Установление раппорта с клиентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Перенос — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В 1905 году в публикации «Фрагмент анализа одного случая истерии» Зигмунд Фрейд впервые говорит об эффекте переноса, описывая его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», с которой пациент выстраивает привычные ему отношения. И если изначально Фрейд считал перенос фактором, мешающим аналитической работе, то позднее он приходит к осознанию переноса как основного механизма психоанализа, а развитие «невроза переноса» необходимым условием аналитического лечения.

Содержание

Введение ______________________________________________________ 2
Базовые понятия________________________________________________ 2
История происхождения
и внедрения понятия «раппорт» в современную психологию___________4
Понятие «Раппорт» в современной психологии
Условия его установления между пациентом и терапевтом____________ 6
Вывод________________________________________________________ 12
Список литературы_____________________________________________ 13

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ ИНСТИТУТ ДИЗАЙНА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. 
 

 

 

Дисциплина: Психодиагностика

Контрольная работа на тему «Установление раппорта с клиентом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013





                                                                         Выполнила: Каплиева Маргарита

                                              Студентка 3 курса

                                                                         Группы специальности 100.100.62

 Параллельной формы обучения з/о

                                Проверил:

 

 
Содержание: 
Введение ______________________________________________________ 2 
Базовые понятия________________________________________________ 2 
История происхождения  
и внедрения понятия «раппорт» в современную психологию___________4 
Понятие «Раппорт» в современной психологии 
Условия его установления между пациентом и терапевтом____________ 6 
Вывод________________________________________________________ 12 
Список литературы_____________________________________________ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Введение. 
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, для начала следует изучить основные понятия и положения, предшествующие возникновению данного явления. 
 
Базовые понятия. 
Перенос — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В 1905 году в публикации «Фрагмент анализа одного случая истерии» Зигмунд Фрейд впервые говорит об эффекте переноса, описывая его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», с которой пациент выстраивает привычные ему отношения. И если изначально Фрейд считал перенос фактором, мешающим аналитической работе, то позднее он приходит к осознанию переноса как основного механизма психоанализа, а развитие «невроза переноса» необходимым условием аналитического лечения. 
Невроз переноса — специфический симптом, возникающий в процессе психоаналитического лечения и характеризующийся вовлечением личности психоаналитика в симптом анализанта. Изначально невроз переноса рассматривался Фрейдом как препятствие для психоанализа и классифицировался им как вид сопротивления, но позднее он приходит к выводу, что невроз переноса является важнейшим терапевтическим механизмом, а его развитие — не помеха, а обязательный этап и условие успешного психоаналитического лечения.  
Еще одним важным термином является эмпатия.  
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-в чувствование,в переживания другого человека. Термин «Эмпатия» был введен Э. Титченером. В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Другое определение данного термина гласит,что эмпатия –принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека.  

Это значение часто встречается  в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являютсяпредпосылкой для развития моральных норм. 
Не лишним будет изучить и такое понятие как базовое доверие. 
Значение этого термина прекрасно иллюстрирует следующая цитата из Чассела (Chassell, 1975). 
"Скрытый фактор - это существование базового доверия, базового псевдодоверия и базового недоверия у пациентов. 
Пациенты, искренне доверяющие терапевту, обычно демонстрируют позитивный перенос, благоприятствующий терапии; они воспринимают терапевта как объект, который поможет им преодолеть их трудности, и используют его в своих целях, с большой терпимостью относясь к его недостаткам, при условии, что эти недостатки не слишком противоречат сложившемуся образу.  
Пациенты с базовым псевдодоверием могут демонстрировать множество удивительных реакций на терапевта: они подчеркивают свою потребность в зависимости, проверяют границы терпения терапевта, возводят его на пьедестал - и при этом постоянно сомневаются в честности его намерений.  
Пациенты с базовым недоверием ни на йоту не продвинутся в лечении, пока не будет решена хотя бы частично эта «их» проблема; они чувствуют малейшие противоречия в позиции терапевта, как и приписывают ему множество несуществующих мотивов. По всей видимости, истерические характеры принадлежат к группе псевдодоверия." 
 
