Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:42, дипломная работа
Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях. По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
2. изучение теоретической и практической  базы опыта работы;
3. опытным путем проверить эффективность  влияния сюжетно-ролевой игры  на формирование положительных  взаимоотношений детей старшего  дошкольного возраста.
При преобладании у ребенка потребности 
в авторитарном руководстве игрой 
целесообразно использовать в качестве 
одного из педагогических приемов систематические 
длительные поручения ему заданий, 
имеющих общественную направленность: 
помощь коллективу, защита младших 
товарищей, помощь им и т. п. При этом 
важно учитывать его интересы 
и возможности. Успешное выполнение 
задания необходимо поощрить положительной 
оценкой в присутствии 
3.3 Влияние сюжетно-ролевой 
игры на формирование 
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую 
роль в формировании положительных 
взаимоотношений детей и 
Уже трех-, четырехлетние дети начинают 
понимать и усваивать такие правила: 
не бросать игрушки, класть их на место, 
не выхватывать игрушку у 
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
В сюжетно-ролевых играх возможно 
сближение больших групп детей, 
что создает условия для 
- воспитание желания и умения совместно играть;
-воспитание навыков 
- воспитание доброжелательного 
отношения к людям, желания 
и готовности сделать им 
Дети имеют обобщенные и дифференцированные 
представления только в том случае, 
если они прежде осмыслят конкретные 
поступки. Поэтому педагог должен 
привлекать ребенка к самостоятельному 
анализу отношений со сверстниками, 
различных конфликтных 
Беседы воспитателя с детьми, 
в которых используются создавшиеся 
в игре ситуации, формируют у детей 
представления о честном, справедливом 
отношении друг к другу. Коллективные, 
слаженные отношения между 
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», - говорит воспитатель детям.
В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи – признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.
Эти особенности требуют 
В сюжетно-ролевой игре ярче видны 
реальные взаимоотношения детей, поэтому 
здесь формирование организаторских 
умений наиболее эффективно, кроме 
того, создаются возможности для 
постепенного их усложнения. Прежде всего, 
в умении создавать условия для 
игры (место, материал), распределять роли, 
подчиняться тому, кто выполняет 
главную роль, принимать желающих, 
считаться с возможностями 
Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.
Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности, возможном использовании любой педагогической ситуации.
Однако следует постоянно 
3.4 Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н.Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с продолжением (Н. Палагина);
Активизирующее общение 
Игра в телефон (Н. Палагина);
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
2. Методы и приемы, способствующие 
регулированию игровых 
Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости»)
Участие воспитателя в игре (главная роль);
Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
Создание разновозрастных 
3.Косвенные приемы руководства
Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);
Изменение игровой среды;
Наблюдение, экскурсия;
Создание воображаемой ситуации: объяснение 
по воображаемому радио или 
 
4. Опытно-экспериментальная 
4.1 Констатирующий этап исследовательской работы
Опытная-экспериментальная 
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- провести диагностику 
- выявить особенности 
- выяснить условия, 
- провести системную работу 
по формированию 
- провести сравнительный анализ 
результатов исследования с 
Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
В начале констатирующего эксперимента 
в группе с детьми была проведена 
диагностика взаимоотношений 
Цель: выявление реальных взаимоотношений детей данной группы через игру.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Узнать –
1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
2. Как относятся все остальные 
дети группы к данному ребенку.
3. Насколько совпадает 
4. Совпадение всех трех 
Каждый ребенок в 
1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
2. Как относятся все остальные 
дети группы к данному ребенку.
3. Насколько совпадает 
4. Совпадение всех трех