Введение.
«Детский церебральный паралич (ДЦП) 
объединяет группу различных по клиническим 
проявлениям синдромов, которые возникают 
в результате дизонтогенеза мозга или 
его повреждения на различных этапах онтогенеза, 
и характеризуются неспособностью сохранять 
нормальную позу и выполнять произвольные 
движения. И хотя термин "церебральный 
паралич" не отражает многообразия 
имеющихся при этом заболевании неврологических 
нарушений, но его используют в мировой 
литературе, поскольку другого термина 
не предложено.[19]
   Детский церебральный 
паралич (ДЦП) занимает значительное место 
среди инвалидизирующих заболеваний детей 
и подростков как у нас в стране, так и 
за рубежом. ДЦП как следствие мультифакториального 
дизонтогенеза центральной нервной системы 
характеризуется многообразием клинических 
проявлений, на преодоление которых в 
течение многих лет с большей или меньшей 
степенью эффективности были направлены 
усилия специалистов различных профилей. 
[5]
Детский церебральный паралич (ДЦП)  
одно из тех заболеваний, которые часто 
приводят к тяжелой инвалидности. Частота 
детских церебральных параличей составляет 
от 2,5 до 5,9 детей на 1000 родившихся, но количество 
детей угрожаемых по развитию ДЦП значительно 
больше. Именно своевременное и комплексное 
лечение детей перенесших родовую травму 
и имеющих отклонения в психомоторном 
развитии позволяет во многих случаях 
избежать диагноза детский церебральный 
паралич. [10]
Ежегодно на учет по инвалидности ставится 
около 800 тысяч человек, 25% от этого числа 
составляет трудоспособный контингент. 
За последние пять лет рост инвалидности 
в целом составляет 8-10% при резком увеличении 
числа детей-инвалидов. По оценкам специалистов 
к 2015 году доля здоровых новорожденных 
может сократиться до 15-20% от общего числа 
детей. «Функциональные отклонения выявляются 
у 33-50% новорожденных, из них у 70% детей 
имеются начальные признаки патологии 
опорно-двигательного аппарата. Среди 
инвалидов с детства 85% приходится на инвалидность 
по психоневрологическому профилю» (Семенова 
К.А.). [9]
Известно около 500 факторов, объясняющих 
причины появления клиники ДЦП. Так как 
развитие медицинской науки и методов 
исследования не стоит на месте, то этих 
факторов со временем будет найдено еще 
больше, а прогнозы в абилитации и реабилитации 
детей с ДЦП станут еще пессимистичнее. 
Такой парадоксальный вывод не устраивает 
врачей и родителей больных детей с ДЦП. 
Поэтому продолжение изучения абилитационных 
и реабилитационных мероприятий, направленных 
на улучшение состояния больных с ДЦП,  
является как никогда актуальным. Необходимо 
отметить, что среди многообразия современных 
средств восстановительного лечения и 
реабилитации больных с ДЦП  все более 
устойчивые позиции занимают высокотехнологичные 
методы, основанные на изучении патогенеза 
этого заболевания и на синхронном коррекционном 
воздействии на многочисленные его звенья. 
Есть все основания надеяться на дальнейшее 
их развитие и широкое внедрение в практику. 
[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Понятие об 
абилитации и реабилитации у детей с ДЦП.
Термин «реабилитация» в детском 
возрасте и у взрослого человека имеет 
разное содержание. У взрослого человека реабилитация 
это достаточно ограниченный 
во времени процесс, направленный на повторное 
приспособление личности больного к социально-бытовой 
среде через восстановление нарушенных 
функций и трудоспособности. [1]
В отличие от взрослых, у значительной 
части детей потребность в реабилитации 
возникает с первых дней или недель их 
жизни и продолжается до достижения взрослого 
возраста. Возникшие внутриутробно или 
в раннем постнатальном периоде дефекты 
нарушают ход онтогенетического развития 
ребенка. Поэтому процесс преодоления 
дефектов у детей гораздо более длительный 
и сложный, чем просто восстановление 
функций, нарушенных болезнью. Он включает 
в себя как меры воздействия на первичный 
дефект, так и меры воздействия на вторичные 
нарушения дизонтогенетического характера, 
а также целенаправленное активное формирование 
биологических предпосылок, необходимых 
для первичного приспособления ребенка 
к социальной среде. У ребенка в этом процессе 
сложно, а порой и невозможно, выделить 
отдельные этапы, так как они являются 
звеньями единого процесса, осуществляемого 
параллельно в одно и то же время в течение 
всего периода онтогенетического развития 
ребенка.
