Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:35, контрольная работа
Перенос — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В 1905 году в публикации «Фрагмент анализа одного случая истерии» Зигмунд Фрейд впервые говорит об эффекте переноса, описывая его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», с которой пациент выстраивает привычные ему отношения. И если изначально Фрейд считал перенос фактором, мешающим аналитической работе, то позднее он приходит к осознанию переноса как основного механизма психоанализа, а развитие «невроза переноса» необходимым условием аналитического лечения.
Введение ______________________________________________________ 2
Базовые понятия________________________________________________ 2
История происхождения
и внедрения понятия «раппорт» в современную психологию___________4
Понятие «Раппорт» в современной психологии
Условия его установления между пациентом и терапевтом____________ 6
Вывод________________________________________________________ 12
Список литературы_____________________________________________ 13
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ ИНСТИТУТ
ДИЗАЙНА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
Дисциплина: Психодиагностика
Контрольная работа на тему «Установление раппорта с клиентом»
Санкт-Петербург 2013 |
Параллельной формы обучения з/о
Содержание:
Введение ______________________________
Базовые понятия_______________________
История происхождения
и внедрения понятия «раппорт» в современную
психологию___________4
Понятие «Раппорт» в современной психологии
Условия его установления между пациентом
и терапевтом____________ 6
Вывод_________________________
Список литературы____________________
Введение.
Для того чтобы ответить на
поставленный вопрос, для начала следует
изучить основные понятия и положения,
предшествующие возникновению данного
явления.
Базовые понятия.
Перенос — психологический
феномен, заключающийся в бессознательном
переносе ранее пережитых чувств и отношений,
проявлявшихся к одному лицу, совсем на
другое лицо. В 1905 году в публикации «Фрагмент
анализа одного случая истерии» Зигмунд
Фрейд впервые говорит об эффекте переноса,
описывая его как «переиздание, копирование
побуждений и фантазий, которые пробуждаются
в связи с заменой прежней персоны — персоной
врача», с которой пациент выстраивает
привычные ему отношения. И если изначально
Фрейд считал перенос фактором, мешающим
аналитической работе, то позднее он приходит
к осознанию переноса как основного механизма
психоанализа, а развитие «невроза переноса»
необходимым условием аналитического
лечения.
Невроз переноса
— специфический симптом, возникающий
в процессе психоаналитического лечения
и характеризующийся вовлечением личности
психоаналитика в симптом анализанта.
Изначально невроз переноса рассматривался
Фрейдом как препятствие для психоанализа
и классифицировался им как вид сопротивления,
но позднее он приходит к выводу, что невроз
переноса является важнейшим терапевтическим
механизмом, а его развитие — не помеха,
а обязательный этап и условие успешного
психоаналитического лечения.
Еще одним важным термином является эмпатия.
Эмпатия (от греч.
empatheia — сопереживание) - постижение эмоционального
состояния, проникновение-в чувствование,в
переживания другого человека. Термин «Эмпатия» был введен
Э. Титченером. В качестве особых форм эмпатии
выделяют: сопереживание
- переживание субъектом тех же эмоциональных
состояний, которые испытывает другой
человек, через отождествление с ним, и сочувствие
- переживание собственных эмоциональных
состояний по поводу чувств другого. Другое определение данного
термина гласит,что эмпатия –принятие
в собственном сознании роли другого человека.
Это значение образовано от первого, но
немного отличается тем, что добавляется
представление о том, что эмпатия включает
в себя принятие направления другого человека.
Это значение часто встречается
в литературе по моральному развитию,
в которой некоторые авторы утверждают,
что эмпатические чувства к другим
являютсяпредпосылкой для развития моральных
норм.
Не лишним будет изучить и такое понятие
как базовое доверие.
Значение этого термина прекрасно иллюстрирует
следующая цитата из Чассела (Chassell, 1975).
"Скрытый фактор - это существование
базового доверия, базового псевдодоверия
и базового недоверия у пациентов.
Пациенты, искренне доверяющие
терапевту, обычно демонстрируют позитивный
перенос, благоприятствующий терапии;
они воспринимают терапевта как объект,
который поможет им преодолеть их трудности,
и используют его в своих целях, с большой
терпимостью относясь к его недостаткам,
при условии, что эти недостатки не слишком
противоречат сложившемуся образу.
Пациенты с базовым псевдодоверием
могут демонстрировать множество удивительных
реакций на терапевта: они подчеркивают
свою потребность в зависимости, проверяют
границы терпения терапевта, возводят
его на пьедестал - и при этом постоянно
сомневаются в честности его намерений.
