Государство в системе политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Содержание

Введение ………..3
Государство: сущность, основные признаки и типы……………………5
Политическая власть: сущность, структура и свойства………………..13
Государство как элемент политической системы общества…………..18
Заключение …………………………………………………………………..26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 36.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение ………..3

    1. Государство: сущность, основные признаки и типы……………………5
    2. Политическая власть: сущность, структура и свойства………………..13
    3. Государство как элемент политической системы общества…………..18

 Заключение  …………………………………………………………………..26

 Список литературы 27  

 

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние  на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории  человечества не было одинаковым.

Государство является центральным  институтом политической системы и  основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

 В политологии категория  "государство" является одной  из централь-ных, основных наряду  с категориями "политика" и  "власть".

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

Однако понять роль и место  государства в истории общества можно только рассматривая его в  контексте других - более широких  и емких явле-ний, одним из которых  является, например, политическая система.

Политическая система - (общества) (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, которые  устанавливают конституционно-правовой статус государства, политических партий, общественных и религиозных организаций  и регулируют их взаимоотношения;

2) (в материальном смысле) совокупность государственных и  общественных органов и организаций,  с помощью которых осуществляется  государственная (политическая) власть.

Итак, политическая система  – это совокупность взаимодействующих  между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть , взаимосвязь граждан и государства. Основным ее назначением является обеспечение целостности, единство действий людей в политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государство: сущность, основные признаки и типы

Государство - это организация  политической власти, содействующая  преимущественному осуществлению  конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в  пределах определенной территории.

     Государство  - часть политической системы,  ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

      - является единственным легитимным представителем своего народа, имеет самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

    - является единственным носителем суверенитета;

      - обладает  публичной властью и  является единственной политической

организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

     - располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

     - обладает монополией на правотворчество, устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций;

     - располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

     -  выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках  политической системы, являясь «стержнем» политической  жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

  Современное демократическое государство обеспечивает общественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисс.

Особенность государства  состоит в том, что оно представляет собой совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции общества. Организационные отношения в  сфере политики наделены некоторыми чертами:

- общая цель для всех  участников организации;

- иерархичность структуры  отношений внутри организации;

- дифференцированность норм  для руководителей и руководимых.

Разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение  функционирования, преобразование и  защиту системы осуществления политической власти в обществе составляет суть политической деятельности.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно  выделить несколько состояний –  политическая активность и пассивность. При этом критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя  на политическую власть или непосредственно  используя ее реализовывать свои интересы.

Политическая пассивность  – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует  своих собственных интересов и находится под влиянием другой социальной группы.

Под политическим сознанием  имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня: концептуальный и обыденный. В характеристику политической системы входит политическая культура. Это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами  политической общности, используемых для регуляции деятельности и  отношений.

Поскольку в сфере политических отношений люди имеют дело с выбором  порядка действий, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов. В значительной степени  они определяют тип политических систем, приоритетных государственных  механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей.

Центральным элементом политической системы является государство.

Государство выполняет такую  политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и др. Следующей функцией политической системы является интеграция общества, обеспечение взаимосвязи, единства действий различных компонентов  его структуры.

Очередной функцией политической системы является упорядочивание политических процессов. Как вид деятельности она направлена на реализацию целей  обновления и стабилизации.

В литературе выделяют и  другие функции политической системы[6]. Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывают ее кризис.

В зависимости от факторов и господствующего политического  режима, формируются различные типологии  политических систем:

- командную – ориентированную  на использование принудительных, силовых методов управления;

- соревновательную –  основанную на противостоянии, противоборстве  различных политических и социальных  сил;

- социопримерительная –  нацеленная на поддержание социального  консенсуса и преодоление конфликтов.

Очередной проблемой, требующей  рассмотрения, является характеристика основных субъектов политической системы. Одним из них является политическая партия. Она осуществляет функцию  представительства интересов различных  социальных групп; Интегрирует социальную группу, входящую в сферу политических отношений; в снятие ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему  целей, более или менее разветвленную  организационную, накладывают на своих  членов определенные обязанности и  формируют нормы поведения.

Партии могут быть классовыми, национальными, религиозными, проблемными, государственно-патриотическими, формирующимися вокруг популярной политической фигуры.

Другим субъектом политической системы выступает движение. В  них отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства. Программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Доминирующая тенденция в современных  условиях-предпочтение движениям перед  партиями.

Очередным субъектом политической системы выступают группы давления. Для них характерны строгая конспирация, сокрытие целей, жесткая иерархичность построения, строгая распределение о структуре и деятельности организации.

Политическая система  состоит из противоположных сторон, находя-щихся в отношениях противоречия. Разрушение таких противоречий и  со-ставляет внутренний источник ее саморазвития.

Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана. Разрушение такого рода противоречий означает обретение  качественно новой, более высокой  формы движения. Примером может служить  деятельность демократического государства  по преодолению одного из основных противоречий между государством и  гражданином.

Противоречия субъективного  плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок господствующей в обществе морали, законностью и правопорядком, разрешается или путем искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса.

Среди всех многообразных  оснований классификации политических закономерностей, наиболее общее значение имеют такие критерии, как ин-ституционность, глубина и универсальность их исторического действия, классовая  сущность.

Совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления  политической власти называется политическим режимом.

Выделяют следующие их типы:

- демократические – когда  обеспечивается право на участие  народа в решении государственных  дел, уважаются и охраняются  права человека;

- авторитарные – когда  функции управления обществом  сосредоточиваются в одном лице  или узком социальном слое;

- тоталитарные – когда  отрицаются или значительно ограничиваются  права и свободы личности, жестко  контролируются авторитарным государством  все стороны жизни общества.

Политическая система  правового государства базируется на:

во-первых, изменении истолкования источника права, когда им становится не государство, а личность; во-вторых, изменении представления о соотношении  между государством и законом. Согласно концепции правового государства  не любая возведенная в закон  воля есть право, а только такая, которая  не противоречит и не нарушает права  человека, но укрепляет и защищает их; в-третьих, утверждение в обществе и его политической системе такого политического качества, как уважение к закону, исходя из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора.

Политические системы, действующие  на основе принципов правового государства  имеют существенные признаки, к которым следует отнести: легитимность (принятием населением государственной власти, признание ее права управлять и согласия подчиняться); легальность, т.е. нормативность, выражающаяся в способности оперировать и ограничиваться законом; безопасность, важнейшими аспектами которой являются:

- военный, т.е. способность  государства защитить общество;

- правовой, т.е. наличие  реальных гарантий личности;

- экологический;

- технологический;

- информационный;

- экономический.

Исходя из этих принципов, сущностными чертами политического  ре-жима демократии являются:

- правление большинства;

- свобода критики и  оппозиции правительству;

- защита меньшинства;

- лояльность меньшинства  к политическому сообществу. Закономерности  развития политической системы  представляют собой объективные,  устойчивые, повторяющиеся связи,  характеризующие сущностное единство  и динамизм политических явлений  на различных этапах бытия.

Информация о работе Государство в системе политической власти