Реабилитация - система лечебно-педагогических 
мероприятий, направленных на предупреждение 
и лечение патологических состояний, которые 
могут привести к временной или стойкой 
утрате трудоспособности. Реабилитация 
имеет целью по возможности быстро восстановить 
способность жить и трудиться в обычной 
среде. [10]
У детей, больных ДЦП, часто 
имеющих гестационную незрелость, наблюдается 
незрелость структур и функций мозга в 
целом, нарушение этапов их созревания. 
Отмечается также структурная незрелость 
перивентрикулярного белого вещества 
и его сосудистой системы. Незрелость 
мозга и перивентрикулярной области (ПВО) 
определяют особую ранимость, повышенную 
чувствительность ПВО к гипоксии с развитием 
перивентрикулярной лейкомаляции. Однако 
в то же время эта незрелость структур 
и тканей мозга, процессуальность течения 
болезни предоставляет возможность восстановления 
сосудистых и клеточных нарушений при 
раннем начале адекватной восстановительной 
терапии. [3, 7]
Важное место в этом процессе 
занимают реабилитационные службы детских 
амбулаторно-поликлинических учреждений. 
Процесс первичного приспособления ребенка 
с ДЦП с врожденными нарушениями, ограничивающими 
его жизнедеятельность и влекущими дезадаптацию 
к социальной среде, правильнее называть 
не реабилитацией, а абилитацией. 
В словаре терминов по реабилитации абилитация трактуется 
как комплекс мероприятий, направленных 
на формирование и развитие функциональных 
систем организма, способностей индивида, 
естественное становление которых затруднено 
в силу болезни, дефекта с целью успешности 
социальной интеграции. Точкой приложения 
как абилитационных, так и реабилитационных 
воздействий являются не проявления заболеваний, 
а их последствия. Комплексная абилитация 
и реабилитация строится на основе изучения 
результатов медико-физиологических и 
психологических показателей состояния 
ребенка (антропометрия, показатели физического 
развития, биологической зрелости, уровня 
интеллектуального развития и т.д.), а также 
интегральной оценки реабилитационного 
потенциала. [18]
Успешность абилитации и реабилитации 
детей с ДЦП в большой степени зависит 
от ранних сроков начала лечения, от непрерывности 
комплексной реабилитации, направленной 
на нормализацию патогенетических механизмов 
развития болезни, восстановление двигательных, 
речевых и психических функций.
В нашей стране имеется хорошо 
налаженная система лечения, абилитации 
и реабилитации детей с детскими церебральными 
параличами. Эта система предусматривает 
поэтапное лечение в различных учреждениях: 
родильный дом, специализированное отделение 
для новорожденных, поликлиника, неврологическое 
и ортопедическое отделения, специализированные 
санатории, ясли, детский сад, школа-интернат, 
детский дом. На всех этапах применяют 
комплексное лечение, предусматривающее 
восстановление нарушенных функций с 
помощью лечебной физкультуры, массажа, 
физиотерапевтических, ортопедических 
процедур, медикаментозных средств. Большое 
значение имеют активная коррекционно-воспитательная 
работа и необходимая логопедическая 
помощь. Число адаптированных к трудовой 
деятельности лиц может возрасти за счет 
правильно осуществляемых реабилитационных 
мероприятий. Реабилитационные мероприятия 
при ДЦП направлены на коррекцию двигательного 
дефекта, формирование повседневной независимости 
пациента в плане ухода за собой, улучшение 
двигательной активности и адаптацию 
при передвижении, улучшение возможностей 
общения, социальное и эмоциональное развитие, 
образование и обучение, адаптацию при 
нарушении глотания, жевания, коррекцию 
мотивационных нарушений.[1]
Непонятно и крайне опасно мнение 
некоторых специалистов не назначать 
полноценную лекарственную и прочую терапию 
в первые месяцы жизни ребёнка с поражением 
ЦНС и угрозой формирования ДЦП, якобы 
из-за опасности спровоцировать судорожную 
готовность мозга. Несвоевременное начало 
восстановительной терапии как раз и способствует 
прогрессированию патологических процессов 
с формированием судорожной готовности 
мозга, которую следует  своевременно 
выявлять и корректировать.
Бригада специалистов, работающая 
с детьми, страдающими ДЦП, должна включать 
невролога, реабилитолога, кинезотерапевта, 
врача-физиотерапевта, хирурга-ортопеда, 
психотерапевта, эрготерапевта, офтальмолога, 
оториноларинголога, психолога, педагога, 
олигофренопедагога, логопеда, генетика 
и социального работника. [1, 10]
2 Понятие о 
ДЦП. Виды и формы ДЦП. Прогноз.