Пациенты с базовым недоверием
ни на йоту не продвинутся в лечении, пока
не будет решена хотя бы частично эта «их»
проблема; они чувствуют малейшие противоречия
в позиции терапевта, как и приписывают
ему множество несуществующих мотивов.
По всей видимости, истерические характеры
принадлежат к группе псевдодоверия."
При установлении
доверительных отношений с пациентом
терапевт должен соблюсти баланс между
автономией (разрешить пациенту выговориться,
самостоятельно планировать время и т.
п.) и необходимостью в структуре (директивность
терапевта, взятие на себя инициативы
и т. п.); между надежностью и отзывчивостью
(быть пунктуальным, отвечать на телефонные
звонки и т. п.) и необходимостью определенных
границ (не делать за пациента то, что он
может сделать сам); между желанием быть
"просто человеком" (то есть вести
себя естественно и дружелюбно) и необходимостью
быть объективным. Как правило, на начальных
стадиях лечения терапевт ведет себя более
активно и больше "вовлечен" в проблемы
пациента, чем во второй половине курса,
когда он побуждает пациента взять инициативу
на себя (например, самостоятельно планировать
прием и домашние задания).
История происхождения
и внедрение понятия «Раппорт» в психоанализ.
Считается, что понятие «раппорт»
было заимствовано австрийским врачом
Ф.А. Месмером (1734–1814) из физики второй
половины ХVIII века и использовано им для
описания того притяжения, которое устанавливается
между врачом и пациентами благодаря «животному
магнетизму».
Представления о раппорте содержались
и в работах З. Фрейда. Но они уже касались
рассмотрения специфической связи, устанавливаемой
между гипнотизером и лицом, подвергаемым
гипнозу. Как замечал он в работе «Массовая
психология и анализ человеческого Я»
(1921), «...гипнотическая связь есть неограниченная
влюбленная самоотдача». Эта связь между
людьми не поддается рациональному объяснению,
но она содержит в себе примесь мистического,
способствующего установлению тесного
контакта между гипнотизером и человеком,
находящимся в гипнотическом состоянии.
Возникновение психоанализа
было связано с отказом от гипноза и использованием
метода свободных ассоциаций. По мере
становления и развития психоанализа
З. Фрейд стремился исключить какое-либо
воздействие на пациента со стороны аналитика,
напоминающее собой внушение, как это
имело место в гипнозе. И хотя при психоаналитическом
лечении речь не идет о сознательном внушении,
тем не менее, в процессе терапевтической
работы между аналитиком и пациентом часто
устанавливается такая эмоциональная
связь, которая может быть названа раппортом.
З. Фрейд не исключал того, что
между аналитиком и пациентом действительно
устанавливается особый тип связи, чем-то
напоминающий собой внушение, хотя и не
являющийся таковым. Но он соотнес эту
связь не с профессиональной деятельностью
аналитика, а с психическими процессами,
характерными для психоаналитической
терапии и названными им переносом. Именно
благодаря переносу на аналитика ранее
испытываемых пациентом бессознательных
желаний и эмоциональных переживаний,
сопряженных с другими людьми, но воскресших
в аналитической ситуации, в процессе
общения между ними и возникает та связь,
на основе которой может быть достигнут
терапевтический успех.
Основатель психоанализа считал, что при
работе с пациентами не следует спешить
ни с разъяснением сути переноса, ни с
различного рода интерпретациями. До тех
пор пока между аналитиком и пациентом
не будут установлены тесная эмоциональная
связь, доверие друг к другу и взаимопонимание,
любая интерпретационная деятельность
оказывается преждевременной.
Как замечал З. Фрейд в работе Массовая
психология и анализ человеческого Я раскрытие
тайного значения появляющихся у пациента
мыслей, знакомство его с основными техническими
процедурами анализа следует осуществлять
не раньше, чем у пациента развивается
перенос и «устанавливается настоящий
раппорт».
Понятие «Раппорт»
в современной психологии.
Условия его установления между пациентом
и терапевтом.
В современной психологии
понятием раппорт обычно
описывается
«Та таинственная эмоциональная связь
между аналитиком и пациентом, без которой
невозможно психоаналитическое лечение» Ч. Райкрофт
В психотерапии раппорт - включает как эмоциональный,
так и интеллектуальный
компоненты.
