Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:15, статья
Современный характер требований общественной практики, предъявляемых  психологии развития, обусловливает  ее сближение не только с педагогикой, но и с медициной и инженерной психологией, а также с другими смежными отраслями науки, изучающими человека. 
Появление новой проблематики на стыке возрастной и инженерной психологии и психологии труда обусловлено необходимостью учета возрастного фактора при построении эффективных режимов тренинга операторов и при обучении профессиональному мастерству в условиях высокоавтоматизированного производства, при оценке надежности работы и адаптационных возможностей человека в условиях перегрузок.
1.Проблема органической  и средовой обусловленности психики  и поведения человека;
2.Проблема влияния стихийного  и организованного обучения и  воспитания на развитие детей  (что больше влияет: семья, улица,  школа?);
3.Проблема соотношения  и выявления задатков и способностей;
4.Проблема соотношения  интеллектуальных и личностных  изменений в психическом развитии  ребенка.
Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе.
1.Проблема органической 
и средовой обусловленности 
2.Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3.Проблема соотношения 
и выявления задатков и 
4.Проблема соотношения 
интеллектуальных и личностных 
изменений в психическом 
Современный характер требований 
общественной практики, предъявляемых 
психологии развития, обусловливает 
ее сближение не только с педагогикой, 
но и с медициной и инженерной психологией, 
а также с другими смежными отраслями 
науки, изучающими человека. 
Появление новой проблематики на стыке 
возрастной и инженерной психологии и 
психологии труда обусловлено необходимостью 
учета возрастного фактора при построении 
эффективных режимов тренинга операторов 
и при обучении профессиональному мастерству 
в условиях высокоавтоматизированного 
производства, при оценке надежности работы 
и адаптационных возможностей человека 
в условиях перегрузок. Исследований в 
этом направлении проводится крайне мало.  
Сближение медицинских наук и психологии 
развития происходит на основе возрастающих 
требований клинической диагностики в 
целях более точной профилактики, лечения 
и трудовой экспертизы, с использованием 
глубоких и всесторонних знаний о состояниях 
и возможностях человека в разные периоды 
его жизни. Тесная связь с клиникой, медициной, 
включая гериатрию, способствует углубленной 
разработке основных проблем возрастной 
психологии, таких как потенциалы человеческого 
развития в различные возрастные периоды, 
определение возрастных норм психических 
функций. 
Одной из актуальных проблем является 
расширение знаний по возрастным особенностям 
психофизиологических функций взрослых 
путем их микровозрастного анализа в период 
роста и инволюции. Проведение исследований 
в указанном плане на школьниках различного 
возраста позволило показать действие 
сложных закономерностей возрастной изменчивости 
некоторых психофизиологических функций 
на разных уровнях их организации и дать 
их теоретическое описание. 
Становление человека как личности, как 
субъекта познания, общественного поведения 
и практической деятельности так или иначе 
связано с возрастными лимитами, которые 
опосредуют процесс социального воздействия 
на человека, социальную регуляцию его 
статуса и поведения в обществе.  
Специфика возрастного фактора заключается 
не только в том, что он по-разному проявляется 
в отдельные периоды жизненного цикла. 
Его изучение осложняется тем обстоятельством, 
что он выступает в единстве с индивидуальными 
особенностями, которые важно учитывать 
при разработке возрастных нормативов. 
Проблема возрастного нормирования включает 
не только рассмотрение усредненных эталонов, 
но и вопрос об индивидуальной вариативности 
психологических характеристик. Кроме 
того, индивидуальные различия выступают 
как самостоятельная проблема в структуре 
психологии развития. Рассмотрение возрастных 
и индивидуальных особенностей в их единстве 
создает новые возможности для изучения 
обучаемости, для определения генеза и 
степени зрелости психологических функций.  
Следующий цикл проблем возрастной психологии 
связан с феноменом ускорения процесса 
развития. Акселерация в период роста 
и созревания организма и ретардация старения, 
отодвигание границ геронтогенеза в современном 
обществе под действием целого комплекса 
социально-экономических, санитарно-гигиенических 
и биотических факторов оказывают влияние 
на построение системы возрастного нормирования. 
В то же время вопросы акселерации и ретардации 
остаются мало изученными именно вследствие 
того, что сами возрастные критерии психического 
развития в их многообразии оказываются 
недостаточно разработанными. 
Для дальнейшего исследования одной из 
основных проблем психологии развития 
— классификации периодов жизни — первостепенное 
значение имеет структурно-генетический 
подход к онтогенетическому развитию 
человека. 
На основе знания основных характеристик 
жизненного цикла человека, его внутренних 
закономерностей и механизмов может быть 
осуществлена разработка синтетической 
проблемы о скрытых возможностях и резервах 
самого психического развития.  
В число основных проблем возрастной психологии 
входит исследование факторов развития, 
поскольку оно осуществляется во взаимодействии 
человека с окружающим миром, в процессе 
общения, практической и теоретической 
деятельности. Детерминанты и условия 
человеческого развития включают социально-экономические, 
политико-правовые, идеологические, педагогические, 
а также биотические и абиотические факторы.  
^ Таким образом, 
намечается определенная иерархия актуальных 
проблем более общего и частного порядка, 
решение которых подчинено основной цели 
— дальнейшей разработке теории индивидуального 
развития и расширению возможностей приложения 
научных знаний по психологии развития 
к решению задач социальной и производственной 
практики, поскольку сейчас научное исследование 
закономерностей психического развития 
становится необходимым условием дальнейшего 
совершенствования всех форм воспитания 
и образования не только подрастающего 
поколения, но и взрослого человека.
Информация о работе Актуальные проблемы психологии развития на современном этапе