Детский церебральный 
паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное 
заболевание нервной системы, обусловленное 
вредоносными воздействиями на мозг в 
различные периоды внутриутробного развития 
ребёнка, во время родов и в первые недели 
жизни. Время воздействия вредоносных 
факторов определяет картину болезни 
в большей степени, чем характер воздействующих 
факторов. Заболевание сопровождается 
не только собственно грубыми двигательными 
нарушениями, но и извращением программы 
нормального развития движений. [8]
Детский церебральный паралич 
нельзя отнести к не прогрессирующим заболеваниям, 
поскольку научными исследованиями последних 
десятилетий в нашей стране и за рубежом 
доказан текущий характер патофизиологических 
процессов в центральной нервной системе 
при данной болезни. В патогенезе ДЦП, 
наряду с непосредственным поражением 
моторной зоны коры головного мозга, подкорковых 
образований и пирамидного тракта, большое 
значение имеет поражение перивентрикулярной 
области (ПВО), атрофические и субатрофические 
процессы в коре головного мозга в целом, 
чаще в лобно-височных отделах, нарушение 
кровоснабжения головного мозга и ликвородинамические 
нарушения. [10]
ДЦП является прогрессирующим 
заболеванием с явлениями прогрессирующей 
перивентрикулярной лейкомаляции, возникающей 
вследствие подострого или хронического 
процесса тканевого некроза на фоне аутосенсибилизации 
организма внутримозговым антигеном, 
и возникновением так называемого воспалительного 
синдрома аутоаллергической природы. 
При хронической сосудистой мозговой 
недостаточности, наблюдающейся при данном 
заболевании, истощаются антиоксидантные 
ресурсы мозга и зона некроза в перивентрикулярной 
области, области ишемического или геморрагического 
поражения может увеличиваться по типу 
"чернильного пятна". [7, 8] 
Нельзя понять установку поликлинических 
врачей сохранять неопределённый диагноз 
перинатальной энцефалопатии, чаще всего 
без точного описания симптомов и синдромов 
поражения ЦНС, до 1-1,5 лет жизни больного 
ребёнка, даже в тех случаях, когда диагноз 
детского церебрального паралича уже 
очевиден. В последние годы появилась 
совершенно неадекватная тенденция затягивать 
постановку диагноза ДЦП и долее 1-1,5 лет 
жизни ребёнка, что приводит к неадекватно 
позднему лечению детей и усугублению 
патологических проявлений болезни, нарастанию 
степени их инвалидности.
Этиологическими факторами 
заболевания являются [4, 12]:
  - глубокая недоношенность и 
  гидроцефалия;
  - пороки развития головного 
  мозга;
  - кровоизлияния (интравентрикулярные и субэпидермальные, в мозжечок);
  - гипоксически-ишемические повреждения серого вещества;
  - перивентрикулярная лейкомаляция;
  - гипогликемические и тромбоэмболические 
  повреждения (в т.ч. вторичные васкулиты при инфекциях);
  - билирубиновая энцефалопатия;
  - гипоксия при дыхательных нарушениях 
  (бронхолегочная дисплазия);
  - травматическое повреждение 
  головного и спинного мозга (родовые травмы: 
  преждевременные, стремительные, затянувшиеся 
  роды, тугое обвитие пуповиной, асфиксия 
  в родах, повреждение шейного отдела позвоночника 
  в родах, наложение акушерских щипцов 
  и т.д.);
  - внутриутробное инфицирование 
  плода (токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса, краснухи и т.д.); 
  - несовместимость резус фактора 
  матери и плода с развитием ("резус-конфликт"); 
  - работа матери с токсическими 
  агентами во время беременности (лакокрасочное 
  производство, хлорсодержащие вещества 
  и т.д.); 
  - токсикозы беременности, инфекционные, 
  эндокринные, хронические соматические 
  заболевания (внутренних органов) матери; 
Характерные для ДЦП двигательные 
расстройства: гипертонус мышц, развитие 
контрактур, нарушение координации движений, 
атрофия мышц и др. При ДЦП формируются 
устойчивые порочные позы и движения, 
меняется осанка, возникают контрактуры 
и деформации опорно-двигатнльного аппарата 
(ОДА) и другие нарушения. Имеет место расстройство 
деятельности анализатора, что затрудняет 
нормальную адаптацию больных к окружающей 
среде. Типична повышенная эмоциональная 
возбудимость, инертность психики и т.п. 
[11, 16]