При установлении доверительных отношений с пациентом терапевт должен соблюсти баланс между автономией (разрешить пациенту выговориться, самостоятельно планировать время и т. п.) и необходимостью в структуре (директивность терапевта, взятие на себя инициативы и т. п.); между надежностью и отзывчивостью (быть пунктуальным, отвечать на телефонные звонки и т. п.) и необходимостью определенных границ (не делать за пациента то, что он может сделать сам); между желанием быть "просто человеком" (то есть вести себя естественно и дружелюбно) и необходимостью быть объективным. Как правило, на начальных стадиях лечения терапевт ведет себя более активно и больше "вовлечен" в проблемы пациента, чем во второй половине курса, когда он побуждает пациента взять инициативу на себя (например, самостоятельно планировать прием и домашние задания). 
 
 
 

 

История происхождения и внедрение понятия «Раппорт» в психоанализ. 
Считается, что понятие «раппорт» было заимствовано австрийским врачом Ф.А. Месмером (1734–1814) из физики второй половины ХVIII века и использовано им для описания того притяжения, которое устанавливается между врачом и пациентами благодаря «животному магнетизму». 
Представления о раппорте  содержались и в работах З. Фрейда. Но они уже касались рассмотрения специфической связи, устанавливаемой между гипнотизером и лицом, подвергаемым гипнозу. Как замечал он в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «...гипнотическая связь есть неограниченная влюбленная самоотдача». Эта связь между людьми не поддается рациональному объяснению, но она содержит в себе примесь мистического, способствующего установлению тесного контакта между гипнотизером и человеком, находящимся в гипнотическом состоянии.  
Возникновение психоанализа было связано с отказом от гипноза и использованием метода свободных ассоциаций. По мере становления и развития психоанализа З. Фрейд стремился исключить какое-либо воздействие на пациента со стороны аналитика, напоминающее собой внушение, как это имело место в гипнозе. И хотя при психоаналитическом лечении речь не идет о сознательном внушении, тем не менее, в процессе терапевтической работы между аналитиком и пациентом часто устанавливается такая эмоциональная связь, которая может быть названа раппортом. 
З. Фрейд не исключал того, что между аналитиком и пациентом действительно устанавливается особый тип связи, чем-то напоминающий собой внушение, хотя и не являющийся таковым. Но он соотнес эту связь не с профессиональной деятельностью аналитика, а с психическими процессами, характерными для психоаналитической терапии и названными им переносом. Именно благодаря переносу на аналитика ранее испытываемых пациентом бессознательных желаний и эмоциональных переживаний, сопряженных с другими людьми, но воскресших в аналитической ситуации, в процессе общения между ними и возникает та связь, на основе которой может быть достигнут терапевтический успех. 
Основатель психоанализа считал, что при работе с пациентами не следует спешить ни с разъяснением сути переноса, ни с различного рода интерпретациями. До тех пор пока между аналитиком и пациентом не будут установлены тесная эмоциональная связь, доверие друг к другу и взаимопонимание, любая интерпретационная деятельность оказывается преждевременной. 
Как замечал З. Фрейд в работе Массовая психология и анализ человеческого Я раскрытие тайного значения появляющихся у пациента мыслей, знакомство его с основными техническими процедурами анализа следует осуществлять не раньше, чем у пациента развивается перенос и «устанавливается настоящий раппорт». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

Понятие «Раппорт»  в современной психологии. 
Условия его установления между пациентом и терапевтом. 

В современной психологии понятием раппорт обычно описывается  
«Та таинственная эмоциональная связь между аналитиком и пациентом, без которой невозможно психоаналитическое лечение» Ч. Райкрофт 
В психотерапии раппорт - включает как эмоциональный, так и интеллектуальный компоненты.  
При наличии раппорта пациент воспринимает терапевта как человека: 
а) который настроен на его чувства и мысли 
б) который понимает его, симпатизирует и сочувствует ему 
в) который принимает его со всеми его "недостатками" 
 
При оптимальном уровне взаимопонимания терапевт и пациент ощущают себя в безопасности и им комфортно друг с другом. Ни тот ни другой не считают нужным обороняться, осторожничать или утаивать что-то друг от друга. Способность принимать пациента таким, какой он есть, не означает слепого одобрения или согласия со всем, что говорит пациент; "принятие" скорее предполагает безоценочное отношение к человеку. Оно позволяет пациенту сбросить все социальные маски, отказаться от притворства, быть искренним, естественным.

Для терапевта наличие  раппорта означает возможность открыто  выразить свои беспокойство и заботу о пациенте. Зная, что они с ним настроены на одну и ту же волну, терапевт не боится, что его спонтанные высказывания и реакции получат неверное истолкование.

Свободное выражение чувств пациентом, безусловно, облегчает процесс  установления раппорта и помогает терапевту  почувствовать эмпатию. Гораздо легче эмпатизировать пациенту, когда тот открыто проявляет свои чувства, нежели когда терапевту приходится "выпытывать" его из них.

