Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:22, доклад
Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в  Российской Федерации, включающий в  себя более трех тысяч образовательных  учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.
В структуре работающего населения  Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности «Образование» составила 147 229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.
Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.
В структуре работающего 
Развитие системы образования Ростовской области на сегодняшний день осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и иными программами.
Это создало основу для институциональной перестройки в сфере образования Ростовской области, в первую очередь, касающейся модернизации структуры и содержания общего, профессионального образования, совершенствования его качества, социальной поддержки детства, эффективности управления образовательной системой.
Вместе с тем, системе образования в Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации. Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:
недостаточное финансирование учреждений образования всех типов;
несоответствие материально-
запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики;
неудовлетворительный уровень 
доступности образования для 
детей из малообеспеченных семей, сирот 
и детей с ограниченными 
дефицит преподавательских и 
низкая оплата труда работников образования;
диспропорции системы 
Система профессионального образования представлена: 74 учреждениями начального профессионального образования, в том числе 68 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области, 6 – подведомственными департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; 61 учреждением среднего профессионального образования, в том числе 46 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование области), 7 подведомственными министерству здравоохранения Ростовской области, 5 подведомственными министерству культуры Ростовской области, 1 подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области, 2 учреждениями среднего профессионального образования федерального подчинения. При этом 24 учреждения среднего профессионального образования федерального подчинения переданы в ведение Ростовской области только в 2012 году.
Кроме того, на территории области функционируют 25 учреждений высшего профессионального образования, не считая филиалов образовательных учреждений других субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2007 года, в соответствии 
с постановлением Администрации 
Ростовской области от 16.05.2006 № 182 «О порядке 
формирования регионального заказа на 
подготовку квалифицированных рабочих 
кадров в системе начального профессионального 
образования Ростовской области», государственное 
регулирование подготовки рабочих и специалистов 
в учреждениях начального профессионального 
образования осуществляется исходя из 
прогнозной потребности и на основании 
ежегодного регионального заказа. Постановлением 
Правительства Ростовской области от 19.04.2012 № 299 «О региональном 
заказе на подготовку квалификационных 
рабочих кадров в государственных бюджетных 
и автономных образовательных учреждениях 
начального профессионального образования 
Ростовской области на 2012 – 2013 учебный 
год» утвержден региональный заказ на 
подготовку квалифицированных рабочих 
кадров в государственных образовательных 
учреждениях начального профессионального 
образования Ростовской области на 2012 
– 2013 год в объеме 9 325 человек по 55 профессиям, 
на основании которого осуществляется 
комплектование образовательных учреждений. 
При этом увеличен прием по востребованным 
профессиям: повар, кондитер, продавец, 
автомеханик, закройщик, тракторист, мастер 
отделочных и строительных работ, наладчик 
станков и оборудования в механообработке, 
токарь-универсал и другие. 
В региональный заказ включены новые профессии: 
мастер жилищно-коммунального хозяйства, 
машинист крана металлургического производства, 
мастер сухого строительства, электромонтер 
по ремонту и обслуживанию электрооборудования 
в сельскохозяйственном производстве, 
художник декоративной росписи по металлу, 
изготовитель художественных изделий 
из тканей с художественной росписью.
С целью построения в Ростовской 
области системы взаимодействия 
областных государственных обра
Для повышения эффективности совместных действий минобразования области, управления государственной службы занятости населения Ростовской области, учреждений профессионального образования, Союза работодателей Ростовской области и предприятий в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда, по инициативе минобразования области Областным законом от 18.11.2011 № 730-ЗС внесены изменения в Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Эти изменения направлены на:
расширение целей и направлений взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в части поднятия престижа рабочих профессий и технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда;
обеспечение мер социальной поддержки 
обучающихся и молодых 
создание Регионального 
Реализация вновь введенных положений закона позволит повысить эффективность подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных инновационной экономикой, обеспечить рост трудоустройства и закрепления выпускников на предприятиях.
С 1 сентября 2011 г. 100 процентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования перешли на обучение по новым профессиональным образовательным программам и моделям обучения, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом в целях обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики области, в разработке новых образовательных программ принимали участие работодатели.
Поэтапная модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и за счет собственных средств образовательных учреждений, средств социальных партнеров: работодателей, попечительских советов, общественных профессиональных объединений и др.
Развиваются 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, созданных на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: совершенствуется материально-техническая база, расширяется спектр и объём предоставляемых услуг, проводится стажировка педагогических работников одноотраслевых учреждений начального и среднего профессионального образования. В ресурсных центрах созданы условия для получения студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений рабочих профессий.
Существующий дисбаланс между спросом и предложением на региональном рынке труда определяет необходимость оптимизации объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов, реструктуризации сети учреждений профессионального образования. В соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и с учетом передачи в 2012 году с федерального на региональный уровень 24 учреждений среднего профессионального образования продолжилась реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования.
В целях модернизации и повышения качества профессионального образования минобразованием области совместно с Союзом работодателей Ростовской области, учреждениями профессионального образования и предприятиями – заказчиками кадров проводится работа, направленная на развитие государственно-частного партнерства:
в рамках формирования регионального 
сегмента системы оценки и сертификации 
квалификаций выпускников учреждений 
профессионального образования, других 
категорий граждан, прошедших профессиональное 
обучение в различных формах, на 
базе государственных образовательны
в учреждениях высшего 
Вместе с тем существует ряд 
проблем, решение которых позволит 
обеспечить инновационную экономику 
области востребованными 
Одной из ключевых проблем системы профессионального образования является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися, студентами в процессе обучения. Для ее решения образовательными учреждениями проводится системный анализ потребностей предприятий области в рабочих кадрах и специалистах. По результатам исследований, в том числе мнения работодателей, разрабатываются компетентностные модели специалистов, вносятся соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, осуществляется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников. Учреждения профессионального образования привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий, учреждений и организаций, заключают договоры о социальном партнерстве в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов, об организации учебной и производственной практики в условиях предприятий-работодателей. В учреждениях профессионального образования Ростовской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, способствующие их адаптации на региональном рынке труда.
2.5. Кадровое 
и научное обеспечение 
развития регионального образования 
Развитие педагогического потенциала, повышение престижа педагогического труда – важное направление развития образования, без которого невозможна его модернизация.
Действующая региональная система педагогического образования представлена сетью учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечивающей педагогам свободу выбора образовательных программ профессионального продвижения.
В системе педагогического 
Повышению квалификации педагогических работников в значительной степени способствует их аттестация. С 2011 года аттестация педагогических работников в Ростовской области осуществляется в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Обновление данной процедуры, учитывающее требования новых федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ, позволяет в большей степени стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников, способствует личностному профессиональному росту и методологической культуре педагогов, использованию ими современных педагогических технологий.
Благодаря мерам, предпринимаемым на федеральном и региональном уровнях, некоторые тревожные тенденции в кадровом обеспечении образовательного комплекса удалось переломить. Существенное повышение уровня заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике, ряд мер социальной поддержки молодых педагогов, увеличение материального и морального стимулирования лучших педагогов области привели к повышению значимости роли педагога в обществе. Так, впервые за последние годы отмечается рост доли молодых специалистов со стажем до 5 лет среди учителей общеобразовательных учреждений. Эта доля составила в 2011 году 9 процентов (в 2010 году – 7,9 процента).
В то же время в обеспечении 
старение учительского корпуса (доля учителей пенсионного возраста составила в 2007 году 15,7 процента, в 2011 году – 16,9 процента, средний возраст педагогов – 43 года);
Информация о работе Анализ системы образования Ростовской Области