Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа
Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической  базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность  влияния сюжетно-ролевой игры  на формирование положительных  взаимоотношений детей старшего  дошкольного возраста.
Введение
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра - самоценная деятельность для 
дошкольника, обеспечивающая ему ощущение 
свободы, подвластности вещей, действий, 
отношений, позволяющая наиболее полно 
реализовать "здесь и теперь", 
достичь состояния полного 
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются 
духовные и физические силы ребенка; 
его внимание, память, воображение, 
дисциплинированность, ловкость. Кроме 
того, игра – это своеобразный, свойственный 
дошкольному возрасту способ усвоения 
общественного опыта. В игре формируются 
все стороны личности ребенка, происходят 
значительные изменения в его 
психике, подготавливающие переход 
к новой, более высокой стадии 
развития. Этим объясняются огромные 
воспитательные возможности игры, которую 
психологи считают ведущей 
Игра является эффективным средством 
формирования личности дошкольника, его 
морально-волевых качеств, в игре 
реализуется потребность 
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы. (4, стр. 43)
Объект исследования – сюжетно-ролевая игра.
Предмет исследования – исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, изучение нравственного воспитания и культуры поведения детей данного возраста.
Зная объект и предмет, автор формирует тему: сюжетно-ролевая игра - как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и 
3. опытным путем проверить 
Гипотеза исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Методы исследования:
- методы исследования 
- индивидуальная беседа;
-наблюдение.
 
1. Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «игра» и 
актуальные вопросы детской 
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинг
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – подлинная социальная 
практика ребенка, его реальная жизнь 
в обществе сверстников, Поэтому 
столь актуальной для дошкольной 
педагогики является проблема использования 
игры в целях всестороннего 
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;
Игра должна носить самодеятельный 
характер и все более развиваться 
в этом направлении при условии 
правильного педагогического 
Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение 
- самореализации в игре как 
полигоне человеческой 
- игротерапевтическую: 
- диагностическую: выявление 
- функцию коррекции: внесение 
позитивных изменений в 
- межнациональной коммуникации: усвоение 
единых для всех людей 
- социализации: включение в систему 
общественных отношений, 
Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.[17, стр.8].
 
1.2 Характеристика основных видов игр и их классификация
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе 
взрослого, внедряющего их с 
образовательной и 
- игры, идущие от исторически 
сложившихся традиций этноса 
– народные игры, которые могут 
возникать как по инициативе 
взрослого, так и более 
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:
1.Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.
- сюжетно-ролевая игра – это 
основной вид игры ребенка 
дошкольного возраста. Ей присущи 
основные черты игры: эмоциональная 
насыщенность и увлеченность 
детей, самостоятельность, 
- игры драматизации. Им присущи 
основные черты творческих игр:
- строительно-конструктивные 
Две игры с готовым содержанием 
и правилами предназначены для 
формирования и развития определенных 
качеств личности ребенка. В дошкольной 
педагогике принято делить игры с 
готовым содержанием и 
2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.