Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа
На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.
Задачи исследования:
Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по выбранной проблематике.
Определить преобладающие типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..………………………......……………3
ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте....………....................................5
1.1. Психологические  особенности подросткового возраста..................................5
1.2. Теоретические подходы к изучению характера...............................................10
1.3. Понятие акцентуации характера. Акцентуация характера в подростковом возрасте…………………...........................................................................................12
Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33
2.1. Акцентуации  характера по К. Леонгарду…………………………………….20
2.2. Акцентуации  характера по К. Личко……………………………………..….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………..…………………..33
список литературы………….....……………..……..………………………34
Курсовая работа
по дисциплине
психология личности
на тему:
«Акцентуации характера в подростковом возрасте»
Выполнила:
Принял:
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…..….…………………..……………………
ГЛАВА I. Теоретическое изучение акцентуаций 
характера в подростковом возрасте....………...............
1.1. Психологические 
особенности подросткового 
1.2. Теоретические 
подходы к изучению характера.....................
1.3. Понятие 
акцентуации характера. Акцентуация характера 
в подростковом возрасте…………………...............
Глава II. Классификации акцентуаций характера…………….33
2.1. Акцентуации 
характера по К. Леонгарду……………
2.2. Акцентуации 
характера по К. Личко………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………
список литературы………….....……………..……..
 
Введение
У большинства подростков отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят о таких особо усиленных чертах вслед за К. Леонгардом как акцентуация характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Цель исследования: проанализировать акцентуации характера в подростковом возрасте.
Предмет исследования: типы акцентуаций характера в подростковом возрасте.
На основе теоретического анализа литературы, нами была выдвинута следующая гипотеза: дети подросткового возраста имеют различные типы акцентуаций характера, оказывающие существенное влияния на становление личности.
Задачи исследования:
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции А. Личко, К. Леонгарда.
 
ГЛАВА I.
Теоретическое изучение акцентуаций характера и профессиональных предпочтений в подростковом возрасте
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение 
Первым фактором развития личности 
подростка является его собственная 
большая социальная активность, направленная 
на усвоение определенных образцов и 
ценностей, на построение удовлетворяющих 
отношений со взрослыми и товарищами, 
наконец, на самого себя (проектирование 
своей личности и своего будущего 
с попытками реализовать 
Все это вызывает огромное разнообразие 
условий, определяющих развитие, а отсюда 
- пестроту проявлений и существенные 
различия в развитии тех или иных 
сторон взрослости. Например, в VII классе 
есть мальчики еще с детским обликом 
и интересами, но есть и очень 
взрослые ребята, уже приобщившиеся 
к некоторым сторонам взрослой жизни; 
есть "интеллектуалы" с устойчивыми 
содержательными интересами, но есть 
подростки и без таких 
Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Например, для одного "интеллектуала" книги и знания - главное в жизни, а во многом остальном он - "дитя"; другой - тоже классный "интеллектуал" - дома читает статьи по электронике и увлечен радиотехникой, но бездельничает на уроках чрезвычайно занят вопросом соответствия своего облика моде и превыше всего ценит общение с более взрослыми ребятами, с которыми можно поговорить обо всем, начиная от смысла жизни и кончая вопросом о лучшей парикмахерской; третьего "интеллектуала" особенно не манит взрослость в ее внешних проявлениях, но он усиленно воспитывает в себе качества мужественности, а в отношениях с девочками ведет себя, по их мнению, как ребенок - дергает за галстук, лохматит прически. В этих трех вариантах, сходных по одному параметру, развитие взрослости происходит по-разному, и при этом формируются различные по содержанию жизненные ценности. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.
Подростковый период считают трудным 
и критическим. Такая оценка обусловлена, 
во-первых, происходящими в это 
время многочисленными 
На протяжении более чем полувека ведется теоретический спор о роли биологических и социальных моментов в возникновении явлений критического развития в подростковом периоде.
В подростковом 
возрасте наступают резкие перемены 
во внутренней среде организма в 
связи с изменениями в системе 
активно действующих желез 
Половое 
созревание и сдвиги в физическом 
развитии подростка имеют немаловажное 
значение в возникновении новых 
психологических образований. Во-первых, 
эти очень ощутимые для самого 
подростка изменения делают его 
объективно более взрослым и являются 
одним из источников возникающего ощущения 
собственной взрослости (на основе 
представления о своем сходстве 
со взрослыми). Во-вторых, половое созревание 
стимулирует развитие интереса к 
другому полу, появление новых 
ощущений, чувств, переживаний. Степень 
внутренней занятости и сосредоточенности 
подростка на новых ощущениях 
и переживаниях, их место в его 
жизни определяются как широкими 
социальными условиями, так и 
конкретными индивидуальными 
 
1.2. Теоретические подходы к изучению характера
Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).
Характер 
человека — это то, что определяет 
его значимые поступки, а не случайные 
реакции на те или иные стимулы 
или сложившиеся 
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.
Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.
Однако индивидуальных черт не так много, как кажется. Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей,
2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности [2;].
Характер 
– индивидуальное сочетание наиболее 
устойчивых, существенных приобретенных 
особенностей личности, проявляющихся 
в поведении человека, в определенном 
отношении: 1) к себе (степень требовательности, 
критичности, самооценки); 2) к другим 
людям (индивидуализм или 
Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте