Государство в системе политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:04, реферат

Краткое описание

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Содержание

Введение ………..3
Государство: сущность, основные признаки и типы……………………5
Политическая власть: сущность, структура и свойства………………..13
Государство как элемент политической системы общества…………..18
Заключение …………………………………………………………………..26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 36.30 Кб (Скачать файл)

Политическая система  состоит из противоположных сторон, находя-щихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития. Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

Внутренние противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и конституционны. Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняет закономерности развития самой политической системы общества.

Противоречия субъективного  плана, вызванные несовпадением  идейно-политических, психологических  и правовых установок отдельных  личностей, организаций с господствующей в общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения согласия между  заинтересованными сторонами. Появление  и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы. Таким образом, в свете исторического опыта  становится все более ясным, что  демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся  на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений, составля-ющих элементов политической системы общества - играло и продолжает играть государство. Имея в своем оснащении специальный аппарат управления, принуждения и подавления, государство как бы возвышается над всеми прочими элементами.

Государство выступает в  качестве основного средства осуществления  политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В  качестве такового государство само обладает сложной институциональной  структурой, выполняет специфические  функции, характеризуется определенными  формами устройства и типологическими  чертами.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы  и прав человека в политической науке  выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно  стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей. Государство Нового времени (современное государство) имеет  ряд характерных черт, важнейшие  из которых признаны мировым сообществом  и используются им в качестве критериев  признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами  и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших конституирующих  элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория - это физическая, материальная основа государства. Территориальный  признак построения отличает государство  от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений. Территория как  признак государства нераздельна (принадлежность земли многим частным  собственникам не делит между  ними территорию); неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства);неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся  его власти. В международном праве  народ фактически отождествляется  с населением, которое может быть полинациональным, состоять из различных  племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все  они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, курды в Турции).

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства.

 

  1. Политическая власть: сущность, структура и свойства

Как известно, политика –  вид конкурентной деятельности множества  субъектов общественной жизни, по поводу реализации своих противоречивых интересов  при помощи государства и его  институтов. А конкуренция приводит к доминированию одного из субъектов  и, как следствие, к возможности  последних навязывать свои интересы другим в качестве определяющих.

По мнению Е. Вятра, общее  определение власти должно включать следующие элементы:

- не менее двух партнеров  отношений власти, причем этими  партнерами могут быть как  отдельные лица, так и группы лиц;

- приказ осуществляющего  власть, то есть выражение им  воли по отношению к тому, над  кем он осуществляет власть, сопровождаемый  угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;

- подчинение того, над  кем осуществляется власть, тому, кто её осуществляет, то есть  подчинение выраженной в приказе  воле осуществляющего власть;

- общественные нормы,  устанавливающие, что отдающий  приказы имеет на это право,  а тот, которого эти приказы  касаются, обязан подчинятся приказам осуществляющего власть.

Субъект властвования получает возможность властвовать, в том  числе и благодаря доступу к ресурсам власти.

Ресурсы власти – атрибут, обстоятельство или благо, обладание  которыми существенно повышает возможности  их обладателя встретить гарантированное подчинение своему приказу.

Ресурсы подразделяются на:

- нормативные;

- утилитарные;

- административные.

Ресурсы власти выступают  платежным средством, которым оплачивается подчинение.

Чтобы доступ и возможность  распоряжаться ресурсами, осуществляя  властные полномочия, было более длительным и стабильным, властвующая сторона, как правило, пытается институциализировать свою позицию доминирования, превратить её в систему господства.

Наиболее полное выражение  институциализация властных отношений получает в политике.

Таким образом, политическая власть – это система институционально закрепленных социальных отношений, сложившихся  на основе реального доминирования  той или иной группы в использовании  ею прерогатив государства для распределения  разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Политическая власть обладает следующими свойствами:

 

1) легальностью использования силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью  решений для всякой иной власти, способностью проникновения в  любые общественные процессы. Политическая  власть может ограничить влияние  мощных корпораций, СМИ и других  учреждений или же вовсе ликвидировать их;

3) публичностью, т.е. всеобщностью  и безличностью. Это означает, что  политическая власть в отличие  от личной, приватной власти, которая  обычно существует в небольших,  контактных группах, обращается  от имени всего общества с  помощью права ко всем гражданам;

4) моноцентричностью, наличием  единого центра принятия решений.  В рыночном демократическом обществе  в отличие от политической  власти экономическая, социальная  и духовно-информационная власти  полицентричны. Здесь существует  много независимых собственников,  СМИ, социальных фондов и т.п.;

5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство, использует не только  принуждение, но и экономические,  социальные и культурно-информационные ресурсы.

Одним из основных специфических  свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой  форму поддержки, оправдания правомерности  применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

Этимологически слово  «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis — законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве  и законах, но всегда пользуется той  или иной поддержкой хотя бы части  населения, легитимность, характеризующая  опору и поддержку власти реальными  субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления.

Многообразие возможностей различных политических субъектов  поддерживать систему правления  предполагает столь же разнообразные  типы легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры  людей в необходимость и неизбежность  подчинения власти, которая получает  в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению  тем или иным лицам или политическим институтам;

- рациональная (демократическая)  легитимность, возникающая в результате  признания людьми справедливости  тех рациональных и демократических  процедур, на основе которых формируется система власти;

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате  веры людей в признаваемые  ими выдающимися качества политического  лидера. Этот образ непогрешимого,  наделенного исключительными качествами  человека (харизма) переносится общественным  мнением на всю систему власти.

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более  универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких ее видах, как: «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности; легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ; нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью; и, наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Легитимность обладает свойством  изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и  ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами  понимается такое падение реальной поддержки органов государственной  власти или правящего режима в  целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие  кризис легитимности режима с дестабилизацией  политической власти и правления, называют в качестве таких критериев:

- невозможность органов  власти осуществлять свои функции  или присутствие в политическом  пространстве нелегитимного насилия  (Ф. Били);

- наличие военных конфликтов  и гражданских войн (Д. Яворски);

- невозможность правительства  адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

- разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);

- отсутствие серьезных  структурных изменений или снижение  эффективности выполнения правительством  своих главных задач — составления  бюджета и распределения политических функций среди элиты;

Информация о работе Государство в системе политической власти