Арттерапия в работе с детьми 
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:16, курсовая работа 
Краткое описание 
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Наиболее актуальной является арттерапия.  Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. 
 
Содержание 
Глава № 1 ...............................................................................................................                                       3                                      Введение ......................................................................................... 3 Арттерапия. .................................................................................... 4 Цели арттерапии. ............................................................................. 8 Изотерапия. ................................................................................... 9 Проективный рисунок ...................................................................... 11 Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.. 14 Глава № 2 ............................................................................................................. 17 Устранение страхов с помощью изотерапии..... 17 Заключение....................................................................22 Библиографический список......................................................24 
 
                
            
Вложенные файлы: 1 файл 
                    
                
Курсовая: Арттерапия в работе 
с детьми 
                                Оглавление                                   
Глава № 1 
...............................................................................................................     
                                      
3                                         
Введение 
.........................................................................................    
3 
Арттерапия. 
....................................................................................    
4 
Цели арттерапии. 
.............................................................................    
8 
Изотерапия. 
...................................................................................    
9 
Проективный рисунок 
...................................................................... 11   
Этапы работы с детьми по методу 
В. Окдендер.. 14 
Глава № 2 
.............................................................................................................     
17 
Устранение страхов с помощью 
изотерапии..... 17 
Заключение....................................................................22  
Библиографический список......................................................24  
     
                                                                                 
      
                                              
 
 
 
 
 
 
 
Глава № 1 
 
Введение 
 
В работе с детьми очень важно 
использовать гибкие формы психотерапевтической 
работы. Наиболее актуальной 
является арттерапия.  
Арттерапия предоставляет ребенку 
возможность проигрывать, переживать, 
осознавать конфликтную ситуацию, 
какую-либо проблему наиболее удобным 
для 
психики ребенка способом. Арттерапевтические 
методики позволяют погружаться в 
проблему на столько насколько 
человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, 
как правило, даже не осознает 
то, что с ним происходит. 
В своей работе мы не беремся 
описывать все многообразие арттерапевтических 
форм 
работы с детьми. Но на некоторых 
мы остановимся более подробно, и особое 
внимание уделим проблеме разрешения, 
переживания страхов. 
 Страхи являются 
неотъемлемой частью каждого 
человека. В определенные моменты страхи 
могут 
разрастаться и в какие-то моменты 
захватывать человеческое существо целиком. 
Уход от страхов другими словами 
избегание, на мой взгляд, не является 
конструктивным выходом из 
ситуации. Страхи теряют силу, когда мы 
смотрим им в 
лицо. Это сложно сделать взрослому 
человеку, а ребенку почти невозможно, 
в 
большинстве случаев. Здесь 
на помощь приходит изоттерапия, которая 
позволяет 
наиболее безболезненным способом 
вынести на физический план страхи, 
переживания, которые могут 
лежать глубоко в сознании. 
Согласно К. Рудестаму, задачи 
арт-терапии: 
  Дать социально приемлемый 
  выход агрессии и другим негативным чувствам.  
 
  Облегчить процесс лечения 
  (психотерапии) в качестве вспомогательного 
  метода.  
 
  Получить материал для психодиагностики.  
 
  Проработать подавленные мысли 
  и чувства.  
 
  Установить контакт с клиентом.  
 
  Развить самоконтроль.  
 
  Сконцентрировать внимание 
  на ощущениях и чувствах.  
 
  Развить творческие способности 
  и повысить самооценку.  
 
 
       
Арттерапия. 
 
