Электронное правительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 05:08, реферат

Краткое описание

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭП.Ковалева,Тюлютина.docx

— 24.25 Кб (Скачать файл)

2) Электронное правительство

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки

3) Задачи электронного правительства

Электронное правительство:

оптимизация предоставления правительственных услуг населению  и бизнесу;

поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

рост технологической  осведомленности и квалификации граждан;

повышение степени участия  всех избирателей в процессах  руководства и управления страной;

снижение воздействия  фактора географического местоположения;

4) Электронное правительство обеспечивает:

эффективное и менее затратное  администрирование;

кардинальное изменение  взаимоотношений между обществом  и правительством;

совершенствование демократии и повышение ответственности  власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном  виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

5) Цель

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства  информационного общества. Различные  категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные  средства доступа к информации с  тем, чтобы уменьшить стоимость  транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более  простым, быстрым и комфортным."

Таким образом, ЭП имеет следующие  основные цели:

оптимизация предоставления правительственных услуг населению  и бизнесу;

повышение степени участия  всех избирателей в процессах  руководства и управления страной;

поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

рост технологической  осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия  фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное  и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений  между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

6) Обычно в процессе внедрения электронного правительства выделяют три стадии.

Стадия 1 (публичность). На данной стадии средства ИКТ расширяют и  делают более быстрым и адресным доступ граждан, организаций и предприятий  к информации органов власти. Для  реализации данной стадии органы власти создают свои веб-сайты, на которых размещаются законодательные и другие нормативно-правовые акты, формы необходимых документов, статистические и экономические данные. Основной элемент данной стадии оперативность обновления информации и наличие правительственного веб-портала, который интегрирует все государственные информационные ресурсы и предоставляет доступ к ним "через одно окно". Данную стадию в Беларуси фактически реализует веб-сайт президента, дополненный сайтами правительства, министерств, исполкомов и других органов власти.

Стадия 2 (онлайн-транзакции). На второй стадии государственные услуги (регистрация недвижимости и земельных участков, заполнение налоговых деклараций, подача заявлений на разрешение) предоставляются в онлайн-режиме. Переход на данную стадию позволяет оптимизировать бюрократические и трудоемкие процедуры, сокращает масштабы коррупции (виртуальный контакт с чиновником понижает его возможности вымогать взятки). Реализация этой стадии позволяет органам власти оказывать услуги в электронной форме (e-services) населению и фирмам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю через "одно окно" (упомянутый выше правительственный портал).

Стадия 3 (участие). На третьей  стадии обеспечивается участие общества в госуправлении, путем обеспечения интерактивного взаимодействия граждан и фирм с политиками и чиновниками на протяжении всего цикла выработки государственной политики на всех уровнях власти. Реализуется с помощью веб-форумов, на которых обсуждаются проекты нормативных и законодательных актов, аккумулируются предложения. Типичный пример веб-форума организован совсем недавно в Беларуси по вопросам белорусской государственной идеологии.

 

7) Перевод государственных услуг в электронный вид разбит на пять этапов. Первый этап «Информационный» На этом этапе информация о государственной услуге должна быть размещена на едином портале и в сводном реестре услуг. Органы власти обязаны опубликовать сведения о порядке предоставления услуги, о ее стоимости и составе требуемых документов. Они также должны указать адреса, куда гражданам следует обращаться, и другую контактную информацию. 
 
Второй этап «Одностороннее взаимодействие» 
В это время  на едином портале государственных и муниципальных услуг должны быть помещены формы заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги. Человеку должна быть предоставлена возможность скопировать эти документы, заполнить в электронном виде и принести в распечатанном виде в орган власти. 
 
Третий этап «Двустороннее взаимодействие». 
На третьем этапе будет обеспечена возможность для граждан, желающих получить государственную услугу, представлять документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет. 
 
Четвертый этап «Интерактивное взаимодействие» 
предполагает предоставление гражданину возможности через указанный портал следить за прохождением своего запроса и узнавать статус рассмотрения заявления – принято, рассмотрено, дан ответ, отказано и т.д. 
 
Наконец, последний, пятый этап   
«Полностью интерактивное взаимодействие» 
 – это возможность получения результата услуги полностью дистанционно в электронном виде. В плане, утвержденном Правительством РФ, содержится информация о том, в какие сроки на какой этап должна быть переведена каждая государственная услуга.

8) Обращение общегражданских паспортов в бумажном виде планируется прекратить в 2030 году, им на смену придет электронный документ, сообщил глава ФМС Константин Ромодановский.. Карту, как ожидается, будут выдавать россиянам с первых лет жизни, но фотографии на ней будут появляться по достижении совершеннолетия. Гарантийный срок карты — 10 лет.