При наличии раппорта пациент воспринимает
терапевта как человека:
а) который настроен на его чувства и мысли
б) который понимает его, симпатизирует
и сочувствует ему
в) который принимает его со всеми его
"недостатками"
При оптимальном уровне взаимопонимания
терапевт и пациент ощущают себя в безопасности
и им комфортно друг с другом. Ни тот ни
другой не считают нужным обороняться,
осторожничать или утаивать что-то друг
от друга. Способность принимать пациента
таким, какой он есть, не означает слепого
одобрения или согласия со всем, что говорит
пациент; "принятие" скорее предполагает
безоценочное отношение к человеку. Оно
позволяет пациенту сбросить все социальные
маски, отказаться от притворства, быть
искренним, естественным.
Для терапевта наличие раппорта означает возможность открыто выразить свои беспокойство и заботу о пациенте. Зная, что они с ним настроены на одну и ту же волну, терапевт не боится, что его спонтанные высказывания и реакции получат неверное истолкование.
Свободное выражение чувств пациентом, безусловно, облегчает процесс установления раппорта и помогает терапевту почувствовать эмпатию. Гораздо легче эмпатизировать пациенту, когда тот открыто проявляет свои чувства, нежели когда терапевту приходится "выпытывать" его из них.
Разумное выражение теплых
чувств к пациенту, безусловно, имеет терапевтический
эффект. Мало того, иногда терапевту полезно
признаться в своих "негативных"
чувствах, таких как разочарование, обида,
раздражение. Однако, имея дело с депрессивным
пациентом, терапевт обязан соблюдать
некоторую осторожность. Нужно понимать,
что пациент может неверно истолковать
искренность терапевта.
В силу своей склонности
к искажениям и преувеличениям депрессивные
пациенты нередко воспринимают позитивные
чувства терапевта как
Точно так же излишне откровенный
рассказ терапевта о
Не существует готового рецепта для установления раппорта с пациентом. В работе с одним пациентом эффективным оказывается один стиль поведения (например, серьезность, отстраненность терапевта), тогда как другой хорошо реагирует на противоположный стиль (например, на дружелюбную, теплую, "опережающую" манеру поведения терапевта).
В тех случаях, когда терапевту
удается установить раппорт, он чувствует,
что его замечания и
Раппорт - это не только показатель,
но и один из факторов сотрудничества
терапевта с пациентом. Например,
его можно использовать для обучения
пациента адаптивным поведенческим
реакциям. При наличии раппорта терапевт
становится своего рода примером для
пациента. Пациент, испытывающий доверие
к терапевту, заинтересован в
продолжении лечения и выполнении конкретных
терапевтических процедур (например, домашних
заданий). Раппорт стимулирует пациента
к свободному самовыражению. Негативные
мысли и чувства, способные заставить
пациента прервать терапию, скорее выплывут
на поверхность, если пациент доверяет
терапевту.
Требования к терапевту
Общие требования, которым должен
отвечать терапевт, чтобы успешно осуществлять
все виды психотерапии, включают теплое отношение
к пациенту, способность к эмпатии и искренность.
Сразу же обозначу,что эти качества и установки,
если они чрезмерно акцентированы, могут
подорвать терапевтическое сотрудничество.
С другой стороны, умелое использование
этих качеств существенно повышает эффективность
терапии.
Вышеназванные характеристики являются
необходимым, но не единственным условием
для достижения оптимального терапевтического
эффекта.
Однако наличие и правильное использование этих качеств помогают специалисту создать обстановку, благоприятствующую эффективному применению специфических техник и приемов психоанализа..
Теплое отношение
к пациенту
Пациент в силу своего недуга склонен
видеть в себе обузу для терапевта и искать
постоянные подтверждения его холодности
и равнодушия. Чтобы преодолеть и скорректировать
этот искаженный образ, делающий невозможным
плодотворное терапевтическое сотрудничество,
терапевт должен быть искренне заинтересован
в пациенте и должен постоянно демонстрировать
свое теплое отношение к нему. Важно помнить,
что решающим фактором реакции пациента
является скорее его восприятие терапевта,
нежели реальные проявления отношения
терапевта.
С другой стороны, терапевту
нужно соблюдать некоторую долю
осторожности при выражении своего
заботливого отношения к
Одним словом, важно соблюсти баланс в выражении теплых чувств к пациенту. Если недостаток заботы со стороны терапевта пациент однозначно расценивает как отвержение, то чересчур сердечное участие терапевта можете вызвать как негативные, так и искаженно-позитивные интерпретации. Поэтому терапевт должен внимательно следить за тем, чтобы его отношение к пациенту не приобрело контрпродуктивный характер.