Термин "арттерапия" ввел 
в употребление Адриан Хилл (1938) при описании 
своей 
работы с туберкулезными больными 
в санаториях. Это словосочетание 
использовалось по отношению 
ко всем видам занятий искусством, которые 
проводились в больницах и центрах 
психического здоровья. 
Арттерапия – это специализированная 
форма психотерапии, основанная на 
искусстве, в первую очередь 
изобразительной и творческой деятельности. 
Первоначально арттерапия возникла 
в контексте теоретических идей З. Фрейда 
и 
К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала 
более широкую концептуальную базу, 
включая гуманистические модели 
развития личности К. Роджерса и А.Маслоу. 
Основная цель арттерапии состоит 
в гармонизации развития личности через 
развитие способности самовыражения 
и самопознания. С точки зрения 
представителя классического 
психоанализа, основным механизмом коррекционного 
воздействия в арттерапии является 
механизм сублимации. По мнению Юнга, 
искусство, особенно легенды 
и мифы и арттерапия, использующая искусство, 
в 
значительной степени облегчают 
процесс индивидуализации саморазвития 
личности 
на основе установления зрелого 
баланса между бессознательным и сознательным 
"Я". 
Важнейшей техникой арттерапевтического 
взаимодействия здесь является техника 
активного воображения, направленная 
на то, чтобы столкнуть лицом к лицу 
сознательное и бессознательное 
и примирить их между собой посредством 
эффективного взаимодействия. 
С точки зрения представителя 
гуманистического направления, коррекционные 
возможности арттерапии связаны 
с предоставлением клиенту практически 
неограниченных возможностей 
для самовыражения и самореализации в 
продуктах 
творчества, утверждением и 
познанием своего "Я". Создаваемые 
клиентом 
продукты, объективируя его 
аффективное отношение к миру, облегчают 
процесс 
коммуникации и установления 
отношений со значимыми другими. 
В качестве еще одного возможного 
коррекционного механизма, по мнению 
сторонников обоих направлений, 
может быть рассмотрен сам процесс творчества 
как исследование реальности, 
познание новых, прежде скрытых от исследователя, 
сторон и создание продукта, 
воплощающего эти отношения. 
Арттерапия может использоваться 
как в виде основного метода, так и в качестве 
одного из вспомогательных 
методов. Выделяют два основных механизма 
психологического коррекционного 
воздействия, характерных для метода 
арттерапии. 
     Первый 
механизм состоит в том, что искусство 
позволяет в особой 
символической форме реконструировать 
конфликтную травмирующую ситуацию и 
найти 
ее разрешение через пере структурирование 
этой ситуации на основе креативных 
способностей субъекта. 
     Второй 
механизм связан с природой эстетической 
реакции, 
позволяющей изменить действие 
"аффекта от мучительного к приносящему 
наслаждение". 
В психотерапевтическом контексте 
можно сказать, что занятия изобразительным 
искусством носят спонтанный 
характер – в отличие от тщательно организованной 
деятельности по обучению пациентов 
рукоделию или рисованию. При проведении 
арттерапии важен творческий 
акт как таковой, а также особенности внутреннего 
мира творца, которые выявляются 
в результате осуществления этого акта. 
Руководители поощряют участников 
выражать свои внутренние переживания 
как 
можно более произвольно и спонтанно 
и совершенно не беспокоиться о 
художественных достоинствах 
своих работ. 
Обзор литературы по арттерапии 
свидетельствует о том, что это сборное 
понятие, включающее множество 
разнообразных форм и методов. 
Кратохвин [6; ст. 278] разделяет 
арттерапию на сублимационную, деятельную 
и 
проективную, однако, это разделение 
основано  на внешнем характере метода 
и 
касается только экспрессивного 
компонента. В зарубежной психотерапии 
выделяют 
4 основных направления в применении 
арттерапии: 
1.Использование для лечения 
уже существующего произведения 
искусства путем их  
анализа и интерпретации пациентом 
(пассивная Арттерапия). 
2.Побуждение пациентов 
к самостоятельному творчеству, 
при этом творческий акт 
рассматривается как основной 
лечебный фактор (активная Арттерапия). 
3.Одновременное использование 
первого и второго принципов. 
4.Акцентирование роли 
самого психотерапевта, его взаимоотношения 
с пациентом 
в процессе обучения его творчеству, 
классификация, приводимая в книге Хайкина 
"Художественное творчество 
глазами врача", включает в 
себя роль эстетического 
компонента и представления 
о лечебной направленности фактора и уровня 
адаптации, на которой это действие 
проявляется: 
1.Социально-личностный уровень 
адаптации: в основе адаптирующегося 
действия  
лежит неосознаваемая созидательная 