9) На электронной карте,  помимо фотографии и персональных  данных с именем, фамилией и  отчеством, на специальный чип  будет «вшита» информация с  его адресом. На карте будет  указан ИНН, СНИЛС (страховой  номер), электронная, цифровая подпись,  а также будет оставлено место  для отпечатков пальцев, которые,  возможно, в будущем также будут  вноситься на карту.

 

10) Примеры работ реализации Концепции «электронного правительства» по России:

портал электронного представления  товарной информации на таможне РФ;

оформление (подача заявления  и фотографии) внутреннего паспорта через портал;

внедрены процедуры электронного взаимодействия в арбитражном суде Московского округа;

запущен (при содействии «Дальсвязи») социальный проект «Поколение оn-line» (обучение старшего поколения Интернет-взаимодействиям);

запущена и функционирует  в Кировской области «электронная приемная» - жители области могут  направить жалобы на любой орган (любое должностное лицо) исполнительной власти;

реализуется переход к  межведомственному электронному взаимодействию при предоставлении госуслуг в Свердловской области (по 43 типовым услугам);

запускается разветвленная  сеть из 293 электронных терминалов по оказанию госуслуг в 160 административных зданиях Нижегородской области, где планируется осуществлять все платежи только через эти терминалы (в том числе, за связь и ЖКХ);

в рамках реализации пилотного проекта в Ростовской области реализованы информационные системы для размещения госуслуг, корпоративная сеть телесвязи органов госвласти и административных центров области, сформирован перечень около 300 госуслуг органов власти и 220 услуг подведомственных учреждений;

в электронный вид переводят  социально значимые госуслуги в Калининградской области (ежемесячные пособия на ребенка, материнский капитал, поиск работы и временное трудоустройство, ЗАГС, результаты ЕГЭ);

Это далеко не полный перечень моментов развития «Электронного правительства» в России.

11) Электронная цифровая подпись – систем электронного взаимодействия с использованием двух ключей - открытого (передается адресату, другому лицу) и закрытого (хранится у владельца). Ключ ЭЦП сертифицируется удостоверяющим центром (сертификационным органом). Такой центр есть в каждом регионе.

Сертификат ключа электронной  цифровой подписи включает (содержит) обязательные сведения: ФИО (или наименование) владельца или полномочного представителя, открытый ключ, срок действия, номер  сертификата, другие данные.

12) Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» предусматривает ответственность за нарушение регламента об ЭЦП и декларирует следующие положения:

электронная цифровая подпись  и оригинал подписи лица (правомочного лица) имеют одинаковую силу;

пользователь открытого  ключа может требовать подтверждения  сертификата ключа в удостоверяющем центре;

владелец сертификата  ответственен (в уголовном порядке!) за последствия, возникшие при использовании (несанкционированном!) закрытого ключа;

неправомерное использование  ЭЦП лица или доступ к нему приводит к ответственности (до уголовной!).

13) Развитие электронного правительства в России в 2008—2015 гг.

В России стартовали с некоторым  разрывом во времени и одновременно реализуются электронные правительства  трех типов в виде:

сети многофункциональных  центров предоставления услуг (МФЦ, 2008);

единого портала предоставления государственных и муниципальных  услуг (ЕПГУ, 2009), региональных порталов и порталов муниципалитетов (далее  сеть ЕПГУ, 2009), связанных с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

системы открытого правительства (2011). Открытые государственные данные уже стали обязательным компонентом веб-сайтов органов государственного и муниципального управления РФ. Компоненты системы открытого правительства (открытый регион, открытое министерство и открытые государственные и муниципальные данные) непосредственно реализуются на государственных и муниципальных веб-сайтах, доступ к ним производится не через ЕПГУ, а напрямую через Интернет (см., например, сайт Минэкономразвития России). В принципе сейчас создается сайт, где в одном месте будут собраны все государственные открытые данные. http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/opengov/

14) Заключение

для успешного перевода государственных  услуг в электронный вид требуется  целостная конструкция, в которой  на базе бесшовной технологии будет  организован связный процесс  подготовки и оказания государственных  услуг, а также выстроено единое информационное пространство на основе единой модели данных для всех уровней  информационного взаимодействия

Необходимые условия для  решения проблем подготовки госуслуг:

организация единого, комплексного подхода к процессу подготовки госуслуг, с учетом всех составных компонентов, на необходимом и достаточном уровне структуризации и формализации самой услуги;

применение при подготовке услуг к переводу в электронный  вид промышленных технологий с использованием языков программирования, которые подразумевают  манипуляции с объектами моделей  данных, автоматическую интерпретацию  метаданных;

обеспечение коллективной работы большого количества участников в рамках семантического, нормативно-правового  и организационно-методического  пространства для реализации полноценного взаимодействия.

 

 

 

 


Информация о работе Электронное правительство