Чтобы предотвратить подобное развитие событий, полезно время от времени спрашивать пациента, как он воспринимает терапевта. Ответы пациента не только помогают терапевту скорректировать свое поведение, но и несут информацию о "болевых точках" и психологических искажениях.
О теплом, принимающем отношении
терапевта могут
Кроме того, опытные терапевты знают и
чувствуют, в какой момент и на каком этапе
терапии наиболее уместны открытые демонстрации
участия и сердечности.
Если в начале лечения пациент, как правило,
нуждается в открытых проявлениях теплой,
принимающей позиции терапевта, то впоследствии,
убедившись в приязненных чувствах терапевта,
он уже не испытывает потребности в их
постоянном подтверждении.
Точная эмпатия
Точная эмпатия - это способность терапевта
проникнуть во внутренний мир пациента
и увидеть и прочувствовать жизнь так,
как ее видит и чувствует пациент. Фактически
терапевт как бы "влезает в шкуру"
пациента. Если ему удастся испытать те
же чувства, какие испытывает пациент,
он сможет понять, как пациент структурирует
определенные события и как он реагирует
на них. Кроме того, терапевт может тем
или иным образом сообщить пациенту, что
разделяет некоторые его беды и страдания,
что поможет пациенту убедиться в чуткости
терапевта и тем самым будет способствовать
его дальнейшему самораскрытию. В этом
отношении точная эмпатия является необходимым
условием терапевтического сотрудничества.
Эмпатия помогает терапевту преодолеть
то естественное раздражение, которое
возникает у него в ответ на внешне циничные
или нигилистические заявления и поступки
пациента. Пытаясь проникнуть в микрокосм
пациента, терапевт уже менее склонен
к антитерапевтическому поведению. Более
того, только "примерив" на себя негативные
установки и мысли пациента, терапевт
сможет найти эффективное противоядие
или веские контраргументы для этих негативных
идей. По мере того как терапевт "постигает"
внутренний мир пациента, он должен проверять
точность своего понимания, а для этого
ему необходимо постоянно сверять свои
чувства с чувствами пациента. Терапевт должен следить за
тем, чтобы не проецировать собственные
установки и ожидания на пациента, иначе
он может исказить сообщения пациента.
Терапевт должен совместно с пациентом
проследить, каким значением он наделяет
данные события.
С другой стороны, терапевту нельзя полагаться
только на эмпатию, ибо она может заставить
его поверить в правдивость негативных
идей и интерпретаций пациента. Довольствуясь
данными, приведенными пациентом, терапевт
в конце концов может увериться в том,
что пациент правильно отражает реальную
действительность.
Наряду с проникновением во внутренний
мир пациента терапевту необходимо постоянно
сопоставлять интроспективные наблюдения
пациента с объективными данными, чтобы
установить, насколько логичен пациент
в своих выводах и заключениях.
В связи с этим важно провести различия
между эмпатией и симпатией. Симпатия
- это просто сочувствие и сопереживание.
Чересчур сочувственная реакция со стороны
терапевта может помешать ему установить
и исключить источник страданий пациента.
Эмпатия же включает как эмоциональный,
так и интеллектуальный компонент. Эмпатизирующий терапевт понимает,
какими идеями вызваны те или иные чувства
пациента, но он не обязан соглашаться
с этими идеями, если они кажутся ему ошибочными,
алогичными или деструктивными. Однако
следует помнить о том, что пациент не
сомневается в достоверности своих предположений
и ожиданий, и поэтому терапевт не должен
игнорировать их, отмахиваться или уговаривать
пациента "отказаться" от них.
Искренность
Искренность - важный компонент любой
психотерапии. Терапевт, которого мы называем
искренним, честен и с самим собой, и с
пациентом. Однако не следует путать честность
с грубой прямотой. Поскольку в болезни
человек склонен видеть во всем подтверждения
собственной ущербности и недостатков,
терапевту приходится сочетать честность
с дипломатичностью. Любое прямое высказывание
может быть истолковано пациентом как
критика или проявление враждебности
и отвержения. Более того, антитерапевтический
эффект может иметь и похвала, даже абсолютно
искренняя.
Терапевту недостаточно просто быть искренним,
он должен уметь найти правильное выражение
своим чувствам и мнениям, с тем чтобы
быть правильно понятым пациентом. Для
этого ему необходимо вникнуть в систему
искажений пациента и "перехитрить"
имеющиеся у пациента предубеждения и
установки.