Разумное выражение теплых чувств к пациенту, безусловно, имеет терапевтический эффект. Мало того, иногда терапевту полезно признаться в своих "негативных" чувствах, таких как разочарование, обида, раздражение. Однако, имея дело с депрессивным пациентом, терапевт обязан соблюдать некоторую осторожность. Нужно понимать, что пациент может неверно истолковать искренность терапевта.  

В силу своей склонности к искажениям и преувеличениям депрессивные пациенты нередко воспринимают позитивные чувства терапевта как проявление неискренности либо видят в них  призыв к любовным или сексуальным  отношениям.

Точно так же излишне откровенный  рассказ терапевта о собственных  проблемах может усугубить пессимистический настрой пациента ("Он слишком  слаб, чтобы помочь мне").

Не существует готового рецепта для установления раппорта с пациентом. В работе с одним пациентом эффективным оказывается один стиль поведения (например, серьезность, отстраненность терапевта), тогда как другой хорошо реагирует на противоположный стиль (например, на дружелюбную, теплую, "опережающую" манеру поведения терапевта).

В тех случаях, когда терапевту  удается установить раппорт, он чувствует, что его замечания и комментарии  вызывают отклик у пациента. Пациент  расслаблен, открыт, он сообщает о своем  согласии или кивает в ответ на высказывания терапевта, словом, весь его вид говорит о заинтересованности и участии.

Раппорт - это не только показатель, но и один из факторов сотрудничества терапевта с пациентом. Например, его можно использовать для обучения пациента адаптивным поведенческим  реакциям. При наличии раппорта терапевт становится своего рода примером для  пациента. Пациент, испытывающий доверие  к терапевту, заинтересован в  продолжении лечения и выполнении конкретных терапевтических процедур (например, домашних заданий). Раппорт стимулирует пациента к свободному самовыражению. Негативные мысли и чувства, способные заставить пациента прервать терапию, скорее выплывут на поверхность, если пациент доверяет терапевту. 
 
Требования к терапевту 
Общие требования, которым должен отвечать терапевт, чтобы успешно осуществлять все виды психотерапии, включают теплое отношение к пациенту, способность к эмпатии и искренность. Сразу же обозначу,что эти качества и установки, если они чрезмерно акцентированы, могут подорвать терапевтическое сотрудничество. С другой стороны, умелое использование этих качеств существенно повышает эффективность терапии. 
Вышеназванные характеристики являются необходимым, но не единственным условием для достижения оптимального терапевтического эффекта.  

Однако наличие и правильное использование этих качеств помогают специалисту создать обстановку, благоприятствующую эффективному применению специфических техник и приемов психоанализа..

Теплое отношение  к пациенту 
Пациент в силу своего недуга склонен видеть в себе обузу для терапевта и искать постоянные подтверждения его холодности и равнодушия. Чтобы преодолеть и скорректировать этот искаженный образ, делающий невозможным плодотворное терапевтическое сотрудничество, терапевт должен быть искренне заинтересован в пациенте и должен постоянно демонстрировать свое теплое отношение к нему. Важно помнить, что решающим фактором реакции пациента является скорее его восприятие терапевта, нежели реальные проявления отношения терапевта.

С другой стороны, терапевту  нужно соблюдать некоторую долю осторожности при выражении своего заботливого отношения к пациенту. Если терапевт слишком активно заботится  о пациенте (или, что гораздо важнее, если пациенту кажется так), это может  вызвать обратную реакцию. Пациент  может подумать: "Я не заслуживаю столь доброго отношения" или: "Я обманываю его. Он даже не подозревает, какое я ничтожество". Пациент  может также неправильно интерпретировать мотивы терапевта: "Он неискренен" или: "Как он может испытывать добрые чувства к такому ничтожеству?" Иногда пациенты истолковывают теплое отношение терапевта как любовную привязанность и, в свою очередь, начинают испытывать влечение к терапевту.

Одним словом, важно соблюсти баланс в выражении теплых чувств к пациенту. Если недостаток заботы со стороны терапевта пациент однозначно расценивает как отвержение, то чересчур сердечное участие терапевта можете вызвать как негативные, так и искаженно-позитивные интерпретации. Поэтому терапевт должен внимательно следить за тем, чтобы его отношение к пациенту не приобрело контрпродуктивный характер.