гармонизация, интегрирующая сила, некоего 
эстетического и творческого 
начала, заложенного в искусстве. 
2.Личностно-ассоциативный 
уровень адаптации: облегчение и 
компенсация 
достигаются за счет не столько  
эстетического действия, сколько вследствие 
снижения напряжения. 
3.Ассоциативно-коммуникативный 
уровень адаптации: лечебное действие  
арттерапии достигается подключением 
интеллектуальных операций (проекция, 
обсуждение и  осознание 
конфликта), облегчением психотерапевтических 
контактов и доступа врача к 
психопатологическим переживаниям, не 
требующим 
эстетического компонента, 
ибо результат достигается даже при простейшем 
проективном изображении проблем. 
4. Социально-коммуникативный 
уровень адаптации: в качестве 
адаптирования 
используются прикладные возможности 
творчества, арттерапия рассматривается 
упрощенно, как один из видов 
занятости, вариант организации и время 
провождения, принципиально 
не отличающегося от других аналогичных 
методов. 
5.Физиологический уровень 
адаптации: учитывается физическое, 
физиологическое 
и координационно-кинетическое 
влияние пластического изображения, творчества 
на организм и психику. 
Каждый из элементов классификации 
допускает использование искусства и 
в 
экспрессивном творческом  
варианте, когда творят сами больные, и 
в 
импрессивном, когда используется 
восприятие уже готового произведения 
изобразительного творчества. 
Согласно взглядам Гольдштейна, 
творчество-это одно из средств, преодоления 
страха, возникающего в связи 
с конфликтом, формирующимся у человека, 
поведением которого управляет 
стремление к реализации личности. Творческие 
люди лучше концентрируют свою 
энергию, свои силы для преодоления препятствий 
и решения внутренних и внешних 
конфликтов. По мнению Маслоу, основной 
источник человеческой деятельности 
лежит в непрерывном стремлении к 
самоактуализации и самовыражению, 
которое имеется, однако, только у здоровых 
людей. У невротиков эта потребность 
нарушена, и искусство может быть способом 
ее восстановления. Говоря о 
способах, ведущих к самоактуализации, 
Маслоу 
указывает на мгновение высшего 
переживания красоты и экстаза. Задача 
психотерапевта-помочь людям 
ощутить эти мгновения, создать условия 
для их 
возникновения, научить пациента 
высвобождать подавленное, познавать 
собственное Я. Сдерживание 
творческих сил является причиной неврозов, 
и смысл 
психотерапии в ее высвобождении, 
поэтому стимуляция творчества может 
служить 
и психопрофилактическим средством. 
Широко распространены взгляды 
на арттерапию как на особую форму реагирования 
и сублимации. 
Художественная сублимация 
возникает тогда, когда инстинктивный 
импульс 
человека заменяется визуальным 
художественно-образным представлением. 
Творчество рассматривается 
как средство максимального самовыражения, 
позволяющее пациенту проявлять 
себя ярче, чем в письме или речи, а врачу 
обеспечивает прямой доступ 
к бессознательному. 
Некоторые исследователи считают 
рисование средством снятия напряжения, 
за 
счет возврата к примитивным 
формам функционирования и удовлетворения 
бессознательных желаний. Осуществляется 
это путем сознательной творческой 
деятельности и происходит 
в процессе ее сублимации через выражение 
в 
символическом виде внутренних 
конфликтов и неосознанных стремлений. 
Произведение способствует 
вытеснению, прорыву содержания комплексов 
в 
сознание и переживание сопутствующих 
им отрицательных эмоций. Это особенно 
важно для тех, кто не может 
"выговориться", выразить свои фантазии 
в 
творчестве легче, чем рассказать 
о них. Фантазии, которые изображены на 
бумаге или выполнены в глине, 
нередко ускоряют и облегчают вербализацию 
переживаний. В процессе работы 
ликвидируется или снижается защита, которая 
есть при вербальном, привычном 
контакте, поэтому в результате арттерапии 
больной правильнее и реальнее 
оценивает свои нарушения. Рисование, 
как и 
сновидение, снимает барьер 
«эго-цензуры», затрудняющий словесное 
выражение 
конфликтных бессознательных 
элементов. Творчество открывает путь 
к выражению 
бессознательных идей и фантазий, 
которые проявляются в значимой для пациента 
и необычной для всех остальных 
форме. Как один из вариантов арттерапии 
используются зарисовки сновидений 
и возникающих во сне чувств. 
Физическое и физиологическое 
влияние арттерапии заключается в том, 
что 
изобразительное творчество 
способствует улучшению координации, 
восстановлению 
и более тонкому дифференцированию 
идеомоторных актов. Нельзя недооценивать 
также непосредственное воздействие 
на организм цвета, линий, формы. В своих  
 
 
 
 
					Информация о работе  Арттерапия в работе с детьми