Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:35, контрольная работа
Перенос — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. В 1905 году в публикации «Фрагмент анализа одного случая истерии» Зигмунд Фрейд впервые говорит об эффекте переноса, описывая его как «переиздание, копирование побуждений и фантазий, которые пробуждаются в связи с заменой прежней персоны — персоной врача», с которой пациент выстраивает привычные ему отношения. И если изначально Фрейд считал перенос фактором, мешающим аналитической работе, то позднее он приходит к осознанию переноса как основного механизма психоанализа, а развитие «невроза переноса» необходимым условием аналитического лечения.
Введение ______________________________________________________ 2
Базовые понятия________________________________________________ 2
История происхождения
и внедрения понятия «раппорт» в современную психологию___________4
Понятие «Раппорт» в современной психологии
Условия его установления между пациентом и терапевтом____________ 6
Вывод________________________________________________________ 12
Список литературы_____________________________________________ 13
Что в поведении
терапевта способствует установлению
и поддержанию раппорта?
Ко многим вещам терапевты приходят
"естественным путем", не прилагая
к тому сознательных усилий. Некоторые
качества и реакции требуют воспитания
и осознанного использования:
*Хорошей основой для построения раппорта
является элементарная вежливость: не следует
заставлять пациента ждать, нужно помнить
важные факты из его жизни, нужно тепло
встречать пациента. Во время встречи
терапевт должен поддерживать визуальный
контакт к пациентом, следить за содержанием
его рассказа, понимать и отражать его
чувства, тактично формулировать свои
вопросы и комментарии.
*Немаловажную роль играют внешний вид, манеры,
мимика терапевта. Самое лучшее
- сохранять теплый нейтралитет и профессионализм.
Терапевт должен чувствовать, когда ему
следует говорить, а когда лучше помолчать.
Очевидно, что манера постоянно перебивать
пациента не способствует установлению
раппорта. Но если терапевт все время молчит,
никак не направляет рассказ пациента,
позволяя ему перескакивать с одного на
другое, у пациента может возникнуть тревога,
которая ослабит раппорт. Терапевту нужно
следить за своим голосом, чтобы он звучал
мягко и ненавязчиво. Важен также выбор
слов и определений (лучше говорить, например,
о "непродуктивных идеях", чем о "невротическом",
"болезненном" или "иррациональном"
мышлении).
*Собственный образ мыслей и установки
терапевта тоже имеют определенное
значение. Некоторые
терапевты испытывают досаду и злость,
когда пациент ведет себя пассивно или,
как им кажется, "сопротивляется"
лечению. Ясно, что такое отношение генерирует
у пациента негативные чувства и подрывает
раппорт.
*На начальной стадии терапевту необходимо
выяснить ожидания пациента
в отношении терапии и информировать пациента
о предстоящем терапевтическом процессе. Так, мы советуем
обсудить с пациентом длительность лечения,
частоту и продолжительность сессий, задачи
каждого этапа и возможность чередования
"черных" и "светлых" дней.
*Укреплению раппорта помогает отражение чувств
пациента в форме аналогии или метафоры. (Например, одна пациентка,
чувствовавшая себя вполне удовлетворительно,
пережила рецидив и, придя на прием, поведала
терапевту о своих суицидальных мыслях.
Терапевт напомнил ей, как на прошлом приеме
она сказала: "Хотя временами я чувствую
себя мышью, я знаю, что у меня сердце льва".
Эта фраза не только воскресила в пациентке
чувства и установки, необходимые для
продолжения борьбы, но и показала ей,
что терапевт верит в нее.)
Вывод:
В
современной психоаналитической литературе
большее внимание уделяется проблемам
переноса и меньшее явлению раппорта.
Тем не менее в некоторых исследованиях
обсуждаются вопросы, связанные с выявлением
отношений между переносом и раппортом,
их спецификой и различиями. Общепризнанным
считается лишь то, что без установления
эмпатической связи, доверия и взаимопонимания
между аналитиком и пациентом, трудно
рассчитывать на какой-либо терапевтический
успех в процессе психоаналитического
лечения.
Список Литературы:
1) Лейбин
В. Словарь-справочник по психоанализу,
2010 г.
2) Ч. Райкрофт.
Критический словарь психоанализа.1995г.
3) А.Бек; А.Раш; Б.Шо; Г.Эмери. Когнитивная
терапия депресии.2004г.
4) З.Фрейд «Массовая психология и анализ
человеческого Я»1921г;
«Влечение и лечение»1913г.