в советский период, в результате кардинальных реформ 1990-х годов и изменения политики государства в сфере исполнения наказаний.

Впервые термин «уголовно-исполнительная система» был введен в законодательный оборот Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где применялся для обозначения выстроенной совокупности учреждений и органов, исполняющих наказания только в виде лишения свободы.

К таким учреждения и органам относились: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы.

УИК РФ1 в ч. 14 ст. 16 расширил данный перечень, включив в него также уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.

В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел России, в котором вопросами исполнения наказаний ведало ведомство полиции, что явилось первым шагом к установлению единой государственной тюремной системы управления в России. Главное тюремное управление появилось в составе МВД России в 1879 г., а в 1895 г. оно было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало там до 1922 г.

Орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался с момента установления советской власти: сначала в тюремное управление; позднее в тюремную коллегию при Наркомате юстиции 1918 г.

Постановлением ВЦИК и СНК от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомата внутренних дел РСФСР и Наркоматов внутренних дел автономных республик» на Наркомат юстиции РСФСР возлагалось общее руководство исправительно-трудовой политикой и законодательством, организация и руководство местами лишения свободы. Для этого в его составе снова было образовано Главное управление исправительно-трудовых учреждений.

Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г. исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР. В марте 1953 г. места заключения (кроме политических) вновь передаются Министерству юстиции, но спустя год их опять возвращают в состав Министерства внутренних дел.

Более поздний этап реформирования уголовно-исполнительной системы связывается с принятием 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ»2, согласно которому уголовно-исполнительная система снова передается в ведение Министерства юстиции РФ.

В настоящее время территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. К ним относятся главные управления или управления исполнения наказаний (ГУИН, УИН), создаваемые в структуре органов юстиции краев, областей и республик в составе Российской Федерации и находятся в централизованном управлении центрального органа управления уголовно-исполнительной системы - Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ.

 

1.2 Структура, задачи и принципы  деятельности уголовно-исполнительной системы.

В состав Уголовно-исполнительной системы входят:

1) учреждения, которые исполняют наказания;

2) территориальные  органы уголовно-исполнительной  системы;

3) федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  в области исполнения наказаний.

Также по решению законодательства в уголовно-исполнительную систему можно отнести следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, лечебные, учебные и другие учреждения. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы формируются федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы исполняют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти. Она выполняет такие функции, как:

- правоприменительную;

- функцию  контроля и надзора в системе  исполнения уголовных наказаний;

- функцию  содержания лиц, подозреваемых или  обвиняемых в совершении преступлений, а также охране и конвоированию  подсудимых, содержащихся под стражей;

- функцию  контроля за поведением осужденных, которым судом предоставлена  отсрочка отбывания наказания, и  условно осужденных.

К основным задачам уголовно - исполнительной системы относят следующие:

- обеспечение  правопорядка и законности в  учреждениях, осуществляющих наказания,

– обеспечение безопасности содержащихся в них заключенных, а также персонала, должностных лиц и граждан, которые находятся на территориях данных учреждений;

- исполнение  уголовных наказаний без изоляции  от общества, связанные с заключением  под стражу, а также исключительной  меры наказания;

- привлечение  осужденных к труду, повышение  общего и профессионального образования  осужденных;

- содействие  органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность;

- конвоирование  осужденных.

Деятельность уголовно-исполнительной системы реализовывается на основании принципов гуманизма, законности, уважения прав человека, что отвечает принципам уголовно-исполнительного законодательства.

Законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом относят к числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства.

Принцип законности – конституционный принцип, который закреплен в статьях Конституции, и в некоторых международных актах. В уголовно-исполнительном законодательстве данный принцип отражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Принцип законности означает правильное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, персоналом данных учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами и всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

Принцип гуманизма содержит в себе необходимость уважения и охранения прав, свобод и законных интересов осужденных. Осужденные не должны быть подвержены жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным выражаются в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы, право на свидания, телефонные разговоры и др. Принцип гуманизма проявляется в целях, которые определяет государство при исполнении наказаний - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Данный принцип реализуется также в средствах исправления - в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных3.

Принцип демократизма отражается во многих нормах. Принцип демократизма находит свое выражение в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, привлечении представителей общественности к воспитательной работе с осужденными4.

Что касается принципа равенства осужденных перед законом, то законодательством не установлены преимущества для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Но равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания для всех осужденных. Они, наоборот, зависят от возраста, состояния здоровья, пола. Например, более льготные условия содержания создаются для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов.

 

1.3 Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания

В соответствии с действующим законодательством в уголовно-исполнительную систему входят следующие учреждения: арестные дома; уголовно-исполнительные инспекции; исправительные учреждения; следственные изоляторы; ведомственные предприятия и учреждения, которые специально созданы для того, чтобы обеспечить деятельность уголовно-исполнительной системы.

Арестные дома создаются для исполнения наказания в виде ареста. Это разновидность краткосрочного лишения свободы, но в обстановке жесткой изоляции. Условия содержания в таких домах подобны тем, что установлены на общем режиме в тюрьмах. По действующему законодательству, в арестных домах должны содержаться осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.5

Уголовно-исполнительные инспекции реализовывают свою деятельность в соответствии с УИК РФ, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Основные задачи уголовно-исполнительных инспекций следующие:

- исполнение  наказаний в виде обязательных  работ, лишения права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью, ограничения  свободы и исправительных работ;

- надзор  за поведением условно осужденных  и осужденных, в отношении которых  отбывание наказания отсрочено;

- предотвращение  преступлений и других правонарушений  лицами, которые состоят на учете  в инспекциях;

- другие  задачи, которые возложены на  инспекции в соответствии с  законодательством.

Информация о работе Уголовно-исполнительная система