Чтобы предотвратить подобное развитие событий, полезно время  от времени спрашивать пациента, как  он воспринимает терапевта. Ответы пациента не только помогают терапевту скорректировать  свое поведение, но и несут информацию о "болевых точках" и психологических искажениях.

О теплом, принимающем отношении  терапевта могут свидетельствовать  то, как он держит себя с пациентом, как формулирует свои высказывания, интонационный строй его речи. Понимание важности этих подчас неуловимых нюансов приходит к терапевту  с опытом.  
Кроме того, опытные терапевты знают и чувствуют, в какой момент и на каком этапе терапии наиболее уместны открытые демонстрации участия и сердечности. 
 
Если в начале лечения пациент, как правило, нуждается в открытых проявлениях теплой, принимающей позиции терапевта, то впоследствии, убедившись в приязненных чувствах терапевта, он уже не испытывает потребности в их постоянном подтверждении. 
 
Точная эмпатия 
Точная эмпатия - это способность терапевта проникнуть во внутренний мир пациента и увидеть и прочувствовать жизнь так, как ее видит и чувствует пациент. Фактически терапевт как бы "влезает в шкуру" пациента. Если ему удастся испытать те же чувства, какие испытывает пациент, он сможет понять, как пациент структурирует определенные события и как он реагирует на них. Кроме того, терапевт может тем или иным образом сообщить пациенту, что разделяет некоторые его беды и страдания, что поможет пациенту убедиться в чуткости терапевта и тем самым будет способствовать его дальнейшему самораскрытию. В этом отношении точная эмпатия является необходимым условием терапевтического сотрудничества. 
Эмпатия помогает терапевту преодолеть то естественное раздражение, которое возникает у него в ответ на внешне циничные или нигилистические заявления и поступки пациента. Пытаясь проникнуть в микрокосм пациента, терапевт уже менее склонен к антитерапевтическому поведению. Более того, только "примерив" на себя негативные установки и мысли пациента, терапевт сможет найти эффективное противоядие или веские контраргументы для этих негативных идей. По мере того как терапевт "постигает" внутренний мир пациента, он должен проверять точность своего понимания, а для этого ему необходимо постоянно сверять свои чувства с чувствами пациента. Терапевт должен следить за тем, чтобы не проецировать собственные установки и ожидания на пациента, иначе он может исказить сообщения пациента. Терапевт должен совместно с пациентом проследить, каким значением он наделяет данные события. 
С другой стороны, терапевту нельзя полагаться только на эмпатию, ибо она может заставить его поверить в правдивость негативных идей и интерпретаций пациента. Довольствуясь данными, приведенными пациентом, терапевт в конце концов может увериться в том, что пациент правильно отражает реальную действительность.  
 
Наряду с проникновением во внутренний мир пациента терапевту необходимо постоянно сопоставлять интроспективные наблюдения пациента с объективными данными, чтобы установить, насколько логичен пациент в своих выводах и заключениях. 
В связи с этим важно провести различия между эмпатией и симпатией. Симпатия - это просто сочувствие и сопереживание.  
Чересчур сочувственная реакция со стороны терапевта может помешать ему установить и исключить источник страданий пациента. Эмпатия же включает как эмоциональный, так и интеллектуальный компонент. Эмпатизирующий терапевт понимает, какими идеями вызваны те или иные чувства пациента, но он не обязан соглашаться с этими идеями, если они кажутся ему ошибочными, алогичными или деструктивными. Однако следует помнить о том, что пациент не сомневается в достоверности своих предположений и ожиданий, и поэтому терапевт не должен игнорировать их, отмахиваться или уговаривать пациента "отказаться" от них. 
 
Искренность 
Искренность - важный компонент любой психотерапии. Терапевт, которого мы называем искренним, честен и с самим собой, и с пациентом. Однако не следует путать честность с грубой прямотой. Поскольку в болезни человек склонен видеть во всем подтверждения собственной ущербности и недостатков, терапевту приходится сочетать честность с дипломатичностью. Любое прямое высказывание может быть истолковано пациентом как критика или проявление враждебности и отвержения. Более того, антитерапевтический эффект может иметь и похвала, даже абсолютно искренняя. 
Терапевту недостаточно просто быть искренним, он должен уметь найти правильное выражение своим чувствам и мнениям, с тем чтобы быть правильно понятым пациентом. Для этого ему необходимо вникнуть в систему искажений пациента и "перехитрить" имеющиеся у пациента предубеждения и установки. 

Информация о работе Установление раппорта с клиентом