Направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:59, доклад

Краткое описание

С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали что стремление к удовольствию является основным мотивом действий и поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное .побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривался абстрактно, вне реальных общественных требований.
В современной буржуазной психологии некоторые ученые пытаются выводить поведение личности из биологических влечений, например сексуальных (Фрейд), другие—из «социальных» стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).

Вложенные файлы: 1 файл

Направленность личности.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Кроме этих причин, непоследовательность мировоззрения, ошибки во взглядах могут определяться характером познания, когда человек за отдельными, частными фактами не видит об-

щей тенденции (как говорят, за деревьями  не видит леса), или наоборот. Образом  жизни также определяются взгляды: у тунеядца складывается своя философия, оправдывающая ничего-н.еделание.

Чтобы понять своеобразие личности, необходимо проанализировать качественные особенности ее мировоззрения.

Качества мировоззрения. Качественная характеристика мировоззрения личности определяется следующими признаками: 1) содержательностью и научностью, 2) систематичностью и цельностью, 3) логической последовательностью и доказательностью, 4) степенью обобщенности и конкретности, 5) связями с деятельностью и поведением.

Содержательность  и научность мировоззрения характеризуют личность со стороны богатства и глубины знаний. В противоположность житейскому мировоззрению или взглядам на действительность с позиций так называемого здравого смысла, научное мировоззрение позволяет поступать со знанием дела, видеть далекие перспективы, последствия действий и поведения. Только научное мировоззрение освобождает личность от суеверий, от страха и неуверенности перед силами природы и общества.                   ,                                                         '

Научность мировоззрения  является признаком глубокого осознания  тех принципов, которыми личность руководствуется  в жизни. Это качество свидетельствует  о том, что человек не только воспринял  идеи, но и глубоко продумал и  внутренне, для себя, обосновал их, опираясь на жизненные факты, а тем самым и утвердил их как истинные. Только человек с таким мировоззрением способен бороться за свои взгляды, отстаивать их и твердо следовать им в поведении и деятельности.

В противоположность  этому глубоко осознанному мировоззрению, начетчик, механически воспринимавший идеи из книг, не может отстаивать взгляды, так как не имеет подлинной убежденности в их истинности, не уверен в их правоте.

Мировоззрение систематично и цельно тогда, когда личность выработала определенные вгляды по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности, когда взгляды по отдельным вопросам согласуются между собой и составляют единую систему мнений и методологических подходов.

Систематичность и цельность  мировоззрения позволяют говорить о вполне определенной и сложившейся личности. Человек, обладающий таким мировоззрением, занимает твердую жизненную» позицию, идёт уверенно по определенному пути к намеченной цели.                                     .          • • ,'

Наоборот, личность, у которой мировоззрение внутренне противоречиво, часто проявляет непоследовательность в оценках событий, в поведении.

Мировоззрение, как система  взглядов, всегда обобщенно. Благодаря обобщенности личность может разобраться в раз-

личных конкретных событиях жизни, предвидеть далекие последствия этих событий. Человек, у которого взгляды слишком конкретны, привязаны к определенным явления-м, может не понять тенденций общественного развития, вследствие чего в его мировоззрении проявляется консервативность.

Признавая важность обобщенности мировоззрения, необходимо учитывать степень соотношения отвлеченного и конкретного во взглядах. Обобщение всегда ведет к отвлечению. Иногда отвлечение приводит к тому, что человек за общими, абстрактными идеями не увидит конкретной жизни и- не сможет оценить ее в соответствии с принципами. Есть люди, которые много говорят, выдвигая всякого рода планы, и в то же время оказываются совершенно беспомощными в практической жизни.

Необходима определенная мера отвлеченного и конкретного в системе взглядов личности. Нужная мера образуется лишь тогда, когда человек не отрывается от жизни, а живет ею и ею проверяет истинность своих взглядов.

Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. .Ми-ровоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует (например, проповедуя мораль, нарушает ее на каждом шагу).

При сочетании указанных положительных  качеств мировоззрение превращается в глубокие убеждения личности.

Понятие об убежденности. Убежденность — глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убежденный человек тот, у кого идеи слились с чувством и волей, для кого невозможен поступок, противоречащий принципам. М. И. Калинин справедливо говорил, что работа, требующая подвижничества, возможна только для людей, глубоко убежденных в правоте и красоте тех принципов, за которые они борются.

Убеждения формируются при активном отношении к действительности, при самостоятельном, вдумчивом отношении к знаниям, ответственном отношении к собственным обязанностям. Отсюда понятно, что созерцательное отношение к действительности и простое начетничество при усвоении знаний не могут сформировать действительных убеждений, за которые бы человек боролся.

Убежденный человек — это  цельный, определенный, целеустремленный, стойкий, страстный человек, способный отстаи-

вать свои взгляды и свои дела, готовый на жертвы во имя исполнения долга. Именно такой человек вызывает у окружающих уважение и восхищение, именно такие люди являются двигателями общественного прогресса.

Понятие об идеале. На основе мировоззрения, морально-политических взглядов складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания личности. В нравственном идеале, как в фокусе, отражаются убеждения человека, его жизненная позиция. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Наличие высокого нравственного идеала означает высокий уровень 'развития личности, характеризует благородство ее помыслов и действенную целеустремленность. Зрелый идеал человека содержит обобщенный образ совершенной личности, являющейся образцом' для других (идеал нравственной воспитанности, учености, мастерства и т. п.).

Идеал отражает жизнь. Нельзя себе представить что-либо, элементов чего не было бы в реальности. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности. Более того, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Следовательно, реальное, будучи отраженным, может выступать в качестве идеального для той личности, для которой оно служит образцом поведения и деятельности. Но любой обобщенный - идеал всегда содержит в себе те элементы совершенного, которые есть в действительности. Вместе с тем идеал — это тот образ, образец, который предвосхищает будущее и в какой-то мере опережает жизнь, отражая тенденции ее развития. В идеале есть всегда кусочек фантазии, т. е. переконструированной действительности, когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного, подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.                                     ч

В моральном кодексе строителя  коммунизма — нравственном идеале личности нового человека — не только отражаются лучшие черты передового' советского человека, но и завтрашний день бытия члена коммунистического общества.                  ;

Фантазия, основанная на знании объективных  закономерностей развития общества, создает такую идеальную картину общества и личности, которой как таковой нет в действительности (есть только элементы, отдельные черты), но которая не только возможна, но и обязательно станет реальностью.

Человеку свойственно  предвосхищать будущее на основе обобщения прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок личности, ее взглядов, интересов и вкусов, общей воспитанности.

Сознание своего идеала вызывает разнообразные  переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удив-

ления, восторга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу.

Наблюдаются два типа отношения  к идеалу: 1) созерца--тельно-восторженное и 2) страстно-деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: «живи, как живется», «живи, как другие рядом живут». Во втором случае восхищение идеальным порождает' огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает как план жизни. Он реализуется личностью в процессе активной работы над собой. Идеал — путеводная звезда, указывающая направление движения, но остающаяся постоянно далекой и недосягаемой. Идеал зовет идти вперед, он содержит программу работы над собой. Вместе с тем ни один человек не считает, что он достиг на каком-то этапе идеального совершенства.

Личный идеал советского .человека выступает вместе с тем и идеалом  общества. Он выступает как программа развития не уединенной личности, а человека-гражданина, члена коллектива, заботящегося о других не меньше, чем о самом себе.


Информация о работе Направленность личности