Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:59, доклад
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали что стремление к удовольствию является основным мотивом действий и поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное .побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривался абстрактно, вне реальных общественных требований.
В современной буржуазной психологии некоторые ученые пытаются выводить поведение личности из биологических влечений, например сексуальных (Фрейд), другие—из «социальных» стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).
Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношении и активности человека.
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали что стремление к удовольствию является основным мотивом действий и поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное .побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривался абстрактно, вне реальных общественных требований.
В современной буржуазной психологии некоторые ученые пытаются выводить поведение личности из биологических влечений, например сексуальных (Фрейд), другие—из «социальных» стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).
Такое понимание побуждений искажает картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Ф, Энгельс указывал,что человеком 'могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти а в конечном итоге — внешние причины, оостоятельства жизни,
___
1экономические моральные и политические отношения.
62
Латинский афоризм гласит: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Этот афоризм привел К. Маркс, когда его спросили об интересах. И действительно, личность вступает в многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики; пдиэтоМ личность исходит из разных побуждений или мотивов. Мотивы — эгД осознанные побуждения к деятельности Или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает ясный отчет себе в этом.
В одних случаях человек
руководствуется сознанием
Отсюда следует, что
при анализе поведения и
Итак, в качестве мотивов
выступают различные
Изучение мотивов человека имеет важное значение для по* нимания морально-психологической сущности личности. Одни, например, добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие — в силу сознания долга, а третьи — временно, в инте* ресах достижения карьеристских замыслов.
Все эти характеристики представляют различные уровни социального развития разных личностей.
Понятие об интересе. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Например, интерес к театру может стать настоятельной потребностью посещать спектакли или даже заняться сценической деятельностью.
Формирование интер.еса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями, способностями.
Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие, вначале, может быть, неосознанные источники, корни как в свойствах объекта, так и в свойствах субъекта. Почему объект привлекает внимание, доставляет радость, наслаждение? Потому что по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою или потребностям личности. Вот почему один и тот же объект не может у всех людей вызвать одни и те же переживания. Правда, одни объекты отвечают общечеловеческой природе людей, другие — возрастным особенностям, третьи — социально-групповым и четвертые — индивидуальному складу, специфическим склонностям, взглядам и вкусам личности. У всех детей, например, яркий, красочный объект, звуковой ритм, мелодия вызывают наслаждение.
Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности, отражающего историю ее жизни и деятельности.
Отношения субъекта не только направляются, но и воспитываются другими людьми. Например, коллективное мнение о качествах объекта и его жизненном значении, отношение к данному объекту авторитетных людей — все это влияет на отношение к нему личности. В период расцвета авиации молодежь стремилась к авиации, в век космонавтики массовым стал интерес к космическим полетам.
Таким образом, .интересы индивида, хотя и зависят от особенностей объекта и психических качеств самого индивида (его культуры, воспитанности, способностей и характера), в конечном итоге формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры общества, развития социальных отношений и т. д.
На каждой исторической ступени развития общества наряду с общечеловеческими выступают классовые интересы. Под влиянием всего строя жизни буржуазного общества, у «золотой» молодежи, например, на первый план выдвигаются денежные и сексуальные интересы.
В социалистическом обществе передовая молодежь испытывает интерес к созидательному труду, к творчеству в области науки, искусства, практики (техническое творчество). Интерес проявляется в положительных эмоциях, таких, например, как радость и удовлетворенность от работы, в возможности легко сосредоточивать внимание на объекте интереса и, наконец, в повышенной работоспособности человека.
Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что тонизирует, вызывает деятельное состояние коры мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно 1.
В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний. К. Д. Ушинский справедливо писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Вместе с тем он указывал, что нельзя все учение свести к интересу* Учение требует и
ВОЛеВОГО уСИЛИЯ.
Виды интересов Интересы
людей чрезвычайно
Материальный интерес может проявляться в стремлении к * жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п. Материальный интерес часто носит уродливые формы стяжательства, стремления к роскоши, накоплению имущества во имя имущества.
Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным "видам искусства (музыке, живописи, театру).
Специальные общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности. Есть немало людей (в том числе и учащихся), которые любят общественную работу и отдают ей все силы. Их радости и огорчения прежде всего связаны с успехами или неуспехами в общественных делах.
Различают^ непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес — это интерес к самому процессу* деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес — это интерес к результатам деятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению,, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда.
Наиболее благоприятным для активной и продуктивной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов. Если человек любит труд, сам процесс труда, заботится о его результатах, то он проявляет энтузиазм, творческое отношение к деятельности и добивается успешного завершения труда. При таком сочетании интересов личность чувствует себя наиболее удовлетворенной.
По уровню' действенности различают пассив
Пассивные интересы — это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: например, любит слушать оперу, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области. Активные интересы — это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес — один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Интересы различают также и по объему. Такое различие не определяет видов интереса, а скорее характеризует структуру интересов личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами и люди с широкими, но по-
верхностными интересами. Многие ученые и писатели отличались разносторонними интересами (М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев,^ А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и другие). Встречаются и такие люди, которые проявляют любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не проникая в их сущность, не увлекаясь серьезно и постоянно чем-либо одним. Наконец, есть люди с глубокими, но очень узкими интересами. Они ограничены в своем развитии — это очень односторонние люди.
Наиболее положительным
§ 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ
Понятие о мировоззрении. Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение в узком смысле слова — это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.
Следует различать мировоззрение класса (или общества в целом) и мировоззрение отдельной > личности, принадлежащей , к этому классу. Мировоззрение класса выражается в идеологии, или систематизированном, обобщенном общественном сознании. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Общественное сознание класса и сознание личности совпадают в своей сущности, но могут различаться по объему, глубине и степени их действенности.
Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и бытие целого класса, отражает также и психологию этого класса (социальной группы, нации, общества в целом). Мировоззрение личности формируется под влиянием определенной идеологии. Чем более развито общество, тем значительнее роль идеологии в формировании сознания масс. Поэтому, рассматривая мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния на формирование взглядов отдельного человека.
Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности.
Отражение общественного бытия совершается непосредст* венно, прямо и опосредованно, когда в процессе обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, выработан-
ными определенным классом. Второй путь формирования сознания личности не менее важен, чем первый. Прогрессивные общественные идеи могут опережать общественное бытие и вести личность вперед в ее борьбе за перестройку бытия. Кроме того, только при наличии опосредованного отражения бытия может правильно совершенствоваться и непосредственное его отражение. Без сознательного усвоения передовых общественных идей личность будет «блуждать в потемках». Она не сможет глубоко понять общественные события своего времени, разобраться в них.
Мировоззрение личности, как правило, обусловлено классовой принадлежностью. Так, мировоззрение буржуа и мировоззрение пролетария диаметрально противоположны, хотя тот и другой относятся к одной и той же общественной формации. «Буржуазия имеет со всеми другими нациями земли больше родственного, чем с рабочими, живущими у нее под боком. Рабочие говорят на другом диалекте, имеют другие идеи и представления, ^другие нравы и нравственные принципы, другую религию и политику, чем буржуазия. Это два совершенно различных народа, которые так же отличаются друг от друга, как если бы они принадлежали к различным расам...» 1,
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с морально-политическими взглядами одного человека и соответственно санкционируется или затормаживается им. Твердость мировоззрения придает определенность и стойкость личности.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, — оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
В социалистическом обществе умами
владеет марксистско-ленинское