Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:59, доклад
С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали что стремление к удовольствию является основным мотивом действий и поступков индивида (учение гедонизма). Другие находили, что исполнение долга составляет основное .побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривался абстрактно, вне реальных общественных требований.
В современной буржуазной психологии некоторые ученые пытаются выводить поведение личности из биологических влечений, например сексуальных (Фрейд), другие—из «социальных» стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).
Кроме этих причин, непоследовательность мировоззрения, ошибки во взглядах могут определяться характером познания, когда человек за отдельными, частными фактами не видит об-
щей тенденции (как говорят, за деревьями не видит леса), или наоборот. Образом жизни также определяются взгляды: у тунеядца складывается своя философия, оправдывающая ничего-н.еделание.
Чтобы понять своеобразие личности, необходимо проанализировать качественные особенности ее мировоззрения.
Качества мировоззрения. Качественная характеристика мировоззрения личности определяется следующими признаками: 1) содержательностью и научностью, 2) систематичностью и цельностью, 3) логической последовательностью и доказательностью, 4) степенью обобщенности и конкретности, 5) связями с деятельностью и поведением.
Содержательность
и научность мировоззрения характеризуют личность
со стороны богатства и глубины знаний.
В противоположность житейскому мировоззрению
или взглядам на действительность с позиций
так называемого здравого смысла, научное
мировоззрение позволяет поступать со
знанием дела, видеть далекие перспективы,
последствия действий и поведения. Только
научное мировоззрение освобождает личность
от суеверий, от страха и неуверенности
перед силами природы и общества. ,
Научность мировоззрения является признаком глубокого осознания тех принципов, которыми личность руководствуется в жизни. Это качество свидетельствует о том, что человек не только воспринял идеи, но и глубоко продумал и внутренне, для себя, обосновал их, опираясь на жизненные факты, а тем самым и утвердил их как истинные. Только человек с таким мировоззрением способен бороться за свои взгляды, отстаивать их и твердо следовать им в поведении и деятельности.
В противоположность этому глубоко осознанному мировоззрению, начетчик, механически воспринимавший идеи из книг, не может отстаивать взгляды, так как не имеет подлинной убежденности в их истинности, не уверен в их правоте.
Мировоззрение систематично и цельно тогда, когда личность выработала определенные вгляды по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности, когда взгляды по отдельным вопросам согласуются между собой и составляют единую систему мнений и методологических подходов.
Систематичность и цельность
мировоззрения позволяют говорить о вполне определенной
и сложившейся личности. Человек, обладающий
таким мировоззрением, занимает твердую
жизненную» позицию, идёт уверенно по
определенному пути к намеченной цели.
Наоборот, личность, у которой мировоззрение внутренне противоречиво, часто проявляет непоследовательность в оценках событий, в поведении.
Мировоззрение, как система взглядов, всегда обобщенно. Благодаря обобщенности личность может разобраться в раз-
личных конкретных событиях жизни, предвидеть далекие последствия этих событий. Человек, у которого взгляды слишком конкретны, привязаны к определенным явления-м, может не понять тенденций общественного развития, вследствие чего в его мировоззрении проявляется консервативность.
Признавая важность обобщенности мировоззрения, необходимо учитывать степень соотношения отвлеченного и конкретного во взглядах. Обобщение всегда ведет к отвлечению. Иногда отвлечение приводит к тому, что человек за общими, абстрактными идеями не увидит конкретной жизни и- не сможет оценить ее в соответствии с принципами. Есть люди, которые много говорят, выдвигая всякого рода планы, и в то же время оказываются совершенно беспомощными в практической жизни.
Необходима определенная мера отвлеченного и конкретного в системе взглядов личности. Нужная мера образуется лишь тогда, когда человек не отрывается от жизни, а живет ею и ею проверяет истинность своих взглядов.
Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. .Ми-ровоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует (например, проповедуя мораль, нарушает ее на каждом шагу).
При сочетании указанных
Понятие об убежденности. Убежденность — глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убежденный человек тот, у кого идеи слились с чувством и волей, для кого невозможен поступок, противоречащий принципам. М. И. Калинин справедливо говорил, что работа, требующая подвижничества, возможна только для людей, глубоко убежденных в правоте и красоте тех принципов, за которые они борются.
Убеждения формируются при активном отношении к действительности, при самостоятельном, вдумчивом отношении к знаниям, ответственном отношении к собственным обязанностям. Отсюда понятно, что созерцательное отношение к действительности и простое начетничество при усвоении знаний не могут сформировать действительных убеждений, за которые бы человек боролся.
Убежденный человек — это цельный, определенный, целеустремленный, стойкий, страстный человек, способный отстаи-
вать свои взгляды и свои дела, готовый на жертвы во имя исполнения долга. Именно такой человек вызывает у окружающих уважение и восхищение, именно такие люди являются двигателями общественного прогресса.
Понятие об идеале. На основе мировоззрения, морально-политических взглядов складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания личности. В нравственном идеале, как в фокусе, отражаются убеждения человека, его жизненная позиция. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Наличие высокого нравственного идеала означает высокий уровень 'развития личности, характеризует благородство ее помыслов и действенную целеустремленность. Зрелый идеал человека содержит обобщенный образ совершенной личности, являющейся образцом' для других (идеал нравственной воспитанности, учености, мастерства и т. п.).
Идеал отражает жизнь. Нельзя себе представить что-либо, элементов
чего не было бы в реальности. Положительный
идеал возникает в результате обобщения
всего лучшего, что есть в действительности.
Более того, идеалом может выступать образ
конкретной личности, исторической или
современной. Следовательно, реальное,
будучи отраженным, может выступать в
качестве идеального для той личности,
для которой оно служит образцом поведения
и деятельности. Но любой обобщенный -
идеал всегда содержит в себе те элементы
совершенного, которые есть в действительности.
Вместе с тем идеал — это тот образ, образец,
который предвосхищает будущее и в какой-то
мере опережает жизнь, отражая тенденции
ее развития. В идеале есть всегда кусочек
фантазии, т. е. переконструированной действительности,
когда отбрасывается несущественное и
элементы несовершенного, подчеркивается
и даже преувеличивается прекрасное, совершенное.
Так создается идеал, в котором лучшее
в настоящем и будущем слито.
В моральном кодексе строителя коммунизма — нравственном идеале личности нового человека — не только отражаются лучшие черты передового' советского человека, но и завтрашний день бытия члена коммунистического общества. ;
Фантазия, основанная на знании объективных закономерностей развития общества, создает такую идеальную картину общества и личности, которой как таковой нет в действительности (есть только элементы, отдельные черты), но которая не только возможна, но и обязательно станет реальностью.
Человеку свойственно предвосхищать будущее на основе обобщения прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок личности, ее взглядов, интересов и вкусов, общей воспитанности.
Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удив-
ления, восторга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу.
Наблюдаются два типа отношения к идеалу: 1) созерца--тельно-восторженное и 2) страстно-деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: «живи, как живется», «живи, как другие рядом живут». Во втором случае восхищение идеальным порождает' огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает как план жизни. Он реализуется личностью в процессе активной работы над собой. Идеал — путеводная звезда, указывающая направление движения, но остающаяся постоянно далекой и недосягаемой. Идеал зовет идти вперед, он содержит программу работы над собой. Вместе с тем ни один человек не считает, что он достиг на каком-то этапе идеального совершенства.
Личный идеал советского .человека выступает вместе с тем и идеалом общества. Он выступает как программа развития не уединенной личности, а человека-гражданина, члена коллектива, заботящегося о других не меньше, чем о самом себе.